Друзья, хочу с вами поделиться статьёй из журнала «Декоративное искусство СССР» за 1958 год о желании искусствоведов изменить к лучшему художественный облик массовой посуды. Дулёво представлено жутким ретроградом, а Вербилки маяком современного дизайна. При этом меня же особенно заинтересовала одна из первых публикаций дмитровского сервиза фасона «Ампир», воссозданного в это время по музейным образцам начала XIX века.
Крамаренко Л. Что мешает выпуску красивой посуды? // Декоративное искусство СССР, 1958. – № 7. – С. 11–13.
На любой выставке декоративного искусства посетители задают один и тот же вопрос: где можно купить посуду, выполненную по образцам, представленным в экспозиции?
Нельзя сказать, что магазины наши бедны посудой. Однако, присмотревшись более внимательно, убеждаешься, что среди всей фарфоровой и фаянсовой посуды редко можно найти вещи, выполненные с подлинным художественным вкусом и мастерством, правильным использованием материала и возможностей техники. В магазинах почти нет посуды, сверкающей белизной фарфора, с простой, скромной отделкой, недорогой по цене, столь необходимой в повседневном быту каждой семьи.
Магазины предлагают сервизы и отдельные чашки с пышной аляповатой росписью, передающей различные виды цветов. Мало-гармоничные, чрезмерно яркие букеты покрывают почти сплошь всё изделие, без учёта его формы и назначения, и даже оставшаяся свободной от росписи белая поверхность фарфора кроется сплошным цветным тоном и обильно украшается золотом. Создается впечатление, что автор изделия преследует цель как можно больше разукрасить его, заполнить декоративными мотивами.
Ухудшают внешний вид изделий и неряшливость в нанесении росписи кистевым мазком. Пользуясь посудой, её держат в руках, рассматривают вблизи. Поэтому тщательность наложения красок очень важна. Мазок живописца должен формировать изображение, создавать определённый ритм и гармонию росписи. Но во многих массовых изделиях мазок неряшлив, он не лепит форму, а лишь намечает цвет. В работе живописцев видна чрезмерная поспешность.
Но, несмотря на низкое художественное качество, подобные изделия дороги и предлагаются покупателям в большом количестве.
И, напротив, сервизы и отдельные предметы с более тонкой орнаментацией, на которых цветочные мотивы тактично разбросаны по белому полю фарфора, а золото лишь слегка оживляет рисунок,– редкие гости на прилавках магазинов, хотя они пользуются наибольшей популярностью.
Чем же объяснить недостаток нужной массовой посуды? Может быть, мало талантливых художников работает на фарфоровых и фаянсовых заводах над массовыми изделиями?
Конечно, нельзя сказать, что деятельность художественных коллективов наших заводов является безупречной. Мы часто и много говорим о недостатках и ошибках в их работе, но обвинять только художников в отсутствии красивой массовой продукции было бы несправедливо.
Над созданием эскизов и образцов посуды для промышленности работают многие талантливые художники и скульпторы, работают упорно и плодотворно. На всех крупных художественных выставках произведения мастеров фарфора Г. Альтермана, Т. Воскресенской, Э. Криммера, П. Леонова, М. Моха, Е. Смирнова, В. Филянской, В. Яснецова и многих других вызывают одобрение зрителей.
Выпуск красивых изящных вещей тормозит система расценок на изделия фарфоровой и фаянсовой массовой посуды. Действующим в настоящее время прейскурантом предусматривается цена на белое изделие и на роспись, причём расценки повышаются по мере заполнения изделия росписью, то есть, чем больше заполнена росписью, особенно золотом, чашка или ваза данной формы, тем она дороже.
Такой механический подход в оценке предметов художественной промышленности ведёт к тому, что предприятие, стремясь к выполнению плана, выпускает обильно расписанные и позолоченные изделия, имеющие «богатый товарный вид», и сводит к минимуму ассортимент скромных, слегка тронутых росписью изделий из фарфора.
В кабинете образцов можно любоваться единственным экземпляром нового чайного сервиза, созданного коллективом художников Дмитровского фарфорового завода. Большую пластичность форме этого сервиза придает тонкая рельефная разделка. Изделия красивы в белом материале даже без всякой росписи – рифлёная поверхность создаёт игру световых бликов на глазурованной поверхности, придавая посуде радостный и нарядный вид. Чашка такого сервиза может быть украшена лишь небольшой росписью золотом или цветом, которая подчёркивала бы форму, но не скрывала её и не соперничала с нею.
К сожалению, все эти несомненные художественные достоинства нельзя должным образом оценить существующим прейскурантом и заводу экономически невыгодно налаживать массовый выпуск этого сервиза.
Среди новых образцов, созданных художниками Дмитровского завода, есть очень нужный нашим покупателям набор изделий, который, кроме обычных сервизных предметов – чашек, чайника и сахарницы, включает маслёнку, десертные тарелки, розетки для варенья, вазочки для конфет.
Формы изделий этого комплекта отличаются геометрической чёткостью и простотой. Небольшая золотая отводка составляет единственное скромное украшение предметов.
Массовый выпуск комплектов посуды по этому образцу вызвал бы одобрение потребителей, но и он может не поступить в магазины в достаточном количестве.
Общее признание на выставках и в магазинах неизменно получает посуда фаянсового завода имени М. И. Калинина, в особенности изделия, покрытые цветными глазурями. Но именно этих простых, современных и удобных изделий мало в продаже. На Всесоюзной юбилейной выставке не было посетителя, который не обратил бы внимания на сервиз из фаянса, покрытый коричневой глазурью, созданный художником В. Филянской. Такой сервиз мог бы украсить стол каждого советского человека. Но он выпускается в очень ограниченном количестве.
Художественный совет при Ассортиментном кабинете фарфорово-фаянсовой промышленности, который является по существу руководителем творческой деятельности коллективов предприятий, принимая и одобряя тот или иной образец, представленный художником, не имеет полномочий определять тираж его выпуска. Подчас члены совета вынуждены с горечью констатировать, что лучшие из одобренных изделий не смогут быть освоены массовым производством в том виде, в каком задумал их художник.
Решающая роль в определении тиража принадлежит представителям торгующих организаций, которые часто поощряют выпуск малохудожественных и дорогих изделий. Высокие цены сбивают с толку широкого потребителя, неправильно ориентируют его.
Существующая система расценок массовых изделий правильно учитывает лишь их технические достоинства и условия производства, но неверно оценивает их со стороны художественного качества. Она поощряет украшательскую тенденцию в оформлении посуды, вместо того чтобы стимулировать выпуск простых, строгих и подлинно красивых и современных вещей. Художественный облик массовой продукции должен стать предметом внимания всех организаций, руководящих и направляющих советское промышленное производство. Для этого в помощь себе работники совнархозов, предприятий и торгующих организаций обязаны шире привлекать художественную общественность: устраивать просмотры и обсуждения предметов широкого потребления, советоваться с художниками и искусствоведами при составлении прейскурантов. Могут быть расширены полномочия художественных советов, которые будут не только утверждать или отвергать образцы для промышленности, но и рекомендовать лучшие из них для массового выпуска, добиваясь и контролируя проведение в жизнь своего решения.
Только объединённые усилия всех людей и организаций, участвующих в выпуске массовой продукции, смогут реально помочь повысить общий художественный уровень промышленных изделий.
Подробнее: Розовый фарфор. Новая технология 1957 года
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив