Найти тему
Заметки Художника

Какие же они разные, эти китайцы! Последовательный реалист Миан Ситу

Миан Ситу, Утренние заботы, холст, масло
Миан Ситу, Утренние заботы, холст, масло

Можно подумать, что он учился у Пластова. Или у братьев Ткачевых. Или у Хариса Якупова. Словом, у кого-то из наших крепких реалистов советского периода. Но нет, в России или Союзе он никогда не был. Родился в 1953 году на юге Китая, художественное образование получил на своей родине в Гуандуне, бывшем Кантоне. Правда, там в своё время осела масса эмигрантов из России, среди которых были и художники, пересадившие на китайскую почву принципы русской реалистической школы живописи.

Получив степень бакалавра изящных искусств в Институте изящных искусств Гуанчжоу, Миан Ситу там же и преподавал, и несколько лет спустя стал магистром изобразительного искусства.

После шестилетнего периода художественных экспериментов со стилями и преподавания художник в 1987 году переехал в Канаду, где получил гражданство и прожил десять лет. А в конце концов он перебрался в Соединенные Штаты.

Пишущие о творчестве Ситу отмечают, с одной стороны, китайские корни, которые вырастают у него в интерес к сценам из сельской жизни, пристрастие к изображению людей в традиционных китайских костюмах, к особенностям их быта и труда. А с другой стороны, поклонники его творчества (в основном, в США) говорят о влиянии на выбор его тем истории освоения американского Среднего Запада, а в приемах письма усматривают отсылки к манере Джона Сингера Сарджента и Уильяма Меррита Чейза. Ну, не знаю, не знаю. По-моему, русские традиции в его живописи ощутимее всего.

Вы просто забудьте, что он - китаец, и изображает, в основном, жизнь своих соотечественников, и увидите, что по взгляду на натуру, по манере, он - самый последовательный приверженец русской живописной школы, какого только можно представить.

С чисто фактической стороны всё верно. Переселившись в Штаты, художник стал много писать "на американские темы". В частности, местные ландшафты. Суровые американские каньоны прямо как будто созданы для его энергичной манеры письма с хорошо заметными мазками.

Однако в молодости Ситу много путешествовал и по своей родной провинции в Китае, изучая и документируя повседневный образ жизни, традиционные способы одеваться и особенности быта, которые, как он понимал, быстро менялись.

Художник много изучал историю первой волны китайской иммиграции в США, особенно в китайских общинах Сан-Франциско на рубеже прошлого века. В основном это та тема, которую вы найдете в разделе исторических работ на его веб-сайте. Достоверность и обилие деталей этих картин придает им большую привлекательность – они похожи на добротные классические иллюстрации.

Это и есть основное содержание большинства его масштабных работ: художник показывает своих соотечественников на разных стадиях интеграции в новый для них мир. Это такая своеобразная летопись, воссозданная на основании документов, старых фотографий, костюмов, вещей. Как ехали, как в первый раз вышли в город, чем зарабатывали, как контактировали с местным населением. Наверное, во всём этом есть некоторая доля идеализации, но в целом - тема вполне достойная для крупного мастера, который, в дополнение ко всем своим достоинствам, ещё и очень плодовит.

Так он и работает по сей день. Создаёт то картины с историческим антуражем о прошлом китайцев в Америке, то бытовые сценки из жизни китайской провинции, то этюды современности. В наше время, когда художники в большинстве своём заняты поиском индивидуальной живописной манеры и особенных средств отражения реальности, картины, которые просто и без особых ухищрений рассказывают истории и показывают человеческие эмоции, порой воспринимаются как глоток свежего воздуха. Можно без труда вникнуть в сюжет, полюбоваться характерами, деталями, живописной техникой.

Ещё у Миана Ситу интересно то, как он обращается с тоном. Сцены на многих из его картин полностью погружены в свет или тень. В них может присутствовать резкий контраст между тенями и яркими или белыми предметами одежды. Однако порой он придерживается узкого тонального диапазона, пишет на нюансах, создавая совершенно иное визуальное и эмоциональное ощущение.

Вот несколько работ небольшого формата, на которых можно рассмотреть текстуру его живописи, то, как он работает кистью. Энергичная, пастозная лепка, красивая россыпь мазков, ничего не "зализано". На крупных холстах это, конечно, не бросается в глаза.

Начиная с 1995 года, мастер был отмечен многими национальными художественными премиями. Во время выставки "Мастера американского Запада" 2003 года в музее Джина Отри он был удостоен трех главных наград: мемориальной премии Томаса Морана (в знак признания исключительных художественных заслуг), премии "Выбор художников" и премии "Выбор меценатов". Он также получил награду за выдающиеся достижения для членов ассоциации Master Signature за свою картину “Рука помощи”.

Миан Ситу в своей мастерской с картиной "Путь надежды".
Миан Ситу в своей мастерской с картиной "Путь надежды".

Вы можете прочитать другие мои публикации о художниках:

Также рекомендую Вам каналы, на которые сам я подписан и которые всегда с интересом читаю:

Живопись. Фотография.

Разноцветные грани

Удачи вам! Буду, как всегда, признателен за подписки, лайки и комментарии!