MAMMUT - "Mammut" (1971, Germany)
Songs/Tracks Listing: 1. Bird Mammut (4:03)/2. Classical Mammut (1:21)/3. Mammut Ecstacy (4:27)/4. Foolmachine Mammut (3:08)/5. Short Mammut (1:48)
6. Shizoyd Mammut (3:21)/7. Nähgern Mammut (6:59)/8. Mammut Opera (13:33)
Total Time: 38:40
Line-up/Musicians:
- Klaus Schnur / guitars, vocals
- Peter Schnur / guitars, vocals
- Rainer Hoffmann / piano, organ
- Tilo Herrmann / bass, flute, vocals
- Günter Seier / drums, percussion
Честно говоря, я очень рад наметившейся тенденции роста количества авторов на канале! Все-таки, с одной стороны, тяжело тащить этот чемодан без ручки одному, а во-вторых, это тоже показатель, что вполне можно не бросать его, а продолжать тащить и дальше....
Хочу поблагодарить всех, - Сергея Беляева, Вадима Соседко! И представить моего старого друга Владимира Финохина (Москва), который редко, но метко весьма пишет вот такие метафорические опусы, которые очень интересно читать!
Слово Вовке:
Я даже не помню, когда и на чем впервые сыграл в первую компьютерную игру. Вероятнее всего, сразу после армии. В моей жизни был очень короткий период, когда я ощущал себя перспективным молодым человеком. Трудился я тогда в институте Прикладной Физики, в секретной лаборатории, где принимал. Не, не то, что вы могли подумать! Участие в выпуске какой то приблуды, с последующим запуском ее в далекий космос. И вот, как то оставшись в очередное "ночное", забалабосив сотку промывочного спирта, зорким, как у молодого Виннету глазом, узрел, как группа сотрудников что то обсуждала многочисленной толпой, тыкая жирными от домашних тормозков пальцами в устройство, которое они называли - "компьютер". Походкой охотящегося Чингачгука, я подкрался к коллегам. Уши мои дрожали от вожделенного шанса получить тайные знания. Алкозвериные инстинкты не подвели. Необычная информация, буквально обрушила мой пытливый мозг незнакомыми словами, такими как "квест", "данж", "лавель", "экспа" и все это относилось к какой то программе, под хлестким, как удар нагайки, названием "Зорк". Нет, даже не так. "ZORK" - вот так. По-английски. Чтоб вообще срубить с копыт воображаемого подо мной дикого мустанга. Таким вот образом я познакомился с текстовыми квестами и въехав в суть, похоже, я заболел этой всей белибердой на ближайшие лет 30.
Потом уже был ATARI, с гольфом и и графикой, состоящей из штрихов и черточек, изображавших как игроков, так и пейзажи, которые прорисовывались по часу при смене локаций. Но, вскоре, я на все это подзабил, обратив свой взор к приставкам. Первая - 8 битная. Какой то , нонейм. Очень смешная черная коробочка, с намертво привязанными к ней, джойстиками. Змейки, теннис, очень условные танчики и т.д. Потешно, но бессмысленно проведенный досуг. Затем, дендиподобные, более интересные игрушки и наконец, ее величество "SEGA". Первая - фуфло. А вот, "SEGA MEGA DRIVE II" Это был мозг-на-вынос! Объемная графика, игры на любой вкус, полный залипон! Мои соседи думали, что по ночам у меня дома происходили ни то сексуальные оргии, ни то обряды экзорцизма - крики, вопли, завывания, мат, песни, пляски, дикий хохот, жалобный плач и причитания. На самом деле, это были спортивные симуляторы от Электроник Артс. Хоккей.
И вот, в 1991 году я купил первый PC от Packard Bell. Конечно, мертвый по производительности, аппарат. Но, это уже был Intel. 286, еще без DX, то есть, без мат. сопроцессора. Но, на нем был DOOM! Фак май лайф! 24/7! Вот, такой вот график присутствия меня в игре. Мышь в труху. Коврик в пыль. И буквы, отлетающие от клавиатуры. Я могу бесконечно долго рассказывать о развитии во мне "человека играющего". Хотя, скорее, о деградации до этого состояния. Забегая вперед, расскажу: в результате всех моих ужимок и прыжков, наибольшее количество самого дорогого, что есть на свете - времени, было слито в унитаз бытия в онлайн РПГ. Я собирал гильдии и кланы, водил их в битвы, данжи и многодневные осады. Я делил ресы и шмот, раздавал титулы. Часами, сутками, днями, неделями, месяцами.... Но, вот до этого, у меня было еще одно запойное состояние. Имя ему, как я и говорил в самом начале, Quest.
На них я подсел очень плотно. До одури, до истерической боли в копчике от неудобного, продавленного до пола, кресла. Это целые истории, фильмы, жизни, в которых мне предлагалось принять участие, в качестве главного героя. К тому времени, это уже были очень качественные, кинематографичные продукты, с очень неожиданно, инновационной графикой. Порой, с участием известнейших актеров. А еще были игры с графикой авторской. Нарисованной, как мультфильмы, но безумно реалистичной. Таким автором был знаменитый в этой теме, Бенуа Сокаль - художник комиксов и автор целого ряда подобных компьютерных игр, одной их которых была "Syberia", которую я до сих пор считаю почти самой интереснейшей, захватывающей, романтичной, фантастичной и красивейшей игрой столетия. Да и не только я так считаю. Все игровое сообщество инфантилизирующих безумцев.
Сюжет таков. Некая молодая нью-йоркская юристка прибывает в небольшой городок, находящийся во французской части Альп, чтобы подписать договор о покупке некогда знаменитой древней фабрики механических игрушек и робототехники. Героиня попадает прямо на похороны последней владелицы фабрики. Местный нотариус сообщает ей, что сделка о продаже не может состояться, потому что имеется наследник — младший брат, который считался погибшим в горах очень давно, но недавно выяснилось, что он ещё жив. Пытаясь понять, где может быть этот загадочный наследник, героиня узнает, что он был не совсем обычным человеком. В далёком детстве он получил травму головного мозга, когда сорвался со скалы в пещере, пытаясь достать старинную фигурку мамонта. Паренек выжил, но сильно отставал в умственном и физическом развитии. Однако, будучи чрезвычайно замкнутым, нелюдимым, потеряв способность к чтению, мальчик стал гениальным механиком и изобретателем. Кроме техники, парня интересовала лишь одна тема — мамонты. И вот, наш герой уехал из города, отправившись путешествовать по Европе, на восток. А последнее его письмо было отправлено из какой-то Сибирии - таинственного острова, населенного мифическим племенем - юколами, быт которых тесно связан с этими самыми мамонтами. Мамонты. Mammut....
А в это время, триста лет тому вперед, жили-были в 1969 году, в городке Виллингене в Schwarzwald что означает - Черный лес, развеселые музыканты. Жили, не тужили. Работали на концертах у местных королей, похищали их дочерей-принцесс, пугали местных бандюков, захватывали в плен правителей, привязывали их к деревьям и прикидывались их спасителями за бабло немалое. По оперативным сводкам, в окрестностях Черного леса действовали четыре бандитских группировки, под названиями Those, The Rope Sect, The Be Nice и The First Decision. Активными их членами были Осел, Кот, Пес, Петух и кровавый Трубадур. Хотя, были у них и мирские имена и они вот такие: Klaus «Ede» Schnur — guitar, acoustic guitar, vocals, Peter «Mammut» Schnur — guitar, acoustic guitar, akimulator, vocals. Rainer Hoffmann — piano, organ. Tilo Herrmann — bass, flute, vocals. Günter Saier — drums, percussion.
И вот однажды, на воровской сходке, убежав от сыщика, по прозвищу "Гениальный", который прославился тем, что нашел прыщик на жопе у слона, все четыре преступных организации, в простонародье именуемых "банда" решили создать сайдстеп-проект, куда и были выделены вышеобозначенные лица, в качестве участников.
Потом, в Шварцвальде еще долго ходили легенды о том, как после обильных возлияний в честь создания новой группы, кто-то из участников отлучился по нуждам всех величин, от малой до большой, увидел среди деревьев гитариста на все руки и певца во все горло - Петера Шнура, который еще был славен там, что не имел никакого отношения к организатору пророссийской алкогруппировки "Ленинград". Так вот, Петер был таких размеров, а глаза увидевшего его паренька были еще больших размеров, что бедолага принял его за огромное страшное животное. - Мамонт! Мамонт, забодай меня комар! - забился в алкогольной истерике паренек и тут же потерял то, что осталось от его сознания. И он не ошибся. У шварцвальдского Шнура было реальное погоняло - "Мамонт". И вот так родилось название будущего музыкального коллектива, который умудрился просуществовать аж целых три недели, прежде, чем развалится, записав единственный альбом, про который я и хочу здесь рассказать.
О чем? Да, все просто. Альбом начинается с мышиного писка. Ну, вот так. Сидели, такие, думали - а с чего, братья мамонты, начнем сегодня наш альбом? И тут паренек, которому привиделся мамонт в кустах, как заорет - Там мышь! Дездемона, там мышь! - и все такие - ну, ништяк! Давайте с этого и начнем. А еще, давайте в название каждого трека вмандюрим слово "мамонт". А, давайте. И понеслось. "Птица-мамонт", "Классический мамонт", "Дурацкая машина Мамонт", "Коротышка мамонт", "Шизоид мамонт", "Опера мамонт". - и нет, я не курил! Ну, то есть, это не я! Пацаны так треки назвали! Хотя, субъективно, я думаю, про мышь это скорее был некий реверанс в сторону выпускающего лейбла. Ибо название ему "Mouse Trick Track Music".
В обшей массе, все это стадо мамонтов звучит как напыщенный гибрид тяжелых, местами кислотных фузирующих гитар, насыщенных импровизациями. Не расчетливыми, скорее инстинктивными, чередующиеся лирическими интерлюдиями с фрагментами, рожденными под влиянием классики. На мой взгляд, сыгранных с одного дубля и без возможности повторить это на дубле втором. Вокал выглядит как попытки его использующего, развеселить слушателя. Спето затейливо, даже с долей некого экзистенциального, дозированного юмора. Как в самих текстах, так во вступительных партиях. Каждый трек можно рассматривать как способ погружения слушателя в разные эмоциональные уровни.
Про Птицу мамонта -сумасшедший, психоделический трип, с мощными барабанными подстрочниками, загадочным вязким органом, какими то, странными пассажами в исполнении полупьяной флейты. И гитара. Она отрезвляет, приводит чувство, нормализует артериальное давление и собирает в кучу расфокусированный вступительными мышиными воплями, взгляд.
Про Классического мамонта - представляю, как упоротые музыканты изображают стаю птиц, размахивая руками-крыльями и стуча о друг друга лбами, записывают птичьи крики, подслушанные однажды в родном шварцвальдском лесу. Так начинается следующий трек. И вот, на фоне этой психической атаки на слушателя, вступает слабоакцентированный рояль, находящийся в кустах с пожухлыми, затянутыми паутиной, листьями. Фортепианное интермеццо. Оно почти мерзкое. Рояль играет невнятную, черно-белую музыку, как некий симфонический гул. И он готовит нас к следующему треку.
Про Мамона в экстазе. Или про мамонта под экстази - впечатление, что тот самый экстаз получает гитарист, в попытке удавить вас струнами. Гитара старается захватить внимание, сразу после шумовых эффектов и вокала, который пробует вступить с вами в схватку, но быстро сдается и завет того, кто по сильнее. И вот он приходит и буквально запускает в вас свои струны, наматывая их на уши. Они скрепят, стонут, наводят и тоску и будоражат воображение. Где то, в середине гитара не справляется с потоком нот, но ей на помощь приходит орган. О! Он хитер! Он заходит издалека. Он пытается с вами подружится, расслабить, размять как тесто своими клавишами. Но, как только вы начинаете ему доверять, возвращается гитара - как бы, а вот на-ка, получи!
Про Дурмашину мамонта - мой любимый трек. Он эээ...правильный, выверенный. Со спокойным, но красиво вписанным в общую канву, вокалом. Хороший ритм и как мне кажется, математически выверенный темп. Именно такой, под который хочется воскликнуть - Ты куда, левая нога? Ты куда, правая нога? Ибо ваши ноги, как отдельные организмы, начинают подтопывть по полу в приступах зарождающейся в коленках, психоделичности. И да. Все это обрамлено какими то, сочными аккордами, намертво связывающими всю композицию.
Про маленьогоj мамонта или мамонта с маленьким - песня короткая. Описание тоже. Лиричная, с хорошей мелодикой. Вокалист, которому дают спеть. Кажется, что даже неистовство гитариста здесь взято в жесткие руки-тиски, дабы все наконец поняли, что группа все же, еще и вокальная.
Про мамонта шизоидного - я не знаю почему, но многие критики и обзорщики считают этот трек самым некрасивым. Как по мне, так все наоборот. Здесь звучит настоящий прог. Правда, с начала он выглядит, как творчество душевнобольных музыкантов, играющих и поющих в состоянии депрессии, усугубленной выпитым дешевым ромом, где нибудь в кабаке для матросов-китобоев, на берегу заброшенной бухты Тихого океана. Но вот приходит хозяин этого борделя, грозит им кулаком и вот уже середина песни в момент выстраивается. структурируется, трезвеет...хотя и не надолго. В оконцовке ребят опять накрывает и все заканчивается, как начиналось - шизоидным сумбуром.
Про Нахгерн мамонт - как не знаю, как перевести, так и не знаю, как классифицировать, ставшие уже традиционными, шумы в начале композиции. Возможно, ребята пытались рассказать нам, что творилось в их головах. Но, вот зазвучал голос. Голос! Какой тембр! Тут же осознаешь, что человек им поющий, отнюдь не случаен. И пусть количество спетых слов не так велико, все же оно позволяет вкусить прелесть этого голоса им не перенасыщаясь. И да. Почти чистое звучание фортепиано, захватившее чуть ли не половину композиции и сопровождающее ее практически до самого конца.
Про оперу мамонта - как по мне, квинтэссенция всего альбома. Здесь прекрасно все. 13 минутная опера. В ее воспроизведение включились все. И что действительно радует, все включились поровну. Никто не пытается доминировать. Для звучания каждого инструмента отведено определенное место и точное количество времени. Как и все оперы, эта состоит из разных частей - законченных вокальных номеров, актов, картин, сцен. Этот трек яркий, сложный, полный динамики, с преобладанием блюзовых оттенков и уменьшения роли психоделических вибраций. Вернулась протрезвевшая флейта и именно аккомпанирующее пианино. И только неистовый гитарист был замечен в легких попытках внести минимальный дисбаланс в общий праздник. В любом случае, все это стало очень впечатляющей и логичной кодой для всей работы.
Но, как и всегда, каждой сказке приходит конец. Опять невероятно скучная история про закрывающиеся лейблы, переходы туды-сюды авторских прав, нерадивых издателей, малые тиражи и как результат - психодепрессивное состояние музыкантов, приведшее к развалу многообещающей группы и разбегу в разные стороны талантливых музыкантов.
P.S. "Стражники ринулись выгонять неудачливых артистов.
Первым из ворот замка вылетел Осёл с оконной рамой на шее, за ним выскочил Пёс, на котором задом-наперёд сидел Кот. Потом стражники вышвырнули влюблённого Трубадура. Последним вылез Петух, изрядно ощипанный, но не побеждённый.
Выкатилась повозка. Захлопнулись ворота замка. Друзьям ничего не оставалось, как убраться подобру-поздорову, и чем скорее, тем лучше.
Вечерело. Повозка медленно тащилась по лесной дороге. За ней, прихрамывая, брёл грустный Трубадур по прозвищу Мамонт".
(с) Владимир Финохин, 2022