Вряд ли вы найдёте об этом художнике много информации в интернете. Даже дата рождения его известна лишь приблизительно — 1964 год или около того. Это в наше-то время!
И имя у него какое-то неясное. В одних источниках он именуется Чейс Чень, в других — Chase Chen Chenoff. Тут тоже отдельная история...
Учился он в Китае, в Шанхайской академии художеств. Я уже не раз писал о преемственности и глубокой внутренней связи культур России и Китая. Но этот случай - совсем особый.
Сама Шанхайская академия до известной степени обязана своим существованием русским интеллигентам, перебравшимся туда вместе с остатками колчаковских войск в 1920-е годы. И очень многие её выпускники хранят традиции русской живописной школы, такой, какой она была во времена Серова, Коровина, Малявина, Архипова.
А непосредственным учителем Чейса был знаменитый Чень Ифей, прославившийся соединением в своём творчестве китайских национально-исторических реалий и европейской (русской!) манеры письма.
Чейс Чень - выходец из весьма интеллигентной китайской семьи врачей. В годы "культурной революции" его родители были арестованы и направлены "с целью классового перевоспитания" в какой-то колхоз. Чейз и его сестра полгода жили без взрослых. Кстати, сестра Чейза - весьма известная, в частности, по фильму Бертолуччи "Последний император", актриса Джоан Чень.
Джоан перебралась в США в 1981 году, Чейс присоединился к ней на исходе 80-х. Какое-то время он пытался пробиваться к известности самостоятельно, а затем попал в поле зрения арт-дилеров, и, по стечению обстоятельств — первый из них опять-таки был выходцем из России. Он взял на себя заботу о "раскрутке" молодого художника.
Конечно, и с поддержкой дилеров не всё происходило гладко и легко. Но помогало наличие чёткой программы продвижения. В течение долгого периода в продажу поступали только шелкографии работ Чейса. Параллельно с этим устраивались его выставки. А потом он и в самом деле завоевал значительную популярность.
В какой-то момент арт-дилер неожиданно предложил Чейсу изменить фамилию. "Ты пишешь совершенно как русский художник, давай именовать тебя на русский манер, - Ченов!" И Чейс согласился, но очень скоро об этом пожалел. Потому что на первых же выставках в Сингапуре и Гонконге к нему стали бросаться возмущенные китайские репортеры с криками: "Почему ты Ченов? Ты что, не китаец?" После этого было принято решение анонсировать художника просто как "Чейса", либо упоминать его официально вкупе с двумя фамилиями.
Чейс стал модным и дорогим мастером. И... пропал! То есть, нет, он жив и по-прежнему работает в своей мастерской в Калифорнии. Но он не мелькает в соцсетях, избегает шумных художественных тусовок. Его картины, практически, едва будучи закончены, сразу уходят в частные коллекции. Порой, даже в процессе работы, они уже проданы. И галереям остается довольствоваться их печатными воспроизведениями.
У Чейса сложился свой круг тем и моделей. Так, например, в течение ряда лет он рисовал семью своего друга Теда Хансена. На многих картинах художника в качестве модели фигурирует белокурая Уна - даже интересно наблюдать за тем, как она растёт, превращаясь из девчонки, погруженной в игры и чтение, в молодую леди с зонтиком...
Конечно, живопись Чейса – это, отчасти, салонная живопись. Но она "салонная" по-другому, чем, скажем, у его соотечественника Жаоминга Ву. И на его примере хорошо видно, насколько размыты сегодня границы «салонного» и «серьёзного» искусства. Когда-то салонная живопись означала исключительно «гламурный» набор сюжетов и исполнение в слащаво-натуральной манере. Приятные глазу обывателя девушки среди цветов, играющие с милыми собачками дети, нимфы и амуры на фоне девственной, но облагороженной усилиями художника природы…
Сейчас традиционная, салонная и «актуальная» живопись сделали целый ряд шагов навстречу друг другу. Художники, и это вполне естественно, стараются показать красоту не только в мотивах, красивых в расхожем понимании этого слова (женщины, закаты, цветы), но и там, где большинству людей искать красоту не придёт в голову. Например, в комьях свежевспаханной земли, или в старой, видавшей виды повозке.
"Кодирование", построение условных визуальных систем, которое было отличительным признаком авангарда, интеллектуального искусства, сейчас тесно смыкается и даже сливается с поиском индивидуальности, культивированием почерка любого художника. И следование реалистической, натуралистической традиции в этом контексте не менее экзотично, чем все возможные комбинации линейно-плоскостных, "точечных", "кубических", и прочих авангардных манер.
В качестве моделей для своих картин Чейс чаще всего выбирает молодых симпатичных девушек. Это, что называется, не ново. Но картины с ними не производят впечатления слащавой, штампованной красоты, рассчитанной на невзыскательного зрителя с тугим кошельком. Потому что художник, прежде всего, ищет каждый раз новый, нестандартный контекст и композиционный ход. Он умеет подсмотреть, а порой и аранжировать интересные позы, жесты, детали. Он ищет необычное, но всегда умеет остановиться на той грани, за которой начинается неоправданная вычурность, ставшая, к сожалению, очередным модным трендом нашего времени.
Чейс тонко чувствует свет. Нежный утренний, рассеянный, тёплый вечерний, живой свет свечей и слепящий свет солнца. Известный писатель Эдуард Тополь в своём очерке о встрече с Чейсом отметил две характерных особенности его живописи: её "светоносность" и... ностальгию. Ностальгию по прошлому, ностальгию по детству. Быть может, это и правда составляет основное содержание его работ.
Там же писатель привёл слова самого Чейса:
"Я не думаю о каких-то посланиях людям. Для меня рисование и вообще искусство - это скорее терапия.
Я не стремлюсь спасти мир своими работами, я просто люблю рисовать. Я считаю, что моя жизнь чего-то стоит только тогда, когда я пишу".
Вы можете прочитать другие мои публикации о художниках:
Также рекомендую Вам каналы, на которые сам я подписан и которые всегда с интересом читаю:
Удачи вам! Буду, как всегда, признателен за подписки, лайки и комментарии!