Началось всё с того, что путали их имена, Парижский салон 1865 года случился скандальным, а закончилось поиском двадцати тысяч франков, которые спасли «Олимпию».
Официальное открытие салона состоялось 1 мая 1865 года. Эдуард Мане предоставил две работы – «Олимпию» и «Осмеяние Христа». Организаторы отказывались выставлять первую картину, критики ополчились на Мане, а журналы наполнились острыми карикатурами, которые так любят французы.
«Никогда и никому еще не приходилось видеть что-либо более циничное, чем эта «Олимпия». Это – самка гориллы, сделанная из каучука и изображенная совершенно голой, на кровати. Ее руку как будто сводит непристойная судорога… Серьезно говоря, молодым женщинам в ожидании ребенка, а также девушкам я бы советовал избегать подобных впечатлений». Амеде Канталуб, Le Grand Journal
Уберечь «Олимпию» пытались два охранника, которых благоразумно приставили к картине. Сотни людей пришли на выставку, чтобы увидеть этот художественный скандал, обругать автора и плюнуть на полотно.
Плюс ко всему рядом с работами Мане разместили две другие картины, где фамилию автора написали с ошибкой – Моне. Да-да, тогда о начинающем живописце Клоде Моне Париж еще не знал. Мане был очень раздосадован.
Несколько месяцев потребовалось Эдуарду Мане, чтобы оправиться от переживаний и вновь взяться за кисти. Чтобы отвлечься, он уехал в Испанию, а вернувшись увидел «Даму в зеленом платье» Клода Моне. Не только увидел, но и высоко оценил. Тогда и началась крепкая многолетняя дружба двух живописцев.
Мане много помогает Моне, поддерживает финансово, остается рядом во время тяжелой болезни жены Клода Камиллы. Их дружба длилась двадцать лет вплоть до смерти автора «Олимпии» в 1883 году.
Но на этом история не заканчивается. Клод Моне решил добиться признания работы старшего товарища и поместить «Олимпию» в Лувр. Одного желания оказалось мало – чиновники были против. И тогда Моне объявил общественную подписку: каждый желающий мог пожертвовать часть из суммы в двадцать тысяч франков, необходимых для покупки картины и передачи ее в дар французскому народу.
«Я купил маленький кусочек «Олимпии». Анри де Тулуз-Лотрек прислал сто франков.
Сумму собрали, и Моне начал переговоры с властями Парижа. Через несколько месяцев «Олимпию» согласились принять, но гарантий, что она будет выставлена в Лувре, никто не давал.
Семнадцать лет картина хранилась в Люксембургском музее и только в 1907 году ее приняли стены Лувра. С 1986 года «Олимпию» и другие полотна импрессионистов можно увидеть в Музее Орсе в Париже.
Если вам понравилась статья, подпишитесь на канал, поддержите арт-дилетанта!