Найти в Дзене
#Историограф🔎

Святые, блаженные или юродивые? В чём их загадка?

Оглавление
Фрагмент картины В. Сурикова. «Боярыня Морозова»
Фрагмент картины В. Сурикова. «Боярыня Морозова»

#историяруси #образование #святыестарцы

Святые, блаженные или юродивые?

Святой - В религиозных представлениях – обладающий абсолютным совершенством и чистотой, божественный.
Блаженный- Глуповатый, чудаковатый.
Юродивый - Христианский аскет-безумец или принявший вид безумца и обладающий, по мнению верующих, даром прорицания.
Толковый словарь русского языка Ушакова. 2012

Христианское подвижничество и благочестия под видом мнимого безумия.

  1. В основе радикальное отвержение ценностей земной жизни, внешнего благочестия и социальных правил.
  2. В плане личного благочестия юродство было совершенным попранием собственного тщеславия и гордыни.

"Мудрость века сего есть безумие перед Богом" - апостол Павел (1Кор.3:18)

Следует отметить, что, по христианским законам, день смерти святого является днем его рождения на Небесах, поэтому дни празднования памяти усопшего — это дни его смерти, обретения или перенесения мощей.

Характерной чертой русского юродства, исследователи считают, происхождение большинства святых из сословия мирян и ярко выраженную социальную направленность на обличение пороков общества. А где еще обличать пороки как не на улицах людного города.

В Новгороде обилие соборов располагало к передвижению юродивого: он всегда находился в эпицентре бытовых событий и никогда не покидал освященные места, не уходил далеко от храмов, считает О. А. Туминская в ЮРОДИВЫЕ НОВГОРОДА В СВЯЩЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СВОЕГО ГОРОДА

Давайте знакомиться...

Прокопий Устюжский

В житии Прокопия Устюжского, «первого настоящего русского юродивого», как назвал его Г. П. Федотов, читаем, что Прокопий в Новгороде познал истинную веру в «церковном украшении», иконах, звоне и пении.

Поздние житие XVII века, сообщает, что он был купцом родом "от западных стран, от латинского языка, от немецкой земли". Принимает крещение в Хутынском монастыре ( Великий Новгород), отказывается от своего имени, принимает подвиг юродства и отправляется в Устюг. Общецерковное почитание установлено в 1547 году , а мощи его почивают в Устюге под спудом в храме его имени построенном в 1495 году.

На иконах святого Прокопия изображают с тремя кочергами, которые он носил в левой руке. Когда кочерги святого бывали расположены прямо, это означало, что летом будет обильный урожай хлеба и изобилие других земных плодов, а когда его кочерги не были обращены главами вверх, означало, что ожидается хлебный неурожай и скудость других всяких плодов, и случался большой голод.

-2

Николай Кочанов и Федор

Оба жили в Великом Новгороде Николай на Софийской стороне, Федор на торговой стороне, своей взаимной враждой юродивые высмеивали противостояние политических группировок новгородского боярства.

В Новгороде Софийская сторона отделена от Торговой Волховом. «Перейти через реку» значило нарушить пределы родной стороны, войти в чужие земли. Середина моста служила границей, которую ни тот, ни другой святой не смели нарушить. На мосту нередки были кровопролития враждовавших между собой сторон. Олицетворением распрей можно обозначить вызывающее поведение двух святых.

Никола был сыном богатых родителей Максима и Ульяны, но пренебрег богатством и стал юродствовать. Оделся в рубище и так скитался по городу в любое время года, претерпевая холод в лютые морозы и нищету, терпя побои, обиды, насмешки.

Никола Кочанов
Никола Кочанов

На Торговой стороне в то же время подвизался блаженный Феодор, также юродивый Христа ради. Оба святых, мнимо враждовали, вели себя как непримиримые враги. Они изгоняли друг друга, когда каждый заходил не на свою сторону.

Блаженный Федор
Блаженный Федор

Раз один боярин пригласил к себе на Софийскую сторону блаженного Феодора. Тот ответил: «Ни за что не пойду туда — там живет злой Никола, он непременно побьет меня!» Но все-таки пошел. Но как только он появился на Софийской стороне, на него напал блаженный Николай со словами: «Как ты смеешь приходить ко мне на эту сторону?» Спасаясь от него, блаженный Феодор бросился к Волхову и побежал прямо по воде. Но блаженный Николай стал догонять его тоже по воде. Оба бежали по воде. Наконец блаженный Николай остановился и бросил вдогонку св. Феодору кочан капусты. Феодор подхватил его, а блаженный Николай кричал: «Феодор, отдай кочан, он мой, не твой!» Случай с кочаном повторялся не раз, и блаженного Николая прозвали Кочановым.

Николай Кочанов погребен в церкви Пантелеймона построенной над его могилой на улице Яковлева. Мощи блаженного Федора почивали неосвидетельствованными в часовне около церкви Георгия на Торгу.

Первым произведением о Николе было вероятно Слово Похвальное написанное неизвестным автором в середине XVI века (Ключевский В.О).

Михаил Клопский

Происходит из московского княжеского рода, скрывая свое происхождение, неожиданным образом появляется среди монашеской братии Клопского монастыря.

Икона. Св. Михаил Клопский. 1716 г.

Феодосий говорит ему: «Кто ты есть — человек ли или бес? Как твое имя?» А он ему отвечает теми же словами: «Человек ли ты или бес? Как твое имя?» И Феодосий спросил его во второй и третий раз. А он в ответ трижды повторил те же слова.
...начал игумен келью фимиамом кадить и старца стал кадить. И тот от фимиама прикрывается, а сам осеняет себя крестным знамением. И еще спросил его игумен Феодосий: «Как ты пришел к нам? Откуда ты? Что ты за человек? Как имя твое?» И старец отвечал ему теми же словами: «Как ты к нам пришел? Откуда ты? Как имя твое?» И не могли допытаться у него о его имени.
И Феодосий молвил старцам такие слова: «Не бойтесь, старцы, бог нам послал этого старца».
Фотография. Новгород. Клопский монастырь. Реконструкция ансамбля монастыря на XVI-XVII вв.
Фотография. Новгород. Клопский монастырь. Реконструкция ансамбля монастыря на XVI-XVII вв.
Новгородский музей-заповедник

Чудеса да и только

Чудо об источнике.
Как‑то в Веряже вся вода высохла. Пошел пономарь за водой для церкви и увидел, что Михайла пишет на песке: «Чашу спасения приму, имя господне призову. Тут будет источник неисчерпаемый». И как обедню отпели, пономарь сказал об этом игумену. И пошли игумен и Михайла на берег, и посмотрел игумен, что написано на песке. И спросил игумен у Михайлы: «Что, Михайла, написано на песке?» И Михайла говорит: «Чашу спасения приму, имя господне призову. Тут будет источник неисчерпаемый». И сотворили игумен и Михайла молитву. И покопали немного, и истекла вода ключом. И забил источник неисчерпаемый, и течет до нынешнего дня.

Акты его юродства связаны с поддержкой Москвы в конфликтах с Новгородом.

Приехал посадник Иван Васильевич Немир в монастырь, а Михайла по монастырю ходит. И Михайла спросил посадника: «Что ездишь?» И посадник отвечает ему: «Был я у пратещи своей, у Ефросинии, да приехал к тебе благословиться». И Михайла сказал ему: «Что это, чадо, за совет у тебя такой — ездишь да с бабами совещаешься?» И посадник в ответ ему: «Летом придет на нас князь великий — хочет подчинить себе землю нашу, а у нас уже есть князь — Михаил Литовский».
И ответил ему Михайла: «To y вас не князь — грязь! Пошлите послов к великому князю и бейте ему челом. А не умолите князя, придет он со своим войском к Новгороду и не будет вам божьей помощи. Станет князь великий в Бурегах, и пошлет силу свою по Шелоне, и попленит новгородцев многих, в Москву уведет, а иных — казнит, а у иных выкуп потребует. А Михаил–князь за вас не встанет, помощи вам от него не будет. И придется посылать вам преподобного отца владыку да посадников да бить великому князю челом, и он челобитье ваше примет, и много денег с вас потребует. Да в скором времени после того князь великий опять придет и город возьмет да все по своей воле установит, и бог поможет ему».
Так все и сбылось.

Возможно этим объясняется, что монастырю были пожалованы земельные угодья, тогда как у других монастырей происходила конфискация земель. Канонизирован, мощи почивают в Клопском монастыре под спудом.

Клопский Монастырь · Новгородская обл., 173514

Первоначальных авторского текста жития не сохранилось. По мнению исследователей ( В.О. Ключевский, Д.С.Лихачев Л.А. Дмитриев), в основе произведения лежат местные предания ο юродивом Михаиле, подвизавшемся в Клопском Троицком монастыре под Новгородом с 10–х по 50–е гг. XV в.

Монастырь занимал особое место среди новгородских монастырей. Возник он поздно (в конце XIV — начале XV в.) и первоначально земельных владений не имел, что вело κ столкновению монастыря с новгородскими боярами–землевладельцами в Шелонской пятине, на территории которой монастырь был расположен.

Игумен монастыря Феодосий во время выступления народных масс Новгорода против бояр в 1421 г. был избран архиепископом Новгорода (через два года он был отстранен от архиепископства боярами). Антибоярская позиция монастыря особенно ярко проявилась во время борьбы в 70–х гг. Москвы с Новгородом: монастырь выступал сторонником подчинения Новгорода великому князю московскому.

Блаженный Арсений

При крещении назван Амвросий. Родом из Ржева, семьи кожевника. Успевает жениться, но не сложилось и уже через несколько месяцев написал родным, чтобы его не ждали. Раздает имущество свое и принимает подвиг юродства. В 1566 году постригается в монахи и основывает на Торговой стороне ( Великий Новгород) обитель Рождество-Богородицкий Арсеньев на Михайловской улице на средства боярина Федора Сыркова.

Преподобный Арсений Новгородский. Конец XX века
Преподобный Арсений Новгородский. Конец XX века

Арсений был гневлив, ходил по улицам босиком, если Арсению не успевали подать милостыню, то он за ней никогда не возвращался. Над святым часто глумились дети, которые гвоздями прибивали его одежду к мосту через реку Волхов, где любил сидеть блаженный. Его юродство проявилось в плаче о судьбе Новгорода во время опричного разгрома в 1570 году и обличии Ивана IV Васильевича за жестокость.

Жития рассказывают о посещении инока Арсения царем Иоанном IV во время похода на Новгород в 1570 году. По сообщению ранней редакции, царь после беседы со подвижником дал ему мешок серебра, но то на следующее утро вернул деньги, сказав, что они ночью «вопиют велми» в его келье. Узнав об отказе Арсения от денег, царь предложил ему села, но тот попросил весь Новгород. Перед походом на Псков царь вновь посетил юродивого, прося его благословения. «Завтра, государь, готов я в путь за тобою», — ответил Арсений Новгородский. Это было предсказанием собственной смерти: наутро Арсений Новгородский преставился. Это произошло 12 июля 1570/1577 года.

С 1785 года мощи на святого находятся в Кирилловом монастыре. (После войны монастырские постройки были разобраны . От храмов остались заросшие всхолмления, однако в зарослях можно обнаружить остатки стен) Россия, Новгородский район, в 1,3 км от Спас-Нередицы, на острове Селезневе

Вид Кириллова (Мало-Кириллова) монастыря, работа художника Владимира Седова. Вторая половина XIX века.
Вид Кириллова (Мало-Кириллова) монастыря, работа художника Владимира Седова. Вторая половина XIX века.

Так бы и происходило обличение пороков общества, но нет...

В XVII - XVIII века юродство вытеснятся на Русский север, окончательно спускается в народ и вырождается. Новгородский энциклопедический словарь 2007.

Вот такая история в деталях... ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал.