Найти в Дзене
Культур-трегер

О современном вандализме в Петербурге

Один из самых прекрасных городов России и мира - Петербург постоянно страдает от современных вандалов

Из самого последнего: 26 июня этого года обнаружилось, что вандалы фактически уничтожили исторические фонари на Львином мосту.

Львиный пешеходный мост в Петербурге помнит еще Александра Пушкина. Он был открыт в 1826 году. Этот мост является одним из трех сохранившихся до наших дней цепных пешеходных мостов в городе на Неве.
Львиный пешеходный мост в Петербурге помнит еще Александра Пушкина. Он был открыт в 1826 году. Этот мост является одним из трех сохранившихся до наших дней цепных пешеходных мостов в городе на Неве.

Судя по характеру повреждений, вандалы то ли качались на проводах то ли специально тянули за них, чтобы уничтожить фонари. В 2015 году вандалы уже повреждали этот мост. Тогда один из фонарей был похищен, а второй сильно поврежден.

Поврежденный современными вандалами "Львиный мост" в Петербурге
Поврежденный современными вандалами "Львиный мост" в Петербурге

После дорогостоящей реставрации, которая завершилась в 2018 году, Львиный мост снова предстал во всем своем великолепии. Но как видите, "продержался" всего четыре года.

Летом 2020 года пострадал и знаменитый Банковский мост, комплексная реставрация которого завершилась только в 2019 году.

Банковский мост (построен в 1825-1826 годах) является одним из самых узнаваемых символов Петербурга
Банковский мост (построен в 1825-1826 годах) является одним из самых узнаваемых символов Петербурга

На следующий же день после открытия моста после реставрации вандалы ободрали позолоченные шарики на его перилах, а буквально еще через несколько дней точно также повредили крылья грифонов.

Еще более серьезные повреждения мост получил в 2020 году, когда неизвестные чем-то острым глубоко процарапали лапы грифонов и облили скульптуры моста краской.

Краска вандалов была смыта, но глубокие повреждения на лапах грифонов сохранились до сих пор. Для устранения этих борозд скульптуры нужно демонтировать с моста.
Краска вандалов была смыта, но глубокие повреждения на лапах грифонов сохранились до сих пор. Для устранения этих борозд скульптуры нужно демонтировать с моста.

Можно упомянуть еще и не менее знаменитый Аничков мост, на котором вандалы повредили уздечку одного из коней в 2020 году.

Но страдают от вандалов не только мосты. Под постоянной угрозой находится весь художественный декор зданий до которого можно дотянуться руками.

Это постоянный объект вандалов: знаменитые "Женские головки" или "Русалки" в стиле Модерн, украшающие дом Николаевых, расположенный в самом центре Петербурга, на Садовой улице

Если вы думаете, что знаменитые дворцовые парковые ансамбли в Царском селе, Петергофе, Павловске, Гатчине и Ораниенбауме защищены лучше, то ошибаетесь.

В июле 2020 года мраморной скульптуре Венеры Медичи в Нижнем саду Петергофа оторвали сразу 4 пальца. Эта статуя является высокохудожественной копией, выполненной в XIX веке c более древней знаменитой скульптуры Венеры ( I в. до н. э.), хранящейся в галерее Уффици во Флоренции.

В том же Петергофе в последние годы повреждали позолоченную статую "Фавна с козленком" и только что открывшийся после реставрации в 2021 году фонтан "Солнце". В Царском селе отрывали руку одному из бронзовых гладиаторов XVIII века у павильона "Грот" рядом с Большим дворцом, сбрасывали с постамента мраморную венецианскую скульптуру XVIII века в партере сада и т.п.

"Отдыхающему сатиру" в  парке Гатчинского дворца недавно "делали" педикюр, а "Артемиде" сломали лук.
"Отдыхающему сатиру" в парке Гатчинского дворца недавно "делали" педикюр, а "Артемиде" сломали лук.

К сожалению, современный вандализм не исчерпывается только теми фактами, что я перечислил. Их намного больше!

Жители Петербурга винят во всем "некультурных приезжих". Но в то же время, по данным музея Царское село, основные акты вандализма происходят в этом заповеднике вечером, когда парк открывается для бесплатного посещения, а почти все туристы уже возвращаются в Петербург. Скульптуру с постамента и вовсе скинули ночью, когда пьяная компания перелезла в закрытый парк через ограду.

Так что, думаю, хороши тут все (в той или иной степени). И как вот со всем этим бороться? Ведь к каждому предмету искусства не приставишь охранника с автоматом.