Найти в Дзене
Протоиерей Андрей Ткачев

О том, как грех ловит человека

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

О последних временах и современности 

Антоний Великий (по-гречески это имя звучит очень красиво: Антониос Мегалос) пишет в своих наставлениях монахам: «Настанет некогда страшное время, и человеки вознедугуют. Увидев не подверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: “Ты находишься в не- дуге, потому что ты не подобен нам!”». 

Речь идет о неких временах, когда грех будут считать нормой, безгрешность — извращением и опасной болезнью, когда люди будут активно вовлекать в грех всеми способами и средствами остальных людей, малое число не желающих грешить. На том основании, что они здоровые, а остальные больные. «Вы больные, потому что вы не похожи на нас, а нас — большинство». 

Давайте разберемся с этим большинством. Мы живем в государствах с победившей демократической процедурой. То есть на выборах побеждает большинство. Перевес в один голос, в один процент — все равно большинство. Даже ничтожное большинство проголосовавших считают, что они имеют мандат на истину. А все остальные не похожи на них, поэтому должны покориться победившему большинству, даже с ничтожным перевесом. Таковы процедуры мира, в котором мы живем, и мы пока не можем изменить их. 

Правда ли это? Может ли один человек быть прав, а большинство неправы? Может. Пример — Ной. Он строил несуразный деревянный ящик огромного размера вдалеке от морей и океанов, в горах, и говорил, что будет потоп, что люди будут погибать. Если хочешь — помогай, если хочешь — зайди со мной в этот ковчег. Ной был предметом пререканий и насмешек. Над ним просто смеялись. Странный парень строит с сыновьями, втроем, вчетвером, какой-то страшный ящик. Без паруса, без руля, без киля, без ветрил. Без ничего... Какой-то потоп будет! 

Люди тогда жили долго, 500–600 лет или более. И они всегда имели перед глазами объект для насмешек: странный Ной занимается ерундой. Он строил ковчег на протяжении 120 лет... Потом, когда потемнело небо, ударил гром, полились воды как из ведра на грешную землю, когда ковчег закрылся, когда туда вошли все, кто должен был войти, смех умолк. Однако было уже поздно. 

 Один человек может быть прав. Большинство побеждает по демократической процедуре, но оно неправо метафизически, без всяких процедур. 

В юности я однажды выслушал интервью с Максимовым, писателем-прозаиком, эмигрантом из СССР. Тогда мы все жили в плену иллюзий, думали, что демократия — это хорошо. А писатель Максимов сказал по радио: «Демократия — это победа большинства, но не победа лучшего. Поймите, что лучшее — это удел меньшинства». Это значит, что меньшее число людей справедливы, целомудренны, верны, мужественны, воздержанны, благородны в намерениях. А весь остальной плебс дышит одним и тем же: хлебом, зрелищами, желанием нагадить на голову сопернику. Поэтому большинство — это победа демократии, но это не победа лучшего. 

Есть много примеров того, что большинство — это отнюдь не лучшая часть человечества, примеров самых жутких, касающихся и крови, и семени, и денег, и душ, и тел человеческих, и смертей, и болезней, и выздоровлений. Когда люди, сошедшие с ума, тычут в человека, который живет не так, как они, выгнутым указательным пальцем и говорят: «Ты больной!», тот пытается защищаться: «Почему больной? Потому что я отдаю ползарплаты нуждающимся?» Или: «Почему меня больным называют? За то, что я в воскресенье в церкви стою, иду молиться?» Или еще проще: «Почему я больной? Потому что не хочу жене изменить?» Или так: «У меня родился ребенок, а я его не бросил, я его воспитываю». А ему отвечают без всяких аргументов: «Ты больной, ты не можешь жить так, как мы, потому что мы живем для удовольствия, а ты живешь непонятно для чего». 

Именно об этом в IV веке сказал Антоний Великий. Можно подумать, что он жил в наше время, на Рублевке, например, или на Манхэттене, или где-нибудь еще. И он сказал, что придет время, когда не подверженного общим болезням человека будут третировать люди больные, говоря: «Ты болен, потому что ты не похож на нас!» 

Не бойтесь казаться дураками за правду. Если вам стыдно выглядеть дураком за правду перед нечестивцами, то слаба вера ваша. Надо радоваться, когда вас обзывают нечестивцы. Ругань злодеев — это самая лучшая похвала.