Найти тему

ВПЕЧАТЛЕНИЯ О СТАРОМ СОВЕТСКОМ ФИЛЬМЕ "ФАВОРИТ"

.

.

.

Если американцы люди кино, или во многом люди эпохи культуры Голливуда, (говоря о современных американцах), то англичане это люди театра , люди эпохи Шекспира даже в двадцатом, и наверное, судя по отдельным политическим персонажам вроде эксцентричного Бориса Джонсона , в двадцать первом веке , в чем , наверное и состоит разница между их ментальностями . Возможно, отчасти это служит объяснением, почему в СССР лучше всего из иностранных сюжетов, удавались именно сюжеты английские , вплоть до копирования тончайших нюансов английских манер из аристократических слоев. .В театре , благодаря особенному сценическому освещению , выделяющему героя , (освещению не только внешнему и физическому, но и смысловому и внутреннему, озаряющему героя из глубины его же самого) лучше представлена психология, как и типы людей, по крайней мере, лучше , чем в кино. Фильм же Фаворит . в лучшей традиции кино СССР , это театрализованный фильм. Про фильм поставленный по одноимённому детективному роману британского писателя Дика Фрэнсиса, и вышедший на телевизионные экраны в СССР, в 1976 году, хочется сказать, что с одной стороны это типичный, классический английский детектив, напоминающий сложную, умственную головоломку и очевидную , даже простую разгадку в конце с предсказуемым финалом, где если не добро побеждает зло, то торжествует восстановленная справедливость .

А с другой стороны это настоящая театральная постановка, где важно не просто действие и сюжет, важны монологи и реплики , важна даже походка , интонации, и даже посадка головы . Как герои произносят свои речи, и театрально велеречиво и по английски сдержанно. Поэтому этот старый фильм недавно показанный по каналу Культура, и смотришь затаив дыхание, как глядят на классическую картину или слушают старую классическую музыку. Загадка английского детектива , полного темных тайн и загадок - это способ открыть и прояснить не только темную загадку самой жизни, но и даже ее света ( как и загадку темной природы человека), и в то же время , это лучшая возможность вскрыть не только социальное неравенство, но и отчуждение человека в эпоху развитого капитализма., всегда скрывающееся в тени за броским социальным неравенством, иногда мнимым, ибо выходящим в истоки неравенства онтологического , где и кроются причины неравенства социального и земного. Если бы преступления совершали только бедные, преступления таили бы только социальную причину.

Но в таком случае, в социальной же перспективе эта проблема была бы решаема.

Однако, как мудро замечает инспектор полиции Лодж, наиболее ужасные преступления совершают не бедные, а вполне обеспеченные, даже богатые люди, и от того что их ловят и даже приговаривают к казни, мир не станет лучше, как и никогда не сократится число данных преступлений. И это не столько пессимизм , (хотя конечно и пессимизм) сколько чисто английский скептицизм. Умудренный жизнью и расследованиями инспектор Лодж тем и отличается от своего пылкого молодого друга, что понимает, что закон и полиция существуют не столько для того, что бы предотвращать преступления , сколько для того, что бы в капиталистическом социуме работал , или вовремя срабатывал некоторый этический регулятор.

Теперь собственно о сюжете данной картины.


Действие картины происходит в послевоенной Англии, а в центре повествования предстает главный герой по имени Алан Йорк, (в картине его сыграл известный актер латвийского происхождения Арнис Лицитис) успешный художник-абстракционист , увлекающийся конным спортом, и скачками, в которых он участвует в качестве жокея, периодически принимая участие в соревнованиях и выигрывая денежные призы. Алан производит впечатление и романтичного и в то ж время уверенного в себе, и в своих силах человека, хотя, сочетание художника и преуспевающей успешной натуры сочетание редкое.

Алан американец, приезжающий в Англию на скачки .

В ходе соревнования при таинственных обстоятельствах погибает его лучший друг Билл , и не смотря на то, что гибель выглядит как несчастный случай, Алан убежден в том, что это убийство, и начинает собственное расследование вместе с инспектором полиции Лоджем. Расследование, как выясняется в ходе фильма, рискованное, как и сами скачки. В ходе приближения к разгадке герою поступают странные угрозы, на него неоднократно нападают.

Однако, все это не способно Алана, как натуру рисковую остановить.

При этом, интересно, что если в детективе Дика Френсиса , Алан сын торгового магната, (и ему двадцать четыре года) то в фильме он предстает двадцативосьмилетним художником авангардистом, последнее может быть и вносит некоторую романтическую изюминку в образ главного героя, приехавшего из Америки, хотя как мне кажется, сценаристы пошли на этот ход не только по этой , но и по более глубокой причине.

Что такое художник абстракционист?

Наверное, (по замыслу сценариста и режиссера) художник абстракционист, это человек мыслящий слишком понятийно и широко абстрактно, как и человек играющий большими и широко обобщающими ассоциациями. Не случайно сам жанр абстракционизма появился и на Западе, и особенно в СССР – как острая реакцию на идеологию, которая сама же и являла собой некоторой род философско- политической абстракции, в которой и сам человек в общественно социальном понимании - становился некоторой абстракцией .

Идеоологичным был не только СССР, идеологичной была и Америка.

Возможно, живопись жанра абстракционизма стремилась преодолеть эти идеологизмы в еще большей, в метафизической абстракции, что бы высвободив сознание из под власти абстрактных идеологем – освободить и бытие человека , как с одной стороны что -то еще более абстрактное, а с другой стороны , и более таинственное, не доступное ни разгадке, ни манипуляции.

Ибо чем менее разгадываема жизнь, тем более она свободна.

В фильме главный герой Алан – художник абстракционист может быть еще и потому, что он не понимает некоторых совершенно не абстрактных , а конкретных нюансов из которых состоит жизнь. По ходу расследование выясняется, что главный преступник и убийца - Джордж Пенн , дядюшка Кейт , девушки в которую Аллан влюблен.

После его поимки и казни умирает, и любимая тятя Кейт.

И если до поимки главного преступника, Алан надеялся на счастье и на взаимность с Кейт, после такой развязки, (смерти и дядюшки и тетушки любимой женщины) , эта взаимность становится невозможной. На предложение Алана обращенное к Кейт начать жизнь сначала, как если бы ничего не случилось, девушка отвечает твердым отказом.

И на мой взгляд , это и есть самое мудрое и самое сильное место.

Да, с одной стороны горячо любимый дядюшка Кейт оказывается злодеем и преступником, хотя неизвестно, причастна ли Дебб Кенн (тетушка Кейт) к преступлениям супруга. С другой стороны нельзя заводить роман с человеком, причастным к смерти дяди, в конце концов Кейт знала его как родного и интересного дядю, к тому же пишущего научные труды, а не как преступника.

И это и есть этика в английском понимании.

Хотя, конечно не существует ни английской, ни русской этики, даже национально окрашенная этика все равно восходит к чему то общечеловеческому и наднациональному. Правильнее было бы сказать, что английская , чисто эмпирическая мораль такова. Именно эта черта и делает и эту книгу и фильм по ней, чем то большим, чем просто детективом. Хотя, любой английский детектив (начиная с Конана Дойла) нечто больше, чем просто детектив.

Это всегда и социальная и этическая драма.

Скачки на лошадях – это олицетворение мира капитализма, где важно не только поставить на нужную лошадь, и успеть прийти первым, обогнав товарищей, это и огромный риск, и дикий первобытно – жестокий инстинкт , выражающийся в формуле, «либо ты либо тебя». Однако, выиграть в этих скачках можно даже не столько сохранив дистанцию от соперника, сколько сохранив дистанцию от всего этого дикого мира.

А сделать это можно только сохранив свою человечность.


А в завершении несколько строк хочется сказать про замечательного актера Арниса Лицитиса, сыгравшего в 70х главного героя Алана , и покинувшего этот мир недавно, 21 февраля 2022 года. Советскому зрителю этот актер знаком хорошо потому, что часто он, благодаря своей европейской внешности играл иностранцев . Наверное запомнился и особенной пластикой, и обаятельной, хотя и слегка суперменской улыбкой.

Арнис Лицитис родился 8 января 1946 года в Риге, в потомственной театральной семье.

С самого детства Арнис мечтал быть актером, и не смотря на то, что работал долгое время геологом, параллельно геологическому институту он занимался в театральной студии Дома работников культуры , где его однажды и заметили.

Так началась карьера известного актера.

Благодаря чистой русской речи без акцента, актер много снимался в советских фильмах, в которых он нередко играл по западному преуспевающих и несколько обаятельно отвязных в манерах молодых людей, уверенных в себе, хотя и с некоторым ореолом романтичности, но в жизни Арнис был почти противоположностью себе на экранах.

Долгое время актер жил в коммуналках, никогда не был женат.

А в девяностых, вследствие политики закона о реституции жилья в Эстонии и Латвии, лишился квартиры, и лишь стараниями друзей не стал бездомным. В последние свои годы забытый на Родине артист жил в однокомнатной квартире в рабочем районе Риги. Актер не всегда однозначно отзывался о русских Латвии, однако всегда тепло отзывался о России.

В России его помнили больше чем в родной Латвии .

Не смотря на то, что актер не имел театрального образования. (кроме театрально студии которую он посещал) все фильмы с участием Арниса очень выигрывают, и благодаря яркой внешности, и благодаря тому , что он вырос в семье потомственных актеров.

Но прежде всего благодаря уникальному врожденному дару.

Арнис Лицитис один из немногих актеров, которым я любуюсь, особенно ранние его роли люблю... Почти все его роли нравятся . Когда на него смотришь, не думаешь, интересен фильм, или нет. Везде где он появляется , фильм становится сразу же интересным, ибо в картине появляется то самое недостающее напряжение, передающееся сразу же зрителю.

В юности он даже был чуть похож на Адриано Челентано.

Но Челентано все таки южанин, а Арнис северянин. У них разные темпераменты . Но что то их все равно роднит. Арнис Лицитис в юности был красавчик. Какая у него пластика , отвязно интеллигентная манера держаться, улыбка, и в то же время что то опасное в нем было , загадочное...Чем расслабленнее он себя вел , тем напряженней становился фильм.

Может быть это сочетание в нем и притягивало.

Жалко что так умер в нищете, и в забытьи от своих латвийских сограждан в своей бедной квартире на окраине Риги. Еще жалко его потому, что позднему ему предлагали роли одних негодяев, или криминальных натур. А он намного интереснее , богаче, глубже и шире.

Может быть, ему недоставало какой то одной, но большой роли.