Любимая многими лирическая комедия «Девчата» была снята режиссером Юрием Чулюкиным по одноименной повести Бориса Бедного. Текст «Девчат» был опубликован в «Роман-газете», где ее, собственно, и увидел режиссер. Чулюкин практически сразу загорелся идеей снять по повести фильм, однако для этого оригинальный текст нужно было немного переработать, уделив больше внимания «бытовой» стороне сюжета.
Бедный пошел режиссеру навстречу и сделал повесть более кинематографичной. По сути, работая над сценарием картины, Чулюкин и Бедный «отодвинули» трудовые подвиги советского народа и романтику комсомола на второй план, а в центр сюжета вывели личные отношения.
Любопытный факт: авторы, не прописав ни одного отрицательного персонажа, все же умудрились наполнить картину конфликтами и непростыми ситуациями, заставив, тем самым, зрителя сопереживать героям.
В отличие от работы над сценарием, которая проходила легко и просто, подбор актеров стал для режиссера настоящим испытанием на прочность. Дело в том, что, готовясь к съемкам, Юрий Чулюкин пообещал роль Тоси Кислицыной, то есть главной героини фильма, своей жене, актрисе Наталье Кустинской. Кустинская буквально грезила этой ролью и, пока ждала решения худсовета, основательно к ней готовилась.
Однако спустя некоторое время от знакомого оператора она узнала, что картина уже снимается, а в главной роли занята Надежда Румянцева. Чулюкин оправдывался перед супругой, как только мог. Собственно, основным его аргументом было то, что худсовет «Мосфильма» посчитал Кустинскую слишком красивой для образа Тоси. В качестве примирительного компромисса режиссер предложил супруге роль Анфисы, но та отказалась.
Помимо Надежды Румянцевой на роль Тоси также пробовались актрисы Валентина Малявина и Екатерина Савинова, однако «Мосфильм» одобрил две кандидатуры - Румянцевой и Малявиной. Причем основную ставку худсовет делал именно на Валентину Малявину, поскольку та была на десять лет моложе своей конкурентки, да и на роль выпускницы подходила куда больше: на момент съемок фильма «Девчата» Румянцевой исполнилось тридцать лет.
Между тем после очередных проб мнение членов худсовета изменилось, поскольку Надежде Румянцевой удалось создать идеальной образ. И, к слову, гардероб Тоси Кислицыной - тоже находка Надежды Румянцевой. Актриса увидела подобную одежду на знакомой, воспитаннице детского дома, и «примерила» ее на свою героиню.
На роль бригадира лесорубов, передовика производства Ильи Ковригина пробовались многие известные артисты: Вячеслав Шалевич, Юрий Саранцев, Юрий Белов, Владимир Трещалов. Последнего, кстати, на роль-таки утвердили, однако Чулюкину пришло распоряжение снимать Николая Рыбникова, который до этого очень удачно сыграл в фильме «Высота».
Рыбникову его роль в «Девчатах» очень понравилась, и, чтобы выглядеть моложе, он даже специально похудел на 20 кг!
Также актеру хотелось, чтобы роль Анфисы досталась его супруге, актрисе Алле Ларионовой, но к этому времени на роль уже была утверждена Светлана Дружинина, и менять актрису Чулюкин не стал.
Из-за этого на протяжении всего съемочного периода между Рыбниковым и Дружининой отношения были, мягко говоря, натянутыми. Однако на качестве их игры это никак не сказалось!
На роль Нади Ерохиной тоже пробовались несколько актрис: Валентина Талызина, Маргарита Криницына (на ее кандидатуре настаивал режиссер) и Инна Макарова. Собственно, последней эта роль и досталась. Катю в фильме сыграла подруга Надежды Румянцевой, актриса Люсьена Овчинникова, «Маму» Веру - Нина Меньшикова, а вот с персонажем телефонистки Анфисы возникли сложности.
Это сейчас мы знаем, что ее сыграла Светлана Дружинина, а на момент начала съемок на «Мосфильме» актрису посчитали слишком привлекательной и яркой. Дескать, зритель не поверит, что Илья оставил такую красавицу ради простушки Тоси. Юрию Чулюкину едва удалось отстоять Дружинину, поскольку никого, кроме нее в роли Анфисы он не видел.
Работа над фильмом «Девчата» началась 1961 году. Многие интерьеры поселка лесорубов, в котором жили главные герои, снимали в павильонах «Мосфильма». На территории киностудии было высажено около трехсот елей и возведены декорации поселка с вывеской «Леспромхоз».
Натурные же съемки начались на Среднем Урале в Чусовском районе, в поселке Бобровка (в эпизоде, в котором герои смотрят газету с размещенной фотографией Ильи, видно её название «Чусовской рабочий») Пермской области. Местные специалисты даже научили актеров водить специализированную технику и пользоваться бензопилами «Дружба»!
Когда же ударили сильные морозы, и снимать было невозможно – отказывала техника, съемочная группа переместилась в леспромхоз в Оленинском районе Тверской области, где пришлось воссоздавать зимние пейзажи с помощью ваты, нафталина и известки. Сцена с опозданием Тоси на поезд снималась в Рязанской области на перегоне между станциями Спас-Клепики и Пилево, а финал картины - на киностудии в Ялте.
В Крыму артистам тоже пришлось не сладко: они были вынуждены ходить в валенках и ватниках в тридцатиградусную жару.
Кстати, во время работы в реальном зимнем лесу Николай Рыбников чуть не остался без языка! В сцене, когда Тося приносит обед бригаде, актер вдруг решил сунуть ложку в рот, и та моментально примерзла к его языку. Температура в тот день опустилась - 40 градусов.
В отличие от невероятной милой, нежной и наивной истории, рассказанной в фильме, на съемках «Девчат» кипели не шуточные страсти: между исполнителями главных ролей постоянно вспыхивали конфликты. Отношения между Николаем Рыбниковым и Надеждой Румянцевой не сложились с самого начала съемок.
Актеры, мягко говоря, недолюбливали друг друга, и это раздражение из жизни Рыбников и Румянцева частенько переносили в кадр. Ситуацию спасало только то, что их герои и по сценарию достаточно часто ссорились.
Премьера фильма «Девчата» состоялась 7 марта 1962 года в Центральном доме кино (ЦДК) в Москве. На премьеру пришли все, кто участвовал в создании фильма, кроме актрисы Инны Макаровой (Нади). Актриса была обижена на то, что в процессе монтажа режиссер убрал из финальной версии фильма сцену, в которой ее героиня все-таки расстается с нелюбимым женихом Ксан Ксанычем, чтобы дождаться настоящей любви.
Советские критики встретили картину более чем прохладно и охарактеризовали ее как «чересчур бытовую и мелковатую для советского экрана». В связи с этой отметкой фильму была присвоена третья прокатная категория.
А вот зрителям лирическая комедия понравилась, и она в мгновение ока стала одним из лидеров советского кинопроката. В премьерном 1962 году в СССР ее посмотрели почти тридцать пять миллионов человек!
Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой YouTube канал, где ежедневно выходят мои репортажи и короткие видео на тему истории, путешествий и личной жизни.
Увидимся на канале!