Найти в Дзене
Город на память

«Город на память». 529. Яуза. Завод «Кристалл» и окрестности

16 декабря 2019 года/ У Лефортовского моста завершается исторический дворцово-парковый участок Яузы и вновь начинается индустриальная территория, сложившаяся до революции, достигшая пика своего развития в советский период, а в наши дни уступающая землю жилой застройке и бизнес-центрам. На левом берегу реки раскинулась Промзона № 17 «Курская», а на правобережье в 1901 году открылся «Московский казенный винный склад № 1», более известный как Московский ликёро-водочный завод и завод «Кристалл». Смотрите старые фотографии. Дворцовый мост. 1900-1909 гг.: Мост в этом месте запечатлён на гравюрах ещё XVI века, а в 1777 году по проекту С.Яковлева здесь был построен каменный мост, который получил название Дворцовый по Анненгофскому дворцу. Позднее на берегах Яузы выросли Лефортовский, Слободской, Екатерининский дворцы. В 1940 году мост был реконструирован, а позднее утратил историческое название и стал Лефортовским. Это старейший мост через Яузу, в очертаниях которого сохраняется замысел архите

16 декабря 2019 года/

У Лефортовского моста завершается исторический дворцово-парковый участок Яузы и вновь начинается индустриальная территория, сложившаяся до революции, достигшая пика своего развития в советский период, а в наши дни уступающая землю жилой застройке и бизнес-центрам. На левом берегу реки раскинулась Промзона № 17 «Курская», а на правобережье в 1901 году открылся «Московский казенный винный склад № 1», более известный как Московский ликёро-водочный завод и завод «Кристалл».

-2

Смотрите старые фотографии. Дворцовый мост. 1900-1909 гг.:

1900—1909 Дворцовый мост на Яузе

Мост в этом месте запечатлён на гравюрах ещё XVI века, а в 1777 году по проекту С.Яковлева здесь был построен каменный мост, который получил название Дворцовый по Анненгофскому дворцу.

Позднее на берегах Яузы выросли Лефортовский, Слободской, Екатерининский дворцы. В 1940 году мост был реконструирован, а позднее утратил историческое название и стал Лефортовским. Это старейший мост через Яузу, в очертаниях которого сохраняется замысел архитектора XVIII века.

Водолазные работы у Дворцового моста. 1954 год:

1954 Водолазные работы у Дворцового моста

-3
-4

О военном прошлом района Лефортово напоминают два здания, стоящие торцами к Яузе. Красноказарменная улица, 3 - Красные казармы (1776, предположительно, архитектор С.Яковлев), один из служебных корпусов Екатерининского дворца, в котором в XIX веке размещались казармы Московского гарнизонного полка.

-5

Красноказарменная улица, 2с1-4 - Алексеевское военное училище (начало XIX века, архитектор Осип Бове), здание сложной планировки, изначально включающее казармы, учебные корпуса, церковь, манеж. В советское время назначение помещений менялось, сейчас здание остаётся в ведении Министерства обороны, но его часть сдаётся арендаторам.

Красноказарменная набережная. 1981-1982 гг.:

1981—1982 Красные казармы и Лефортовский парк

-6

В сквере Воинов-победителей установлен монумент в честь Петра I и Лефорта (1999, скульптор Е.Суровцева, архитекторы В.Кочергин, В.Алешина).

Красноказарменная набережная. 1970-1975 гг.:

1970—1975 Красноказарменная набережная. Монумент "Серп и молот"

В советские годы сквер на Красноказарменной набережной украшал монумент «Серп и молот», установленный по случаю 50-летия Октября.

-7

Бревенчатый сруб - будка трамвайного стрелочного поста

-8

Новолефортовский мост на трассе Третьего транспортного кольца (2003)

-9

Туполевский причал. В этих местах в Яузу впадают две речки - Чечора и Черногрязка. На планах Москвы XVIII века этот участок Яузы указан полноводным, на левобережье даже образовался сообщающийся с Яузой большой водоём, окончательно осушенный при советской власти. На месте пруда открылся стадион «Строитель» («Сокол»).

-10

На Лефортовском мосту

Набережная Академика Туполева и Лефортовский мост. 1980-1982 гг.:

1980—1982 Яуза, Лефортовский мост

Лефортовская набережная. 1965-1970 гг.:

1965—1970 Лефортовская набережная

На Лефортовской набережной в ряд выстроились монументальные здания образовательных и научных учреждений - МВТУ имени Баумана, ЦНИИчермет, ОКБ Туполева. Говорят, что А.Туполев сам выбрал место для строительства и пригласил архитектора В.Веснина. Комплекс из нескольких корпусов был введён в эксплуатацию в 1936 году, в разные периоды учреждение носило названия КОСОС (Конструкторский отдел сектора опытного строительства) и ОКБ завода 156, а в разгар сталинских репрессий в конце тридцатых годов здесь размещалась спецтюрьма НКВД ЦКБ-29, «конструкторская шарашка» Туполева, который в то время находился под следствием.

-11

Улица Радио, 24к1 - здание «Конструкторского отдела сектора опытного строительства» (1932, архитекторы А.Кузнецов, В.Веснин)

Под руководством Туполева в ОКБ работали В.Петляков, И.Погосский, А.Голубков, П.Сухой, А.Архангельский, В.Мясищев и другие видные советские авиаконструкторы. Новая авиационная техника создавалась в условиях строгой секретности, а после закрытия предприятия в 1990 году здание сначала оказалось бесхозным и было отключено от коммуникаций, а затем приспособлено под бизнес-центр «Яуза Тауэр».

Открытие мемориальной доски Туполеву. 1975 год:

1975 Открытие мемориальной доски А.Н.Туполеву

-12
-13

Набережная Академика Туполева, 15к5 - бывшая центральная проходная АНТК имени Туполева.

В наши дни бывшие владения ОКБ сильно уменьшились в размерах - частично застроены жилым комплексом бизнес-класса «Каскад», частично используются под бизнес-центры.

-14

Набережная Академика Туполева, 15 - жилой комплекс «Каскад» (2008) за исторической туполевской оградой.

-15
-16

Набережная Академика Туполева, 15к2 - Бизнес-центр «Туполев Плаза» (2006, архитекторы Д.Бархин, Н.Басангова, А.Бархин). Постановление Никиты Хрущёва о борьбе с архитектурными излишествами этого здания не коснулось - в наши дни эклектика только приветствуется. Хорошо это или плохо - сколько людей, столько и мнений.

-17
-18
-19

Проектируемый проезд № 6334 (бывшая Салтыковская улица) - индустриальные здания (1885)

-20

Под боком у научных корпусов располагался туполевский завод ММЗ «Опыт» (закрыт). Трудно поверить, что по узким московским переулкам катались экспериментальные мотосани и перевозились фюзеляжи огромных лайнеров.

Мотосани Неждановского на испытаниях. 1926 год:

1926 Салтыковская улица

Испытания аэросаней. 1929 год:

1929 Салтыковская улица

ММЗ «Опыт». Вывоз первого прототипа ТУ-144. 1968 год:

1968 Вывоз первого прототипа ТУ-144 с номером 68001 с завода ММЗ "Опыт"

-21

Набережная Академика Туполева, 15к19 - заброшенное здание

-22

Стадион «Сокол» открылся в 1938 году и принадлежал строительно-монтажному управлению, отсюда его первое название – «Строитель».

Стадион «Строитель». 1952-1953 гг.:

1952—1953 Секция гимнастики

На заднем плане виден Елизаветинский институт благородных девиц.

В 1970-х годах стадион был передан авиационному конструкторскому бюро «Туполев» с переименованием в «Сокол». Здесь занимались физкультурой студенты окрестных вузов, заводские команды играли в футбол, русский хоккей, мотобол, на теннисных кортах проводилось первенство Москвы по теннису. Сейчас на стадионе проводится реконструкция.

-23
-24

«День рождения Чебурашки» - благотворительная акция для детей-сирот на стадионе «Сокол». Общественное движение «День рождения Чебурашки» было придумано волонтёрами, чтобы подарить детям праздник и привлечь внимание общества к проблемам воспитанников детских домов и интернатов. Его символом стал ушастый невиданный зверёк, найденный в коробке с апельсинами, практически сирота. На празднике несколько сотен детдомовцев из Москвы и Подмосковья участвуют в творческих конкурсах и знакомятся с разными профессиями.

-25
-26
-27
-28
-29

Яуза до реконструкции. 1930-1939 гг.:

1930—1939 Яуза до реконструкции

«Старая Яуза, годами загрязнявшаяся сточными и канализационными водами, была зловонным ручьём». Предположительно, на снимке изображён участок будущих благоустроенных набережных - Красноказарменной и Академика Туполева.

-30
-31

Слободской переулок, 6 - территория бывшего завода «Мосштамп», основанного в 1927 году. В советские годы завод входил в состав Московского государственного треста металлоштамповальной промышленности и Роспромфурнитуры, специализируясь на изготовлении металлической фурнитуры для кожгалантерейной и швейной промышленности, в том числе военной атрибутики - пуговиц, кокард, эмблем, нагрудных знаков. Предприятие обосновалось в старинных фабричных корпусах, построенных ещё в 1864 году.

-32

Пешеходный Салтыковский мост сооружён в 1953 году на месте старого моста, отмеченного на картах XIX века и соединявшего Самокатную и ныне упразднённую Салтыковскую улицы. Мост получил название по имени боярина Салтыкова, которому в XVII веке принадлежала эта местность около реки Яузы.

Строительство Салтыковского моста. 1953 год:

1953 Строительство Салтыковского моста

-33
-34
-35

Самокатная улица, 1с3  и Самокатная улица, 2ас1 - индустриальные здания.

-36
-37

Несколько лет на Самокатной улице размещался офис Яндекса, перебравшийся затем вместе со своими расписными конями в Хамовники.

-38

На высоком левом берегу Яузы в конце 1940-х годов был основан Детский парк имени 1-го Мая. Считается, что когда-то эти владения принадлежали Петру I, затем среди старых тополей и клёнов прогуливался граф А.Разумовский, по желанию которого на обоих берегах Яузы были разбиты пейзажные парки взамен террасных. По соседству с усадьбой Разумовского позднее свой особняк построил водочный король России Пётр Смирнов.

В постсоветские годы детский парк оказался заброшен и превратился в злачное место, населённое бездомными, пьяницами и стаей агрессивных бродячих собак. После реконструкции в парке заработал фонтан, открылась элитная теннисная школа, по тенистым аллеям гуляют мамы с колясками.

-39
-40

Насосная подстанция. 1938 год:

1938 Насосная подстанция на Яузе, главный фасад

На территории парка находилась насосная подстанция, построенная до войны в рамках реализации плана обводнения Яузы.

-41

Самокатная улица, 3 - храмы Введения во храм Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной у Салтыкова моста.

Троицкая и Введенская церкви. 1900 год:

1900 Троицкая и Введенская церкви

Землю на берегу Яузы присмотрели московские купцы-единоверцы, богослужения поначалу совершались в деревянном доме, а в 1807 году началось возведение каменного храма. Троицкий храм (1819) был неотапливаемым, летним, а Введенский (1825) - зимним. Троицкая церковь была главным единоверческим храмом в Москве, на службах присутствовали именитые представители купечества и чиновники, а в столовой богадельни проходили съезды и собрания единоверческой общины. Интерьеры поражали своим благолепием, художественной живописью в греческом стиле и богатством древних икон.

В 1931 году оба храма были закрыты, наиболее ценные иконы переданы в Третьяковскую галерею, в ходе реконструкции Троицкий храм оказался разделён перекрытиями на три этажа под размещение коммунальных квартир, а Введенский приспособлен под производственное помещение. С 1966 года здания были переданы на баланс Всесоюзному НИИ оптико-физических измерений и в это время начались первые реставрационные работы. Богослужения возобновились в 1992 году после передачи храмов Русской Православной Церкви.

-42

-43

В 1896 году в Российской империи указом министра финансов Сергея Витте была введена государственная монополия на производство и продажу спиртных напитков, а спустя пять лет в рамках реализации этого указа в Москве на Самокатной улице открылся «Московский казенный винный склад № 1». Открытие и освящение предприятия состоялось 24 июня 1901 года.

Первоначально здесь планировалось ежегодно выпускать 600 тысяч вёдер «простой», «улучшенной» и «боярской» водки, однако уже через неделю после открытия завода спрос значительно превысил предложение и встал вопрос о расширении производства. К началу Первой Мировой войны в ассортименте значилось пять наименований - водки «Московская особенная» (по рецептуре Дмитрия Менделеева), «Хлебное вино», «Столовое вино», «Горилка» и наливка «Запеканка».

-44

Почти все основные корпуса возведены по проектам Н.Фалеева и В.Величкина в лучших традициях промышленной архитектуры начала ХХ века и составляют уникальный индустриальный ансамбль. В частности, главный корпус построен в 1899-1900 годах по проекту архитектора Николая Фалеева. В советский период завод прирастал, в основном, складскими ангарами, которые не представляют исторической ценности.

-45

В разработке новых технологий для улучшения качества водки приняли участие видные русские учёные-химики Л.Шишков, М.Кучеров, академик Н.Зелинский. Химик Дмитрий Менделеев предложил разбавлять спирт водой до 40° его содержания в водке, именно такая концентрация позволяет максимально очищать продукт от вредных примесей. Впрочем, по другим источникам, участие создателя периодической системы химических элементов в этих исследованиях — не более чем миф.

Прибытие санитарного поезда с ранеными на «Московский казенный винный склад № 1». 1914-1915 гг.:

1914—1915 Санитары распределительного госпиталя и солдаты санитарной команды выносят раненых из вагона. Где это?

На период военного времени и последующих революционных событий в России был введён «сухой закон» и «Московский казенный винный склад № 1» выпускал спирт только для нужд армии, а часть его цехов занимал распределительный госпиталь для раненых воинов. По завершении Гражданской войны жизнь входила в мирное русло, возобновилась торговля спиртными напитками, завод начал наращивать производство и расширил ассортимент крепкими и десертными ликёрами.

Во время Великой Отечественной войны, помимо производства спирта, рабочие разливали в винно-водочные бутылки горючий «коктейль Молотова», который на фронте использовался для поражения вражеских танков. Пилоты люфтваффе наносили удары с воздуха, сожгли главный корпус, но Московский ликёро-водочный завод продолжал давать необходимую армии продукцию.

-46

В 1953 году на заводе была создана водка «Столичная» винокура В.Свириды, которая по своим качествам опередила знаменитую марку Smirnoff и получила международное признание. В 1987 году Московский ликёро-водочный завод был переименован в Завод «Кристалл».

После вывода производства в подмосковный филиал «Корыстово» на заводской территории начал складываться культурный кластер для проживания и творчества - арт-пространство «Город Кристалл». Здесь будут и лофт-апартаменты, и социальные объекты, и новый жилой квартал. Его украшение — театральный зал с сохранившимися интерьерами советской эпохи.

Со временем в бывших производственных цехах откроются мастерские для работы по дереву, металлу и камню, будет разработана прикладная программа по созданию малых архитектурных форм, предметов интерьера, городской мебели и предметов современного искусства. На территории начнут работать классы и лекторий, в которых будут проходить круглые столы, конференции и образовательные программы по урбанистике, архитектуре, территориальному развитию, дизайну и строительству. В будущем квартале предусмотрены салоны красоты, прачечная, медицинский пункт, туристическое бюро, продовольственные и хозяйственные магазины, детский сад.

-47
-48
-49
-50
-51
-52

Железнодорожная ветка, ведшая к Московской окружной железной дороге, на территории завода разделяет историческую застройку от складской зоны, которую предполагается застроить жилыми зданиями.

-53

Индустриальные интерьеры оказались как нельзя кстати для проведения квестов. Действие зловещей ролевой игры «МСК 2048» разворачивается в мире, пережившем глобальную катастрофу, которая превратила планету в радиоактивную пустыню. Небольшие группы уцелевших людей вынуждены скрываться в подземных убежищах и бороться за жизненно важные ресурсы.

-54
-55
-56
-57

Недавний режимный объект, на котором даже был собственный питомник сторожевых собак, в наши дни доступен для экскурсий и прогулок.

-58
-59

После вывоза оборудования на «Кристалле» проходят выставки и фестивали, открылись небольшие магазины и коворкинг, а один из больших ангаров в марте 2019 года занял автомобильный музей Дмитрия Октябрьского «Моторы Октября».

Автомузей «Моторы Октября» переехал на «Кристалл» с Рогожского Вала — там сейчас размещается экспозиция «Московский транспорт» с автобусами и грузовиками. А Дмитрий Октябрьский представляет уникальные образцы мирового автопрома, показывает посетителям эволюцию легковых автомобилей с 1900-х по 1970-е годы. Это современный музей с интерактивами, световыми и звуковыми эффектами. Добраться до «Кристалла» удобно от ближайших станций метро — «Площадь Ильича» и «Римская». Перед входом есть бесплатная парковка, так что можно приезжать на своих машинах, а также на велосипедах, мотоциклах или ретроавтомобилях.

-60
-61

Среди самых старых экспонатов можно отметить спортивный Бенц 1912 года, который развивал скорость до 62 километров в час. Каждая деталь этой машины — как произведение искусства. Есть и интересные конструктивные особенности, например, рычаги управления передач вынесены за пределы кабины.

-62

Его сосед Студебеккер — ровесник Бенца. Капот украшает маскот — в те времена при помощи этой ручки открывали решётку радиатора, но позднее маскоты во всём мире стали узнаваемыми символами и талисманами брендов. Автомобили заводились при помощи ручки, причём далеко не с первого оборота. Спицы колёс тогда ещё были деревянными, а сиденья набиты конским волосом.

-63
-64
-65
-66
-67
-68

Здесь прошло открытие сезона-2019 Ралли Клуба Классических Автомобилей. Правила ретроралли остаются практически неизменными из года в год — экипаж получает дорожную карту, согласно которой автомобили двигаются от чек-пойнта к чек-пойнту, соблюдая современные правила дорожного движения. Кстати, знаете, какое ограничение скорости действовало в столице сто лет назад? 27 километров в час.

-69
-70
-71
-72
-73

Продолжение следует...

Фотографии: Евгений Чесноков

-74

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
-75

Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе

-76

Москва до сих пор загадка? Презентация проекта «Город на память»

-77

#городнапамять #москва #архитектура #история #яуза #лефортово #районымосквы #туполев #промзона #заводкристалл