Найти тему
Дурак на периферии

Старая добрая Англия (о романах Пелама Гренвилла Вудхауса)

Жанр, в котором всю жизнь проработал Пелам Гренвилл Вудхаус, можно определить, как юмористическая беллетристика, и в ней он преуспел не менее своих русских коллег (Тэффи, Аверченко): смех его столь же легок, сюжетные перипетии незатейливы, порой они туго стягиваются в драматургический узел, как в хорошей пьесе, порой рассыпаются ворохом плохо связанных между собой глав, напоминающих больше рассказы, чем части единой композиции. Мне посчастливилось прочитать два романа Вудхауса: «Этот неподражаемый Дживс» и «На помощь, Дживс!», которые разделяют почти сорок лет по времени написания, и это чувствуется буквально на каждой странице. Первый из этих романов легче читается, сюжетные повороты беззастенчиво повторяются, в тексте сквозит какая-то дилетантская, почти графоманская увлеченность автора тем, что он пишет. Второй роман композиционно строже, четче выстроен и будто создан для театра (здесь есть и единство действия, и завязка, кульминация, развязка).

Если выискивать те скрытые пружины, которыми был движим талант Вудхауса кроме чисто развлекательных целей, то это безусловно попытка создать литературный памятник уходящей феодальной Англии, так как ее увидел прозаик: полной эксцентричных аристократов, умных слуг, всевозможных несуразностей жизни, которые впору разрешить лишь гениальный ум. В одной из лучших глав романа «Этот неподражаемый Дживс», названной «Товарищ Бинго», один из героев записывается в социалисты, и на Великобританию, чтущую свои феодальные традиции, падает тень революционной расправы. Все, конечно, благополучно разрешается, как всегда у Вудхауса, однако, его герои, весельчаки, трутни, бездельники и полу-безумцы сами не способны себя защитить, они все время барахтаются в океане неурядиц и жизненных ловушек, и лишь такие незаурядные слуги, как Дживс, способны их спасти.

Об этом мало писали при жизни Вудхауса, но само его творчество (особенно цикл о Дживсе и Вустере), стало своеобразной метафорой британской жизни: в руках у эксцентричных и беспомощных аристократов деньги и лишь видимость власти, реальная власть - у Дживсов, которые многие годы показывают себя хранителями феодальных традиций не меньше своих хозяев. Стоит Дживсам лишь захотеть и весь старый мир Британии полетит в тар-тарары. Именно хрупкость создаваемого Вудхаусом мира делает его таким притягательным для читателей, прежде всего английских, тех людей, которые по словами Дмитрия Быкова «раздавлены действительностью». Такие читатели бегут от реальных проблем в фантомные миры Акунина и Донцовой, Вудхауса и Джейн Остин, жажда найти терапевтическую литературу, литературу, как форму эскапизма, приводит их к разным видам беллетристики.

Детективы и юмор – главные рычаги качественной беллетристики (Агаты Кристи и Конан Дойла, Акунина и Аверченко), а Вудхаус, если, конечно, не поглощать его тоннами, роман за романом, рассказ за рассказом, может хорошо освежить подуставший читательский дух, это литература, безусловно, развлекательная, но выполненная на высоком художественном уровне для своего жанра. Это в наши дни встретишь не часто.