СОН
В училище был строгий распорядок дня. Он предполагал восьмичасовой сон. Подъём был в семь часов утра для всех, находящихся в казарме. Если кто-то думает, что можно было выспаться в увольнении, то он ошибается - увольнения до утра заканчивались с подъёмом роты, то есть к семи часам утра увольняемый уже должен был быть в казарме. Если опоздаешь - какие тебе увольнения!
Кто-то скажет, что в увольнении можно было поспать днём, но было бы странно тратить драгоценные минуты увольнения на сон, не так ли? Тем более, что увольнения (по крайней мере, на младших курсах) были довольно редки (за исключением "женатиков" и местных курсантов).
Заметно влияли на недостаток сна и наряды. По уставу дневальный мог отдыхать не более четырёх часов за сутки. Обычно бывало меньше, к тому же этот сон был дробным и неполноценным. Про караулы и сказать нечего - постоянно подъёмы "в ружьё" и всякие проверки (включая сдачу зачёта по уставам свободной сменой ночью начальнику караула). В карауле было хорошо, если ты поспишь минут сорок - час за сутки.
Дежурный по роте не спал всю ночь. Но зато он имел право провалиться в сон на четыре часа утром, когда вся рота уходила на занятия.
ПИТАНИЕ
Оно происходило в курсантской столовой, которых было три (но одна из них - третья, самая большая, при нас почти всё время была на ремонте). Система обычно была "ресторанной", то есть рота заходит, и всё уже накрыто. Столы были на шесть человек. Даже если питание и было полновесным, вкусным оно особо не было: жёсткая перловая (ячневая) каша, бигус (смесь картошки с капустой) - это всё на любителя. Вместо мяса в глубокой тарелке на шестерых могли плавать варёные куски сала (порой со щетинистой шкуркой).
Ребята старались съесть побольше хлеба, который всегда был вкусным. Компот на обеде и сладкий чай на ужине тоже радовал. Но про сметану, сгущёнку, творог, кефир, конфеты и пирожки можно было забыть. Этого в курсантской столовой не бывало (если только в праздник), но зато имелось в офицерской, за деньги, и под угрозой поимки вездесущим патрулём.
КРЫТЫЙ БАССЕЙН
При нас он почему-то функционировал очень вяло. Помнится, сходили лишь один раз. Может быть, там тоже постоянно был ремонт, как и в третьей столовой? Здание было "коробчатым", типично позднесоветским. Наряд там был, но я не побывал в нём ни разу. Мне кажется, там дежурили ребята из других рот. А мы обычно ходили в наряд по ВСК - военно-спортивному комплексу ВВВУТ. Ночью мыли спортзал и грезили о счастливом будущем.
ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ
С этим нам особенно не повезло. Я имею в виду дикую инфляцию 90-х и задержки выплат на несколько месяцев. Сколько это было по суммам? Они всё время росли, в погоне за падающим рублём, но, помнится, к маю 1995-го мы получали уже тысяч двести. А доллар тогда дорос чуть ли не до пяти тысяч. Часть денег уходила на кафе и офицерскую столовую, а что-то можно было отложить на отпуск.
После выпуска с нами рассчитались - выплатили каждому больше миллиона. Я, в частности, купил небольшой телевизор "Шарп". Он до сих пор у нас работает, на кухне, показывает хорошо, хотя ему уже 27 лет.
СТАДИОН
Стадион был отличным. Мы на нём бегали на занятиях, а ещё каждый год, в мае, ходили болеть за наших футболистов. В эти дни проводился чемпионат округа по футболу. И наша команда всегда выигрывала его. Мы выкрикивали речёвки, били в барабаны, дудели в трубы. Вот это было весело! Целые взвода освобождались от самоподготовки, и дружно направлялись болеть. На четвёртом курсе вообще было великолепно - занятий не было, шла сессия, впереди были ГОСы, в наряды и караулы мы уже не ходили, и постоянно носили парадную форму (рубашки, без кителей). На стадионе мы бывали постоянно. Это были наши дни!
"Про военное училище 90-х" (некоторые воспоминания)
"Про курсантов в совхозе и про любителей цветов"
Подписка и оценки приветствуются.