Когда мы только появились на свет, мы были подобны чистому листу бумаги. Мы понятия не имели о том, что в этом мире есть разделение на правильное и неправильное, на хорошее и плохое, на то, за что нас будут любить, а за что - нет.
У нас были потребности - в еде, тепле, воздухе и материнской любви, и все, что мы делали – это пытались добиться их удовлетворения с помощью доступных нам крика и плача.
Если с едой и теплом наши матери обычно как-то справлялись, то с безусловной любовью всё обстояло не так радужно. По разным причинам, её всегда не хватало.
По мере взросления наше поведение усложнялось. Мы замечали, что некоторые наши действия вызывали одобрение со стороны матерей, и это вынуждало нас повторять их как можно чаще.
Если мамы хвалили нас за каждую новую выученную букву, то между интересной игрой и скучным запоминанием абстрактных закорючек мы выбирали закорючки. Если они поощряли послушание, мы подавляли в себе природную непоседливость и вели себя тихо, как мыши.
В условиях тотальной нехватки безусловной любви даже незначительная похвала от самого важного человека была желанной наградой, ради которой мы были готовы поступаться менее значимыми потребностями.
Чем острее был дефицит материнской любви, тем на большие жертвы мы были согласны пойти ради ее малейших крох.
Так в нас прописывалась установка: если хочешь выжить в этом мире (любовь матери для малыша – это главное условие для выживания), забудь о себе и делай то, что будет вызывать одобрение других людей.
Если мы замечали, что наши близкие восхищаются красотой других людей, в нас прописывалась установка «хочешь выжить – будь красивой», и мы становились буквально помешанными на своей внешности. Если родители больше всего ценили деньги, мы усваивали, что будем недостойны любви и уважения, если не станем богатыми.
Если у родителей в почете был интеллект, в нас закладывалась установка «я буду достоин любви, только если стану очень умным». Детям творческих личностей надлежало быть как минимум талантливыми (в идеале – гениальными), детям спортсменов – чемпионами.
Встречались и родители без особенных амбиций, но и они что-то да внушали: «взялся за дело - доведи до конца», «веди себя так, чтобы перед людьми не было стыдно», «родители – это святое», «сам погибай, а товарища выручай», «нет ничего важнее Родины», «задача женщины – радовать мужа и рожать детей», «старших надо уважать» и т.д.
Впрочем, вернее будет сказать, что мы сами прописывали себе эти установки, чутко улавливая реакции наших родителей на различные явления в этом мире. Далеко не всегда это транслировалось нам прямым текстом.
Со временем к реакциям родителей присовокупились реакции нянь, воспитателей детского сада, врачей, учителей, друзей, знакомых, героев книг и фильмов, на которых мы росли...
Из этих установок формировалось наше эго - комплекс из огромного множества бессознательных программ, предназначенных для жизни в этом мире.
Мы вырастали и покидали родительский дом. Наше выживание больше не зависело от их любви, но программы нашего эго никуда не девались, продолжая управлять нашими поступками, словами и даже мыслями. Подобно новорожденным, мы бессознательно боялись умереть, не получив чужого внимания, одобрения и восхищения (эквивалент материнской любви), либо столкнувшись с критикой (эквивалент отвержения матерью).
Чем сильнее мы нуждались в безусловной любви матери в детстве, тем более голодным было наше эго, алчущее суррогата материнской любви от других и порой заставлявшее ради неё буквально «идти по головам».
Наше эго превратило нас в зомби-наркоманов, готовых на все ради получения очередной дозы. В ход шли тонкие и грубые манипуляции, откровенное паразитирование на других, обман и самообман, проявлявшиеся в самых разных сферах жизни - особенно в личных отношениях.
Каждая новая доза добытого суррогата делала наше эго все более прожорливым, а ломки во время перерывов в употреблении - все мучительнее.
Продолжение следует.
___________________
Чем я могу быть вам полезна - консультации, вебинары, наставничество.
Если вы не подписаны на мой Телеграм-канал, вы пропускаете мои прямые эфиры и много полезной информации, которая публикуется только там.