Найти тему
Музей AZ

«Лучший русский рисовальщик»: Кто такой Зверев? «12+»

Анатолий Зверев — был и остается легендой художественной жизни Москвы второй половины ХХ века. Он родился в 1931 году, умер в 1986, но за недолгие 55 лет своей жизни оставил огромное наследие. Зверев был многогранно одаренным человеком — гениальным живописцем, виртуозным рисовальщиком, авангардным поэтом, ироничным теоретиком.

Пабло Пикассо называл его «лучшим русским рисовальщиком», драматург Жан Кокто говорил «Зверев один прошел весь путь западной живописи — от раннего Пикассо до наших дней», знаменитый французский дирижер Игорь Маркевич писал — «Зверев — это случай. Случай человека, который сам того не подозревая заново открыл историю мирового искусства».

Анатолий Зверев
Анатолий Зверев

Анатолий Зверев не получил академического художественного образования, хотя заниматься живописью начал еще в школьные годы. Его первым учителем рисования стал художник и график Николай Синицын, который, в свою очередь, был учеником Остроумовой-Лебедевой.

Затем он поступил в художественное ремесленное училище по специальности маляра-альфрейщика, что дало ему необычайную свободу в выборе техники, и работал в доме пионеров и парке «Сокольники».

Там художника, расписывающего детские площадки, увидел преподаватель ВГИКа, хореограф и балетмейстер Александр Румнев. Он стал первооткрывателем зверевского таланта и его покровителем на долгие годы. Именно Румнев ввел Зверева в круг московской интеллигенции, познакомил с композиторами, музыкантами, актерами и режиссерами.

Своим непосредственным учителем Зверев считал самого Леонардо да Винчи. В число любимых художников Анатолия Зверева входили Рембрандт, Веласкес, Вон Гог, Саврасов, Врубель.

Сам он считал, что настоящий художник может творить даже без красок. Писал углем и соком травы, свеклой, использовал крупы, творог и зубной порошок, шутливо говорил: «Нет красок — давай воду от красок!».

Анатолий Зверев. Автопортрет. 1956. Коллекция Музея AZ
Анатолий Зверев. Автопортрет. 1956. Коллекция Музея AZ

Подобно свободному художнику ХlХ века он развивал свой дар в мастерских и студиях, в парке Сокольнике и в Московском зоопарке на этюдах, был постоянным посетителем Третьяковской галереи и Пушкинского музея.

В 1954-м году произошла встреча Зверева с известным коллекционером Георгием Костаки. Костаки оказался одной из самых значительных фигур в его биографии — он разглядел в молодом художнике гениального рисовальщика и живописца, вслед за Румневым стал опекать и продвинать его.

В 1957-м году во время Фестиваля молодежи и студентов в Москве мексиканский художник Сикейрос присудил Звереву высшую награду.

В 1965 году французский дирижер Игорь Маркевич организовал выставки Зверева в Париже и Женеве. Каталог этих выставок Игорь Маркевич открыл фразой:

«Зверев — это «случай», случай человека, который вновь открыл историю современного искусства».

Анатолий Зверев был абсолютно свободным художником и человеком. Формально он принадлежал к кругу нон-конформистов — неофициальных художников. Но в реальности его творчество не укладывается ни в одно течение или объединение. Он свободно путешествовал по стилям и эпохам, не заимствовал — создавал свой уникальный художественный мир. Мир, который и сейчас можно узнать с первого взгляда.

Зверев был женат, и в этом браке родились двое детей, но семейная жизнь художника продлилась недолго.

В 1968 году Анатолий Зверев познакомился с Оксаной Асеевой. В молодости она была дружна с Маяковским, Хлебниковым и Пастернаком. В 1916 году Оксана Михайловна стала женой поэта Николая Асеева, в 1963 году она овдовела. Встреча Зверева и Асеевой изменила жизнь обоих. Она стала музой художника на долгие годы. Вместе они прожили 17 лет.

Фактически его биография скудна на события — родился, учился, жил, любил и писал до самого своего конца. Невозможно даже сказать «он работал», потому что рисование не было работой ни в житейском, ни в творческом понимании этого слова — оно было его естеством.

В своих коротких лирических автобиографиях Зверев описывал не жизнь — он описывал круг своей души. Это была не сухая последовательность жизненных этапов, а попытка передать чувственное содержание собственного бытия.

«В принципе, — что касается "всего прочего основного", — почти неинтересно и лишнее… Всюду мне "не везло": но рисование и живопись — остались "неизменным" занятием почти по сей день… Я лично себя пока не умею считать "счастливым", — в особенности, когда я наталкиваюсь на грубость своей собственной судьбы: на "невезенье" в чем-то и, в особенности, когда что-то болит в непогоду», — писал Анатолий Зверев.

Он словно ощущал ту размытую границу, которая отделяет жизнь от судьбы. В «фокусе» его восприятия была быстротечность жизни, превращающейся в вечность.

Зверевские картины неоднократно попадали на квартирные и коллективные выставки нонконформистов (самая известная - в 1975 в павильоне "Пчеловодство" на ВДНХ). Однако первая и единственная "персоналка" - прижизненная выставка - прошла незадолго его кончины в 1984 году в Горкоме графиков на Малой Грузинской улице. Одним из главных ее организаторов стал Владимир Немухин.

Умер Анатолий Зверев 8 декабря 1986 года.

Подробнее об Анатолии Звереве можно узнать на сайте Музея AZ.

А также прослушать совместный курс лекций с Magisteria.