В настоящее время российская система образования вызывает множество нареканий как со стороны педагогов, так и со стороны учащихся. Справедливо отмечая множество достоинств доствшихся нам в наследство советских образовательных структур, необходимо помнить, что время не стоит на месте, мир меняется, и необходимо приспосабливать к этим объективным переменам все современные общественные институты.
Разговор о минусах российской системы образования может поспособствовать более чёткому пониманию сути вопроса и помочь наметить пути улучшения ситуации.
Недостаток практики
Недостаток практических занятий является проблемой как высшего, так и школьного образования. Повышенные требования к безопасности в школах и неоправданно громоздкое бюрократическое сопровождение, которое почти полностью легло на плечи учителей, приводит к минимизации рисков путём простого уменьшения количества потенциально опасных ситуаций.
В результате учителю химии, например, проще и безопаснее объяснить материал в теории, чем проводить лабораторную работу. Это приводит к ситуации, когда одна практическая лабораторная работа в четверти считается вполне приемлемым результатом, в то время как остальные проходят чисто теоретически на бумаге.
То же самое зачастую происходит с практическими занятиями студентов вузов, также больше напоминающими обычные занятия в университетеской аудитории. Только самые передовые российские вузы практикуют предоставление студентам реальных рабочих мест на периоды практики и во время каникул.
Это значительно повышает уровень обучения и помогает студентам приобрести не только практический опыт, но и некоторый стаж ещё в годы учёбы.
Отставание от жизни
Система российского образования слишком централизована, и, вследствие этого, громоздка и неповоротлива, чтобы быстро реагировать на современные вызовы. Сегодняшние программы обучения по большей части представляют собой микс проверенных временем крепких советских программ и западных образцов десятилетней давности.
Все эти прекрасные для своего времени образовательные программы сегодня уже не соответствуют уровню развития науки и технологий. Семимильные шаги, которыми развивается современная наука, быстро оставляют позади старые способы и темпы обучения.
В зарубежных школах дети с раннего возраста знакомятся с искусственным интеллектом, машинным обучением, узнают такие понятия, как блокчейн, байотек, эдтек, медтек. В нашем случае, за редким исключением, подобная информация приходит только к студентам старших курсов вузов.
Низкие зарплаты учителей
Низкая оплата труда современных российских учителей сделала эту профессию непрестижной и непопулярной среди молодёжи. В крупных городах, с учётом всех коэффициентов и надбавок, зарплата учителя еле дотягивает до среднего уровня, а ситуация в провинции намного хуже.
Молодые люди не хотят идти в школы на низкую зарплату , поэтому среди школьных учителей становится всё больше пенсионеров, которых просто некем заменить, но которые в силу возраста уже не могут соответствовать современному уровню технического оснащения процесса преподавания.
В педагогических вузах полезно было бы увеличить количество бюджетных мест на учительские профессии, а также приложить определённые усилия к росту престижности труда педагога.
Школам просто необходимы молодые специалисты, которые легко осваивают современные технологии, быстро адаптируются к новым программам и методикам, а также работают с удовольствием, не заботясь о выживании на низкую зарплату.
ЕГЭ
Проблема единой системы оценки знаний выпускников касается не только нашей страны, но и всех развитых стран мира, где принята Болонская система.
К сожалению, современная система сдачи единых экзаменов ориентирует учащихся выпускных классов не на получение знаний, а на выучивание правильных ответов на типовые вопросы.
Например, при изучении истории акцент переносится на запоминание дат различных исторических событий, тогда как изучение эпохи, понимание её сути, проникновение в причинно-следственные связи исторических событий уходлит из фокуса внимания учащихся.
Армейская службая
Многие молодые люди заканчивают школу уже достигнув призывного возраста и поступают в вузы только для того, чтобы получить отсрочку от армии.
Выбор направления обучения происходит не в соответствии с пожеланиями или призванием абитуриента, а согласно наибольшей вероятности зачисления в вуз. Подобная мотивация не даёт никакого интереса к изучаемым предметам, и, как следствие, большинство таких юношей заботятся только о том, чтобы их не отчислили за долги, а не о будущей профессии.
Возможно, изменение ситуации со всеобщим призывом позволило бы абитуриентам спокойно выбирать направление учёбы в соответствии со своим призванием, что безусловно повысило бы качество выпускаемых специалистов.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Ни в коем случае: что нельзя носить во время путешествия?
✅ 9 любопытных фактов о русском языке
✅ Топ-3 великих открытия не оцененных современниками
#образование #россия #обучение #воспитание #дети #учеба #будущее #интересные факты #саморазвитие #психология