9 декабря 2019 года/
Лефортово названо в честь выходца из Женевы Франца Лефорта, который ещё в молодости решил проявить себя на военном поприще в далёкой России. Несмотря на уговоры родственников, иноземец остался жить в Москве, выучил русский язык и женился. Волею случая в 1689 году он познакомился с царём Петром I и с тех пор Лефорт, уже дослужившийся до звания полковника, был наставником и товарищем юного самодержца.
На левом берегу Яузы Франц Лефорт построил военный городок с казармами, и это был первый в России случай перевода войск на казарменное проживание — прежде стрельцы и солдаты жили в казённых или частных домах вместе со своими семьями. Здесь же находился и дворец Лефорта - поначалу небольшой дом, к которому на деньги Петра I была пристроена большая зала, обставленная с небывалой роскошью. Верный соратник сопровождал государя и в «потешных» манёврах, и в «Великом посольстве» по Европе, рисковал жизнью в военных Азовских походах. Увы, Лефорт скончался в расцвете сил в 1699 году от горячки. Узнав о его смерти, Пётр воскликнул: «Я потерял самого лучшего друга моего в то время, когда он мне наиболее нужен…»
Смотрите старые фотографии. Госпитальная улица. 1907 год:
Госпитальная площадь, 1–3с1 — ансамбль зданий первого военного госпиталя (Главное здание — 1797–1802, архитектор И.Еготов, пристройки вдоль плаца — 1820, архитекторы С.Мельников и Д.Жилярди).
Возможно, царь вспомнил об этом трагическом случае, когда в 1707 году повелел основать «Военную гошпиталь» - первое в России государственное лечебное учреждение, построенное на средства Монастырского приказа «для лечения болящих людей». Здесь многое применялось впервые в отечественной врачебной практике — к примеру, открыты терапевтическая клиника, медицинская школа для подготовки лекарей, анатомический театр.
В годы Отечественной войны 1812 года, Первой Мировой и Великой Отечественной войн в госпитале прошли лечение десятки тысяч больных и раненых военнослужащих. В первые годы Советской власти лечебное учреждение стало называться Первым Московским коммунистическим военным госпиталем, а с 1944 года — Главным военным госпиталем Красной Армии. За двести лет существования госпиталя в нём лечились около 4 000 000 пациентов, здесь работали светила российской медицины, такие как Николай Склифосовский и Николай Пирогов. Сейчас в комплекс зданий Главного военного клинического госпиталя имени Бурденко входят современные и исторические постройки.
Позднее в этом квартале были построены жилые дома для медиков, Военно-фельдшерская школа и комплекс зданий «Братолюбивого общества» — дома для бедных. В Лефортово сохранились четыре здания «Братолюбивого общества» по адресам: Госпитальная улица, 4Ас1 (архитектор И.Бондаренко, 1913), Госпитальная улица, 6 (архитектор И.Машков, 1902), Госпитальная улица, 10 (архитектор И.Машков, 1900), Госпитальная улица, 14 (1908). Они получили название «Вдовьи дома».
Госпитальный мост через Яузу построен в 1941 году на месте старого арочного каменного моста (архитекторы К.Топуридзе и И.Ткаченко, инженеры Г.Броверман и Г.Вернер).
Госпитальный мост. 1935-1940 гг.:
Госпитальный мост. 1986 год:
Ещё один взгляд на эти места. Лефортово после урагана 1904 года:
На горизонте за Яузой виден комплекс зданий Военного госпиталя, а на переднем плане - провинциальный пейзаж с небольшими домиками. Фотограф запечатлел разрушения, нанесённые ураганом 16 июня на юго-востоке Москвы.
«Вдруг всё закрутилось … среди зигзагов молний вспыхивали жёлтые огни, и багрово-жёлтый огненный столб крутился посередине. Через минуту этот ужас оглушающе промчался, руша всё на своём пути. Неслись крыши, доски, звонили колокола; срывало кресты и купола, вырывало с корнем деревья. По улицам — горы сорванных железных крыш, свёрнутых в трубочку, как бумага. Кое-где трупы. Много убитых и раненых...» - так описывал стихийное бедствие литератор Владимир Гиляровский.
Вид на Головинскую набережную. 1950-1955 гг.:
Головинская набережная
Следующая набережная на левобережье Яузы называется Головинской в честь генерал-фельдмаршала Фёдора Головина, владевшего здесь большим участком земли. В 1722 году Пётр I приобрёл усадьбу Головина с намерением устроить здесь свою московскую резиденцию, а парк переделать на голландский манер. В головинской усадьбе уже были построены деревянный дворец, церковь, арсенал, хозяйственные постройки, а дальнейшее обустройство парка император поручил голландцу Николасу Бидлоо, который украсил живописный ландшафт скульптурами и фонтанами. Позднее к благоустройству дворцово-паркового ансамбля приложил руку архитектор Бартоломео Растрелли.
Согласно пожеланию Петра был вырыт крестообразный пруд, но уже к XIX веку его форма стала полукруглой и учившиеся по соседству кадеты прозвали пруд «эполетом». С тех времён сохранился прямоугольный пруд, на берегу которого некогда стоял деревянный дворец, а конфигурация других прудов изменилась до неузнаваемости. Разнообразное оформление парка, в основном, было изготовлено из дерева и оказалось недолговечным: не уцелели ни каскады фонтанов, ни беседки, ни каменные скульптуры Геркулеса и сфинксов, фонтанов с тритоном, тюленями и дельфинами.
Императрица Елизавета вернула парку название «Головинский сад», в это время отдыхать в нём могли и простолюдины. В дальнейшем история парка связана с Екатерининским дворцом, в 1773-1796 годах возведённым для Екатерины II целой плеядой талантливых архитекторов. Он не раз перестраивался, был разрушен во время войны с Наполеоном, но восстановлен в 1823-1824 годах. В разные годы над созданием и оформлением дворца работали Антонио Ринальди, Пётр Макулов, Карл Бланк, Джакомо Кваренги, Франческо Кампорези. С улицы виден лишь протяжённый парадный фасад с портиком из шестнадцати колонн, но весь ансамбль с внутренними дворами огромен и является одним из самых значительных сооружений русского классицизма.
1-й Кадетский корпус (Екатерининский дворец). 1910 год:
Сейчас территория огорожена и такой вид из парка недоступен, посмотреть на противоположный фасад дворца можно со стороны Краснокурсантского сквера.
Следующему владельцу — Павлу I — дворец не понравился (по местной легенде, одна из коронованных особ, то ли Екатерина, то ли Павел, проведя ночь во дворце изрекла: «Это не дворец, а казарма») и комплекс зданий был передан Московскому гарнизонному полку под казармы. С той поры и до наших дней дворцовый ансамбль принадлежит военным.
В советской Москве бывший «Версаль на Яузе» стал парком культуры и отдыха Дома офицеров Московского военного округа, на Нижнем пруду открылась лодочная станция, на стадионе занимались спортом, появились аттракционы и зелёный театр.
Лефортовская и Головинская набережные. 1957 год:
Возле речного причала Лефортовский расположен один из трёх входов в парк.
Массивная колоннада с портретами советских вождей, статуя Сталина и другие приметы тех времён давно снесены, но в парке сохранились ещё более старинные грот Растрелли из кирпича с белокаменными колоннами, плотина Венеры XVIII века, беседка-ротонда (памятник места отдохновения императора Петра Великого) и остатки водной системы Бидлоо.
Плотина Венеры
Грот Растрелли
Беседка Петра Великого
Канал вдоль Яузы
Стадион Московского военного округа (1934) с трибунами, за которыми возвышалась колоннада, утраченная в первые послевоенные годы.
Футбольный матч на стадионе МВО. 1943 год:
Физкультурно-оздоровительный комплекс стадиона МВО (1962)
В сентябре 2019 года на стадионе в Лефортово можно было увидеть почти настоящий послевоенный футбол - здесь снимались эпизоды нового кинофильма Алексея Пиманова «Одиннадцать молчаливых мужчин» о победоносном английском турне футболистов московского «Динамо». Динамовцы показали тогда красивый футбол в матчах с сильными клубами, дважды сыграли вничью и дважды выиграли с общим счётом 19:9. Советские футболисты покорили чопорную Англию и влюбили в себя миллионы людей: это была победа не только в спорте, но и в политике.
Для съёмок фильма была изготовлена спортивная форма и бутсы, полностью соответствующие образцам 1945 года, а футбольное поле в Лефортово исполнило роль стадиона «Стэмфорд Бридж», трибуны которого будут дорисованы с помощью компьютерной графики. В ролях заняты Роман Курицын (Алексей Хомич), Макар Запорожский (Всеволод Бобров), Дмитрий Белоцерковский (Константин Бесков), Станислав Раскачаев (Михаил Семичастный), Павел Трубинер (тренер Михаил Якушин) и другие актёры.
Прогулка вдоль Яузы продолжается по правому берегу реки, вотчине одного из главных технических вузов страны - Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана (с 1989 года - университета).
Строительная площадка Учебно-лабораторного комплекса МВТУ. 1985-1990 гг.:
На фото тот период строительства, когда территория превращается в свалку, а местные мальчишки, пользуясь нерасторопностью охранника, вовсю лазают по стройке.
Рубцовская набережная, 2 - Учебно-лабораторный комплекс МГТУ имени Н.Э.Баумана («Корабль», «Титаник») неспешно возводился с 1972 по 2004 год и стал, вероятно, самым продолжительным завершённым московским долгостроем. Работы прерывались в связи с недостаточным финансированием и только когда через территорию МГТУ прокладывали Лефортовский тоннель ТТК, власти вспомнили про недостроенное здание.
Памятник «Русский космос» установлен к 100-летию со дня рождения советского инженера-конструктора Сергея Королёва (2007).
Кондрашёвский тупик, 3А - школьное здание (1953) и Лефортовская набережная, 1 - корпус «Энергетическое машиностроение» МГТУ имени Н.Э.Баумана (1960), который выглядит так, словно его западное крыло отрезали. Действительно, часть здания была разобрана при прокладке Лефортовского тоннеля.
Лефортовская набережная. 1941 год:
2-я Бауманская улица, 1к1 - жилой дом, офицерское общежитие (1930)
2-я Бауманская улица, 3 - ансамбль Лефортовского дворца Петра I, включающий Палаты Петра Первого (1697-1699, архитектор Дмитрий Аксамитов), Дворец Меншикова (1708, архитектор Джованни Фонтана), два полукруглых флигеля во дворе - циркумференции (1801, архитектор Матвей Казаков).
Лефортовский дворец со стороны Яузы. 1930-1950 гг.:
Пётр подарил новый дворец Францу Лефорту и по этому случаю был устроен праздник с «потешным» обрядом освящения резиденции дьяком Никитой Зотовым - «всея Яузы и всего Кокуя патриархом» во имя бога Вакха. Весёлое новоселье сменилось трауром - спустя месяц Лефорт внезапно заболел и скончался, а здание стало использоваться для государственных приёмов.
Лефортовский дворец в те времена не был таким большим и состоял из нескольких разновысотных теремов с обращённым к реке парадным фасадом. С открытой галереи гости могли любоваться панорамами окрестностей Яузы, а в роскошно оформленных дворцовых залах, рассчитанных на 1500 гостей, первый русский император устраивал посольские приёмы и свои знаменитые пиры - ассамблеи.
Следующий владелец дворца соратник Петра I князь Александр Меншиков окружил парадный двор замкнутым прямоугольником двухэтажных галерей. После обвинения в казнокрадстве опальный бывший фаворит императора лишился титулов и недвижимости, а его апартаменты вернулись в казну. Дворец не принёс счастья и юному государю Петру II, скончавшемуся здесь в возрасте 14 лет.
Лефортовский дворец. Западный корпус. 1910-1953 гг.:
Со временем дворец обветшал, но продолжал оставаться императорской резиденцией, так что накануне визитов коронованных особ из Петербурга его спешно ремонтировали. Часть помещения была отдана под солдатские казармы и комнаты офицеров, канцелярию и придворные службы - «швальню», в которой шили новые мундиры, «сервизную» с мастерской для починки серебряной посуды, кондитерскую и прачечную.
Замкнутая планировка комплекса позволила разместить здесь чумной лазарет и карантин во время смертоносной эпидемии чумы в 1771 году. Несмотря на тщательную дезинфекцию территории, царствующие особы с тех пор остерегались останавливаться в бывшем лепрозории и во дворец поселили театральных актёров и придворных. С начала XIX века ансамбль перешёл в военное ведомство, во время наполеоновского вторжения здесь размещался госпиталь, а позднее в разное время в нём находились кадетские корпуса, офицерские и чиновничьи квартиры, военное училище.
В 1865 году в зданиях разместилось отделение архива Инспекторского департамента Военного министерства (Общий архив Главного штаба). К 1925 году во дворце объединились крупнейшие дореволюционные военные архивы - Лефортовский, Военно-учёный, Московский военно-окружной и Архив документов Первой Мировой войны, на основе которых был создан Центральный военно-исторический архив СССР. Но некоторые строения оставались жилыми, к примеру, здесь жил создатель кинофильма «Чапаев» режиссёр Сергей Васильев, тут же провёл детские годы артист театра и кино Лев Дуров. Ныне в Лефортовском дворце расположены Российский государственный военно-исторический архив и Российский государственный архив фонодокументов.
2-я Бауманская улица, 5 - Главное здание (ГЗ) Московского высшего технического училища имени Баумана (МГТУ имени Баумана), двенадцатиэтажный корпус (1951-1959, архитектор Л.Комарова) парадным фасадом обращён в сторону Яузы.
Московский механико-машиностроительный институт имени Н.Э.Баумана. 1930-1933 гг.:
Ведущий технический вуз был основан в 1830 году как Московское ремесленное заведение, а сейчас носит статус университета. Его нынешнее здание состоит из двух корпусов - исторического Слободского дворца и высотной части, возведённой в 1951-1959 годах в традициях сталинского ампира.
Усадьба канцлера Бестужева-Рюмина находилась в окрестностях ещё допетровской Немецкой слободы, отсюда и возникло название дворца - Слободской. Его архитектурная родословная довольно запутанна - самая ранняя версия дворца не сохранилась, она была перестроена Матвеем Казаковым по проекту Джакомо Кваренги для влиятельного государственного деятеля графа Александра Безбородко. Дворец менял владельцев и служил московской резиденцией императоров, пока не сгорел в огне наполеоновских пожаров, но в 1826 году был восстановлен архитектором Доменико Жилярди при участии Афанасия Григорьева под размещение «мастерских разных ремёсел» Императорского Воспитательного Дома для мальчиков-сирот. Новое здание в стиле ампир возводилось на уцелевшем фундаменте, оно сохранило предыдущую планировку и высоту, однако общий объём усадьбы был увеличен за счёт добавления боковых корпусов.
Ныне на его фасаде советская символика соседствует со старинной скульптурной композицией Ивана (Джованни) Витали «Минерва» («Союз науки и ремёсел»).
«Положение о Ремесленном учебном заведении» с обучением различным ремёслам в сочетании с глубокой теоретической подготовкой было утверждено в 1830 году императором Николаем I. К 1868 году качество образования здесь стало настолько высоким, что его преобразовали в высшее учебное заведение – Императорское Московское техническое училище, готовившее механиков-строителей, инженеров-механиков и инженеров-технологов для различных отраслей промышленности.
Императорское Московское техническое училище. Лекционная аудитория. 1899-1908 гг.:
Императорское Московское техническое училище. Литейная лаборатория. 1899-1908 гг.:
МВТУ. Зал проектирования кафедры деталей машин. 1954 год:
МВТУ. Читальный зал. 1951 год:
В советское время Московское высшее техническое училище стало готовить квалифицированные кадры для машиностроения и приборостроения, в 1938 году добавились оборонные факультеты танковый, артиллерийский и боеприпасов, а спустя десять лет - факультет ракетной техники.
Левый берег Яузы. 1956-1960 гг.:
На месте дореволюционной застройки вырастут корпуса ЦНИИчермета.
Улица Радио, 23 - Центральный научно-исследовательский институт чёрной металлургии имени И.П.Бардина создан в 1944 году Постановлением Государственного Комитета обороны СССР для комплексного решения проблем чёрной металлургии. За минувшие десятилетия коллектив ЦНИИчермет разработал и внедрил большое количество новых металлургических процессов, получивших мировое признание и определивших облик современной металлургии. В числе этих процессов – применение кислорода в доменном и мартеновском производствах, создание кислородно-конвертерного процесса, непрерывная разливка стали, методы специальной металлургии стали и сплавов, порошковой металлургии. Монументальное здание института в несколько этапов возводилось на Лефортовской набережной в 1953-1968 годах.
Продолжение следует...
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
Фотографии: Евгений Чесноков
#городнапамять #москва #архитектура #история #яуза #лефортово #районымосквы #стадион