Сейчас часто упрекают в суевериях, обвиняют в мракобесии, проводят специальные опросы, насколько люди верят во всякие глупости... Мол, это от отсутствия образования. Книги мало читают и науками занимаются!
Однако эти "исследователи" не потрудились узнать простую вещь: вера от уровня образования не зависит. Магическое сознание может проявлять и неграмотный крестьянин прошлых веков, и образованнейший человек. Вот, скажем, космонавты верили в приметы. Смотрели фильм "Белое солнце пустыни". Разве же они глупые или трусливые люди? Отнюдь.
Конструктор Королев носил в кармане монетки - на счастье. А великие актеры имели свой ритуал выхода на сцену. Многие верили в приметы, - потому что понимали, что мир разговаривает с нами на языке образов.
И дело не в черной кошке, не в числе 13, не в зайце, - дело в том, какое впечатление эти символы производят лично на нас. Иероглифы для несведущего человека были просто изображением птиц и волн. Картинки и закорючки. Разве можно в них верить? Какое еще послание они передают?
А для древнего египтянина, для того, кто знал значение символов, иероглифы передавали связное послание. Он просто мог читать иероглифы. И казаться ученым другого времени обманщиком или суеверным необразованным мракобесом, не так ли?
В своей книге «Простые речи о мудреных вещах» профессор Погодин еще в 19 веке передал рассказ Пушкина, который не раз слышал при свидетелях. Передал дословно. Заметьте, Пушкин был одним из образованнейших людей своего времени. Но он был еще и поэт. И понимал символы и образы...
Когда известие о кончине императора Александра Первого дошло до Михайловского, где находился поэт, Александр Сергеевич захотел немедленно увидеться с друзьями, - он "решился отправиться в Петербург. <…> Пушкин приказывает готовить повозку, а слуге собираться с ним в Питер; сам же едет проститься с тригорскими соседками.
Но вот, на пути в Тригорское, заяц перебегает через дорогу; на возвратном пути, из Тригорского в Михайловское, — ещё раз заяц! Пушкин в досаде приезжает домой; ему докладывают, что слуга, назначенный с ним ехать, заболел вдруг белой горячкой.
(...) Наконец повозка заложена, трогаются от подъезда. Глядь, в воротах встречается священник, который шёл проститься с отъезжающим барином. Всех этих встреч не под силу суеверному Пушкину; он возвращается и остаётся у себя в деревне.
«А вот каковы были бы последствия моей поездки, — прибавлял Пушкин. — Я рассчитывал приехать в Петербург поздно вечером, и следовательно попал бы к Рылееву прямо на совещание 13 декабря. Меня приняли бы с восторгом; вероятно, я попал бы с прочими на Сенатскую площадь и не сидел бы теперь с вами, мои милые!»
Вера в приметы спасла поэта от ужасных последствий, - он оказался бы вместе с декабристами, возможно, на каторге. Или еще что похуже...
Но была ли это слепая вера в приметы? Отнюдь. Да, символы были. И на них обратил внимание поэт. Но главным было его внутреннее чувство, - символы и события усиливали тревогу, напряжение, это был сигнал опасности. Как если бы поэту показывали знак с надписью: "Опасность!", - и показывали многократно.
Совершенно очевидно, что опасность была сопряжена с дорогой. Все знаки были связаны с дорогой. И перевести эти символы очень просто: "Опасность! Откажись от поездки!".
Что поэт и сделал. Гении и поэты не то что суеверны, нет. Они просто умеют читать символы, - к вере это не имеет отношения. Можно не верить в иероглифы. А просто уметь их читать. Можно не верить в приметы. Но доверять своим внутренним ощущениям, которые возникают при столкновении с определенными символами.
Хорошее это ощущение или плохое? Что происходило в прошлом, когда вы читали подобные "надписи"?
Я верю в красный сигнал светофора. Это не делает меня суеверной. Мы верим в надпись на бутылочке: "яд". И верим, что регулировщик знаками показывает нам, куда двигаться.
Поэтому надо знать свои личные остерегающие символы, - они могут быть непонятны окружающим. Но вы-то знаете, что это - предвестники. Знаки. Символы. Сигналы. Ваши сны и личные символы - они только ваши. И можно спасти жизнь иногда, читая послание, которое нам адресовано.
Суеверие - безумная вера в приметы без анализа ощущений. А понимание личных символов - это другое. И лучше послушать предостережение судьбы, - как сделал великий поэт Пушкин. И спас себя от страшных последствий...
Анна Кирьянова