Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Дети на асфальте, попрошайки и имперские флаги. Царские дни в Екатеринбурге

Оглавление

В период с 12 по 20 июля в Екатеринбурге проходит фестиваль "Царские дни". Главным событием фестиваля является литургия и крестный ход в ночь с 16 на 17 число. Это та ночь, когда семью Романовых расстреляли в подвале дома Ипатьевых в 1918 году. Сегодня на месте этого дома стоит Храм на Крови. Именно перед храмом проходит главное богослужение и начинается крестный ход до Монастыря святых царственных страстотерпцев на Ганиной Яме. Маршрут составляет 25 км.

Я решил посетить данное мероприятие, потому что никогда этого не делал. Было интересно, что же там происходит. Литургия шла три часа с 23:30 до 2:30, затем из толпы перед храмом сформировалась огромная колонна для крестного хода. Я не захотел участвовать в крестном ходе, но заснял его начало. Видео можете посмотреть у меня на канале.

Когда я пришел на литургию, перед храмом уже стояла большая толпа людей. Можете посмотреть на фотографии как это выглядело:

Перед тем, как зайти в толпу, я встретил на периметре мероприятия казаков. К храму стекались люди: кто-то один, кто-то в группе, с семьей. Но основной "костяк" уже был сформирован.

Почти сразу ко мне стали подходить попрошайки, среди которых было много цыган, особенно детей. Странно, что полиция никак не контролировала их деятельность, ведь это является нарушением комендантского часа. Позже наблюдал ситуацию, как один полицейский обратился к маленькому цыгану и сказал, что они нарушают, в ответ тот сказал: "Пошли со мной. Я с родителями, покажу их тебе". Формулировка была примерно такой. Меня удивила смелость мальчишки, его никак не напугало замечание полицейского.

Подходя к храму, увидел военные палатки и стоявшие напротив них машины полевой кухни. По всей видимости они принадлежат казакам, потому что их было довольно много и они занимались охраной территории. Видимо, полиция не справлялась. О казаках подробнее напишу ниже.

-2

Оставив полицейские машины позади, у толпы наблюдал любопытную картину. Некая женщина стояла рядом с молящимися, с ней разговаривала госпожа полицейская. Вроде ничего странного, но эта женщина курила. Во-первых, это отличная иллюстрация смешения сакрального пространства с профанирующей практикой. Во-вторых, почему полиция позволяет происходить такому на религиозных мероприятиях и при детях? Может я чего-то не знаю, но, насколько мне известно, закон запрещает курить в подобных местах. Если ошибаюсь, поправьте меня в комментариях.

-3

При этом госпожа полицейская не делала ей никаких замечаний. Они просто стояли и общались.

Перед сценой стояли паломнические группы. Женщины в платках и строгой одежде. Многие девушки были без платков, по всей видимости пришли просто поглазеть, или для них не срабатывал принцип покрытия головы.

На сцене священники проводили литургию, народ хором читал молитвы (иногда про себя) и периодически кланялся. Большой процент молодёжи, что удивило. Многие люди лежали на траве. Стоять 3 часа на литургии, а затем идти 25 км до монастыря и обратно - требует большой выносливости и терпения. Кто-то стоял на коленях, прямо на асфальте.

Я пытался взять у людей короткие интервью, даже взял петличный микрофон с собой. Удалось опросить несколько человек, которые в основном были членами консервативных организаций (о них я расскажу более подробно в отдельном пункте), потому что они почти не молились, а стояли с флагами. Демонстрировали идеологическую поддержку происходящему.

Флаги Российской империи, ДНР и с черепом (символизирует один запрещенный лозунг с православной тематикой).
Флаги Российской империи, ДНР и с черепом (символизирует один запрещенный лозунг с православной тематикой).

С обычными верующими поговорить нормально не удалось, потому что большинство верующих были вовлечены в процесс молитвы, поэтому я не позволил себе прерывать процесс их обращения к богу и святым. Взял лишь одно интервью у молодой пары (девушке 24 года, молодому человеку 28 лет) о том, почему они решили прийти на крестный ход и какие чувства испытывают к семье Романовых. Ответ был немногословным: царская семья для них дорога; пришли, чтобы отдать дань уважения; к семье испытывают теплые чувства.

Дети

Меня удивило, что многие люди пришли с детьми. Детей было очень много. Не думаю, что многие из них хотели участвовать в мероприятии, о чем свидетельствовало их поведение.

Я видел, как девочка подросткового возраста стояла со взрослой женщиной и явно показывала свое отношение к мероприятию, потом она присела на бордюр и опустила голову вниз. Возможно, я приписываю ей того, чего она и думать не хотела, но выглядело это так, будто девочка не желала приходить и почитать память семьи Романовых.

-5

Еще наблюдал картину, как мужчина держал плачущую девочку на руках и стоял, смотрев на литургические действия священнослужителей. Время было примерно 02:00.

Многие родители были с колясками. Меня это поразило. Зачем так поступать с ребенком? Ответ понятен - ради одухотворенности и привития ребенку религиозных ценностей. Лично я осуждаю подобную практику, хоть и понимаю ее религиозные причины. Нарушать режим ребенка, таскать его по подобным мероприятиям, а потом волочить их до монастыря 25 км - это, мягко сказать, неправильно.

Также меня слегка удивило то, что некоторые дети спали на асфальте. Когда литургия закончилась, их стали будить мамы, чтобы начать поход до Ганиной ямы.

-6

Попрошайки и бизнесвумен

Как уже сказал выше, было много цыган-попрошаек. Ко мне подходили как женщины-цыганки, так и их дети. Просили денег на еду и просто так. Также были традиционные просители денег: калеки, старики, бездомные.

Очевидно, что подобные мероприятия - идеальное место сбора денег, особенно когда этому способствует сама ситуация.

Иногда приходилось перепроверять карманы, потому что цыганские детишки случайно (или нет) врезались в меня сбоку, терлись об одежду и портфель.

Помимо попрошаек среди верующих ходила женщина, которая торговала разными вещами: зеркала, одежды и разные изделия. Ниже запечатлен момент, когда женщина продавала некой бабушке тряпичное изделие.

-7

Православные организации

На фестивале были разные консервативные организации, которые ставят своей целью защиту православия и традиционных ценностей.

В первую очередь я познакомился с "Россией консервативной". Это движение возникло в Екатеринбурге недавно с подачи молодых православных активистов. Они имеют филиалы во многих городах, но основной актив происходит на Урале.

Я пообщался с представителем этой организации, его зовут Артем, 17 лет. Он, как и другие участники движения, стояли соборно, держа имперские флаги.

Я: Почему ваша организация здесь находится?
Артем: Это возможность отдать дать уважения последнему российскому императору. Потому что Российская империя - это то государство, при котором русский народ был на пике своего расцвета.
Я: Какие чувства испытываете к царской семье и их итогу жизни?
Артем: Революция - это одна из самых ужасных трагедий в истории России. То, как поступили с царской семьей - вызывает чувство жалости. То, как с ними поступили - вызывает чувство сожаления. Опять же, можно понять выбор царя Николая, то, что он не стал заливать страну кровью изначально. Вследствие чего он был зверски убит большевиками.
Я: Считаете ли вы, что в России нужно устроить всеобщее покаяние, чтобы Россия возродилась?
Артем: Я считаю, что процесс этого покаяния уже начался и Россия движется к своему возрождению. И чем более массово подобные мероприятия будут, чем люди будут больше учить историю Российского государства, больше анализировать, развивать критическое мышление, то, я считаю, Россия возродится.
Представители движения "Россия консервативная".
Представители движения "Россия консервативная".

Также на фестивале были представители "Братства академистов". Это всероссийское движение, возрожденное при помощи общества "Царьград" (лидер - миллиардер Константин Малофеев). Это студенческое движение, которое является идейным продолжателем "Братства академистов", существовавшего в Российской империи. Их цель - "возрождение русской национальной элиты" (так написано в их официальной группе).

Я не смог нормально поговорить с их представителями, потому что интервью прервали организационные особенности данного движения - они являлись хоругвеносцами крестного хода. Я подошел к ним слишком поздно.

Хоругвеносцы из движения "Братство академистов".
Хоругвеносцы из движения "Братство академистов".

Также на мероприятии были казаки. В том числе молодые. Они были одеты в военную форму, но не такую, как у ВС РФ. Их форма была полностью однотонная зеленого цвета с шевронами "Оренбургское казачье войско". Я пообщался с некоторыми ребятами из их числа, им по 16-17 лет. Занимаются охранной территории и следят за порядком. Молодой человек, с которым беседовал я, был добровольным казаком, то есть пришел в казачество по своему желанию. Он разделяет консервативные ценности и придерживается православных убеждений. Также поведал мне, что их организация сотрудничает с властями и местными администрациями: они следят за порядком не только на православных праздниках, но и на светских, таких как 9 мая.

Казаки.
Казаки.

К тому времени мое пребывание на литургии заканчивалось. Люди выстроились в колонну после прочтения молитв и стихов со сцены. Священник рассказал, что вся земля в Монастыре царских страстотерпцев является мощами. Молодые хоругвеносцы выстроились в две колонны, а за ними организовалась большая толпа верующих. Колонна не двинулась, пока к ее началу не подошли митрополит Евгений и миллиардер Константин Малофеев. Они шли вместе, их окружала охрана.

В скором времени опубликую статью о своем пребывании в Монастыре на Ганиной яме, где были захоронены тела экс-царской семьи (затем их перевезли в Поросенков лог).