Найти тему
Архивариус Кот

«На Патриарших прудах»

«Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина». Знаменитое начало романа сразу указывает на точное место начала действия (кстати, одно и то же во всех редакциях!). Конечно, после выхода романа место это приобрело соответствующий оттенок и, как кажется многим, запахло мистикой.

Однако если мы обратимся к истории московских улиц (и к исследованиям романа, разумеется), то увидим – и на это указывалось неоднократно, - что, скорее всего, выбраны пруды отнюдь не случайно.

Наверное, повторю рассказы многих, но что поделать? Без этого не обойтись!

Расположенные неподалёку от Патриарших Козихинские переулки донесли до нас название этой местности в старину – Козиха. А оно, в свою очередь, произошло от Козьего болота, находившегося на месте прудов (Ермолаевский переулок, находящийся рядом, назван по церкви Ермолая, «что на Козьем болоте»). Наверное, не нужно напоминать, что в болотах, по верованиям наших предков, обитала всякая нечисть:

В заколдованных болотах там кикиморы живут, —

Защекочут до икоты и на дно уволокут.

Козы, как и козлы, тоже подчас считались связанными с нечистым (вспомним знаменитое «отделить агнцев от козлищ»).

История Патриарших прудов очень причудлива: название пошло от Патриаршей слободы - резиденции патриарха Гермогена, которая была здесь в начале XVII века. В 1683 году на месте осушенного болота вырыли три рыбных пруда (и память о них – в названии Трёхпрудного переулка), но после отмены патриаршества местность вновь заболотилась. И только после пожара 1812 года она стала похожей на современную: два пруда засыпали, сохранив только Большой Патриарший, вокруг которого разбили сквер. Множественное число в названии, однако, сохранилось в неприкосновенности даже при переименовании в 1924 годов в Пионерские пруды. Булгаков сохраняет старое название, хотя, что бы ни говорили о времени действия романа (я об этом писала), переименование к тому моменту уже состоялось.

Черти и патриархи – всё перемешано… Так что для явления мессира – самое место!

Думаю, мистику Патриарших Михаил Афанасьевич ясно чувствовал. Я уже приводила в одной из статей рассказ Елены Сергеевны о её приходе с Булгаковым «в какой-то дом у Патриарших», очень таинственный, а перед этим было: «Приводит на Патриаршие пруды, доводит до одного дерева и говорит, показывая на скамейку: здесь они увидели его в первый раз. - И опять - палец у рта, опять молчание».

…Сейчас это одно из самых многолюдных мест Москвы. В начале мая я прошла практически по всем булгаковским маршрутам центра столицы, сделала фотографии, но выкладывать здесь фото Патриарших не хочу именно из-за переизбытка посетителей. А вот найденное мной в интернете фото, видимо, из чьего-то личного архива (подписано, что сделано оно в 1927 – 1930 гг., то есть как раз в интересующее нас время), не привести не могу. Тем более, что снова просится цитата из романа: «Вода в пруде почернела, и легкая лодочка уже скользила по ней, и слышался плеск весла и смешки какой-то гражданки в лодочке».

-2

Уже много лет идёт яростная полемика о том самом трамвае, который убил Берлиоза, - прямо почти по Гамлету: был или не был. Естественно, не всему напечатанному можно верить. Я, например, с большим удивлением прочитала в интернете такой пассаж о «трамвае “Аннушка”»: «Романтическое название маршруту, проходившему по Бульварному кольцу (“Кольцо А”), дали сами москвичи — в честь того самого трамвая и той самой Аннушки, которая разлила на рельсах масло». Будучи очень старой москвичкой, свидетельствую, что именовали маршрут так ещё мои деды и бабки в те годы, когда о романе Булгакова никто и не знал, а возможно, и романа ещё даже и не было: ведь маршрут был запущен в 1911 году…

Но всё же, что там с трамваем? Большинство утверждает: нет, никогда здесь трамвай не проходил, это очередная булгаковская фантасмагория, смешение реалий.

Но вот Б.С.Мягков в книге «Булгаковская Москва» проводит прямо-таки детективное расследование, опираясь на самые разные факты: от мнения старожилов («Многие из них, прожившие всю жизнь, в том числе 20–30-е годы, в этом районе, определённо утверждали: здесь, вокруг Патриарших прудов по Малой Бронной, улице Жолтовского, Вспольному переулку, были рельсы, грохотал трамвай, а на выходах из Патриарших аллей скрипели не смазанные маслом турникеты-вертушки») до сообщения в «Вечерней Москве» в 1929 году: «Трамвая на Тверской не будет. Новые трамвайные линии – на Малой Бронной и Спиридоновке. Работы по сооружению новых линий должны быть закончены в ноябре»

И приходит к выводу: «Некоторое, но небольшое время трамвай на Патриарших всё-таки был, но не пассажирский, а грузовой, ходящий по вспомогательным служебным линиям, временно проложенным для разгрузки линий Садового кольца и Тверской. Рельсы заворачивали с Садовой-Кудринской на Малую Бронную. И кроме того, эта линия использовалась и по-другому. Пути в районе Патриарших прудов в конце дня наполнялись пустыми пассажирскими трамваями, образуя своего рода ночное депо в тёплое время года. В романе Булгакова, видимо, описан именно такой трамвай, направляющийся на “отдых” в вечернее время: он без пассажиров и явно не грузовой (“осветился изнутри электричеством” – грузовые трамваи не имели освещаемого салона)».

Простите за большие цитаты, но думаю, что внимания они заслуживают, независимо от того, насколько убедительной покажется вам позиция автора. А он расскажет и об «обследовании заданного участка улиц и переулков на наличие в прошлом рельсового пути», проведённом методом биолокации: «удалось установить такие рельсовые “маршруты”, не показанные ни на одной из московских транспортных схем: поворот к центру со стороны Садовой-Кудринской улицы… через улицу Качалова во Вспольный переулок, вдоль которого – до улицы А. Толстого, по ней на улицу Адама Мицкевича и далее до ближайшего угла квадрата ограды Патриаршего пруда. Рельсы огибали зеленый островок по нынешнему Малому Патриаршему переулку, улице Жолтовского, по ней, пересекая Малую Бронную улицу, до Трёхпрудного переулка, затем прямо, по Благовещенскому переулку до улицы Тверской. Обнаружилась и “новопроложенная” линия, описанная в романе: на перекрёстке улицы Жолтовского и Малой Бронной оказалась развилка. Рельсы поворачивали на Малую Бронную в сторону центра и шли вдоль ограды Патриарших прудов по ней и далее вплоть до Тверского бульвара… Интересно, что тем же методом был обнаружен и разрыв в ограде, где находился турникет. Он оказался точно на продолжении ближайшей к пруду аллеи, направленной перпендикулярно к рельсам на Малой Бронной… При этом ясно обозначился участок от угла улицы Жолтовского до бывшего турникета, где трамвай мог “взвыть и наддать”, и с точностью до метра определилось место гибели булгаковского героя».

Так сейчас выглядит место, где был тот самый турникет (фото автора)
Так сейчас выглядит место, где был тот самый турникет (фото автора)

А вот этот запрещающий знак я во время последнего прихода на Патриаршие не нашла, хотя усиленно искала и раньше не раз видела (снова мистика?), а потому привожу фото из интернета:

-4

Многих удивляет, почему на Патриарших прудах стоит памятник И.А.Крылову, а не Булгакову. Да всё очень просто! Памятник баснописцу был установлен в 1976 году на тогда ещё Пионерских прудах. В ту пору о памятнике Булгакову никто, видимо, и не задумывался (во всяком случае, вслух не говорил)…

В начале уже нашего века было сломано много копий вокруг вопроса о памятнике Булгакову, но, как говорится, «воз и ныне там» (вот и Крылов к месту вспомнился!) И проект был (во многом спорный, конечно), и часть скульптур была отлита… Но памятника нет как нет.

А скульптуры увидеть можно: самого автора – в «Булгаковском доме»

-5

У входа в подъезд с «нехорошей квартирой» посетителей встретят Коровьев с Бегемотом (их фото я уже помещала). А Мастер с Маргаритой слились в объятии на Земляном валу…

Фото автора
Фото автора

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

Путеводитель по статьям о романе здесь