Найти тему
O K

Прогулка по Кронштадту

Кронштадт - город-порт, основанный Петром I в начале XVIII века на острове Котлин в Финском заливе Балтийского моря. Расположен остров Котлин в 30 километрах западнее центра Санкт-Петербурга, и мы давно собирались добраться до Кронштадта во время многократных, но кратковременных поездок в Питер, но у нас из-за постоянного "цейтнота" просто не хватало на это времени и сил. Осуществить задуманное удалось лишь в прошлогоднее наше путешествие в северную столицу. До Кронштадта мы добирались на "Метеоре", обратно в Питер возвращались на автобусе - по КАД - кольцевой автомобильной дороге, участок которой проходит по Дамбе, построенной в Финском заливе для защиты Санкт-Петербурга от наводнений. Так что нам удалось увидеть Кронштадт во всей красе с разных сторон, с основными его достопримечательностями.
КАД построили в 2011 году, до этого в Кронштадт из Санкт-Петербурга можно было попасть только по Финскому заливу морским путём, как добирался до острова Котлин ещё Пётр I - основатель кронштадтской крепости.

Форт "Император Пётр I"
Форт "Император Пётр I"

В XIV - XVII веках остров Котлин находился на самой границе, отделяющей русские земли от шведских. В 1617 году, в соответствии с мирным договором, Котлин стал частью Швеции. Затем спустя почти столетие, в 1703 году во время начавшейся Северной войны, царь Петр I решил вернуть эти земли Русскому государству.
При наступлении холодов, когда шведский флот отошёл в свои незамерзающие воды, по царскому указанию началось строительство оборонительных сооружений у острова Котлин.
По личному указанию Петра за одну зиму 1703 - 1704 года был построен первый Форт на отмели вблизи острова Котлин. Пётр сам проверял замеры глубин залива у острова. Для возведения Форта на льду из хвойных пород дерева сколачивались срубы, вокруг них прорубались проруби, после чего срубы опускались на дно и заполнялись камнями, создавая основу для насыпи. Возведя затем на острове и на берегу ещё по одному форту, Пётр создал надёжные оборонительные сооружения острова. Уже весной 1704 года шведы, открывая навигацию, с удивлением обнаружили в Финском заливе, который они ещё недавно считали своим, внезапно появившуюся крепость, закрывшую им окончательно подход к Невской губе.

7 (18) мая 1704 года Форт у острова Котлин был освящён и назван Кроншлот (в переводе с нидерландского - коронный замок). В летние кампании 1704 и 1705 годов Форт "Кроншлот" совместно с флотом дважды успешно выдержал оборону от шведского флота.
В 1715 году Пётр приказал построить второй по счёту морской форт, названный "Цитаделью". Строилась "Цитадель" по чертежам Петра англичанином Эдвардом Лейном - талантливым гидротехником, строителем гаваней и каналов. Первое время "Цитадель" называли "Новым Кроншлотом". Закончилось строительство "Цитадели" в 1724 году. Через 110 лет, в 1834 году, Форту было присвоено имя "Император Пётр I".
Во времена Петра у острова было создано несколько гаваней, защищённых фортами и молом. Одна из гаваней носила имя Петра - Петровская гавань. Сейчас её называют Средней гаванью. Подробнее об этом я позднее расскажу в фотоотчёте "В Кронштадт из Санкт-Петербурга на Метеоре".

К строительству фортов и мола, защищавшего берег от кораблей неприятеля, привлекали не только российских солдат, но и пленных шведов, крепостных крестьян и осуждённых на каторжные работы.
Первое время при Петре I город, возводимый на острове Котлин, назывался Кроншлот, как первый Форт. На остров, в Кроншлот на постоянное место жительства переселяли дворян, купцов с семьями и многочисленных работных людей. В то время были возведены трёхэтажный дворец Петра I (сгорел в конце XVIII века) и Итальянский дворец Александра Меншикова.
В 1717 году на острове был основан морской госпиталь.
7 (18) октября 1723 года Кроншлот был переименован в Кронштадт, что означает "коронный город". В тот день на острове Котлин в торжественной обстановке состоялась закладка Петром I крепости Кронштадт, «
…которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».
Несмотря на то, что крепость Кронштадт была заложена в 1723 году, датой основания города принято считать 7 (18) мая 1704 года - день освящения Форта "Кроншлот".
Строилась крепость Кронштадт по проекту архитектора Доменико Трезини - представителя стиля "петровского барокко".
После катастрофического пожара 23 июля 1764 года Кронштадт восстанавливался по генеральному плану, составленному русским архитектором Саввой Ивановичем Чевакинским - гением эпохи "елизаветинского барокко".

В 1839 году губернатором Кронштадта был назначен Беллинсгаузен, которому город обязан своими парками. Беллинсгаузен занимался благоустройством города за свои деньги, поскольку средств из казны на Кронштадт губернатору получить не удалось. Беллинсгаузен нанял рабочих, прорывших водосточные канавы, и приступил к озеленению города. Саженцы Беллинсгаузен подбирал сам. По его воле на месте бывшей Арсенальной площади в середине XIX века возник небольшой сад, преобразованный вскоре в парк, устроенный в голландской манере. В центре парка губернатором была запланирована установка памятника Петру. Осуществление этого замысла Беллинсгаузен поручил инженеру Валуеву.

Памятник основателю Кронштадта Петру I
Памятник основателю Кронштадта Петру I

Модель памятника была приобретена в 1839 году у Теодора Жака - французского скульптора, работавшего в Санкт-Петербурге. Отлит памятник был в 1841 году легендарным литейным мастером и скульптором Петром Карловичем Клодтом - автором знаменитых коней на Аничковом мосту.
Существуют гравюры, на которых 7-метровый скульптурный "Пётр" окружён небольшого размера ростками деревьев. Впоследствии парк разросся, и теперь многие деревья выше "Петра". В 1961 году у "Петра" украли шпагу, вследствие чего пришлось отливать новую. Знатоки утверждают, что новая шпага отличается от оригинальной, и не соответствует по стилю шпагам, которые использовались в петровские времена.

Петровская пристань
Петровская пристань

В 1859 году в связи с тем, что вид Петровской пристани перестал соответствовать облику ухоженного Петровского парка, деревянные строения пристани начали заменять каменными. Одновременно производилось углубление дна Петровской гавани. В 1882 году Петровская пристань приобрела современный вид. В память о прошлом сохранены вазы, установленные на пристани, которая сейчас используется как смотровая площадка.

В начале XX века в Кронштадте началось строительство Морского собора, которое велось под надзором самого императора Николая II. Он неоднократно посещал Кронштадт. Прибывал император на остров Котлин на яхте. Для сокращения пути императора от Петровской пристани до Якорной площади, на которой велось строительство Морского собора, через овраг Петровского дока было решено построить пешеходный мост, получивший вскоре название - Макаровский. Пролётное строение моста было собрано рабочими Кронштадтского Пароходного завода всего за 3 месяца в 1913 году.

4 (17) июня 1913 года Макаровский мост был испытан на прочность и резонанс - на него была приведена команда в числе 400 человек, прошедших "в ногу".

Памятник адмиралу Макарову и Макаровский мост
Памятник адмиралу Макарову и Макаровский мост

На Якорной площади, на краю оврага, через который был переброшен Макаровский пешеходный мост, через полтора месяца после освящения Морского собора — 24 (6) августа 1913 года был открыт памятник адмиралу Макарову работы скульптора Леонида Владимировича Шервуда.

Бронзовый памятник стоит на краю огромной 160-тонной гранитной скалы, а морская волна, набегающая на неё, очертаниями напоминает японского дракона в виде символа гибели адмирала Макарова на броненосце "Петропавловск" в 1904 году при обороне Порт-Артура во время Русско-японской войны. В нижней части постамента на лицевой стороне выбита краткая история создания памятника и девиз Макарова — "Помни войну", а на трёх других сторонах расположены барельефы с основными эпизодами жизни и деятельности адмирала.
С 6 декабря 1899 по 9 февраля 1904 года Макаров был главным командиром Кронштадтского порта и губернатором Кронштадта. За четыре дня до начала русско-японской войны Макаров составил записку с предупреждением о неизбежности начала японцами войны в ближайшие дни. Предупреждал Макаров и о недостатках русской противоторпедной обороны, которыми позже воспользовались японцы при атаке на Порт-Артур 26 января 1904 года.
Русско-японская война выявила целый ряд глубоких проблем в российском флоте, но адмирала Макарова, погибшего в той кровопролитной войне, никто не не мог упрекнуть в её печальном для России исходе.
Адмирала Макарова почитали в России не только за его участие в Русско-японской войне. Степан Осипович Макаров был прославлен и как океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, изобретатель минного транспорта, разработчик русской семафорной азбуки и пионер использования ледоколов. Почитали адмирала Макарова даже неприятели. Японский поэт Исикава Такубоку откликнулся на известие о гибели Макарова следующими строками:

"Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи, не наносите яростных ударов, замрите со склонённой головой при звуках имени его: Макаров. Его я славлю в час вражды слепой сквозь грозный рёв потопа и пожаров. В морской пучине, там где вал кипит, защитник Порт-Артура ныне спит".

На церемонию освящения памятника 24 июля 1913 года из Петергофа на яхте "Александрия" прибыл император Николай II с дочерьми Ольгой и Татьяной. На церемонии освящения памятника также присутствовал вице-адмирал Роберт Николаевич Вирен, бывший в то время главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта.
Вместе с парадной свитой императора на Якорную площадь на освящение памятника прибыли военные представители Франции, Японии, Германии, Италии; вдова адмирала Макарова, дочь Александра с мужем; сын Вадим стоял в составе почётного караула матросов крейсера "Адмирал Макаров". Крейсер, названный в честь адмирала Макарова, был спущен на воду 25 апреля 1906 года. Останки самого адмирала Макарова так и не были обнаружены в Японском море. Сразу после трагедии с броненосцем "Петропавловск" в Военной энциклопедии Сытина сообщалось, что "тело адмирала Макарова было принято на борт крейсера", однако, позднее эта информация была опровергнута, и в другом, более позднем томе этого же издания, было написано, что "От М. осталось одно пальто".
Вместе с адмиралом Макаровым на "Петропавловске" погиб и знаменитый художник-баталист Василий Васильевич Верещагин. Судьба его останков тоже неизвестна.
Поиски затонувших членов экипажа "Петропавловска" были предприняты только в 1911 году. Тогда появились первые сообщения об обнаружении внутри затонувшего корпуса броненосца "Петропавловск" останков русских моряков. Летом 1913-го года поступила информация о том, что из кают, находившихся по левому борту кормовой части броненосца на средней и нижней палубах, были извлечены останки шести человек. Они были захоронены с воинскими почестями на воинском кладбище в Порт-Артуре 24 июня 1913 года.
А к памятнику адмирала Макарова в Кронштадте традиционно приходят военные моряки - от высших чинов до простых матросов, чтобы почтить память человека, который при жизни имел непререкаемый авторитет на русском флоте. На Якорной площади у памятника адмиралу Макарову ежегодно проходят торжественные посвящения в курсанты военно-морских колледжей и институтов, проводятся церемонии выпуска офицеров военно-морских учебных заведений и принятие присяги молодыми моряками.

На Якорной площади есть ещё один мемориал - Вечный огонь (Огонь Славы) в память о погибших во время восстаний 1905 и 1921 годов и во время Гражданской войны в 1919 году.
Во время событий февральской революции 1917 года на Якорной площади были убиты несколько десятков офицеров, в том числе Военный губернатор и Главный командир Кронштадтского порта (с 1909 года) вице-адмирал Роберт Николаевич Вирен, упомянутый уже в этой статье.
В марте 1917 года на площади в братской могиле были перезахоронены погибшие во время кронштадтского восстания 1905 года. Здесь же хоронили погибших в 1917 году революционеров, погибших в 1919 году и в 1921 году — всего около 600 человек, хотя на памятнике указаны только 40 фамилий. Подавлением Кронштадтского восстания в 1921 году руководил Лев Троцкий. Последним в братской могиле, уже в 1980-е годы, был захоронен прах Главного комиссара Балтийского флота Ивана Петровича Флеровского, называвшего Якорную площадь "Кронштадтским вече". На месте братской могилы 3 ноября 1974 года был открыт новый памятник Жертвам революций, а 6 ноября 1980 года от ленинградского Вечного огня Марсова поля был зажжён Огонь Революции. При этом Якорная площадь с 1918 до 1993 года носила название - площадь Жертв Революции.

Вечный огонь и памятник Адмиралу Макарову
Вечный огонь и памятник Адмиралу Макарову

В годы гражданской войны Кронштадт был главной базой советского флота в борьбе против английского флота в Финском заливе. В июне-сентябре 1919 года Кронштадт несколько раз подвергался ударам британской авиации (зафиксировано свыше 20 налётов, в которых 1 самолёт был сбит зенитным огнём). При первых налётах не было ни одного прямого попадания в корабли и береговые объекты кронштадтского флота, небольшие повреждения получили промышленные предприятия и жилые дома. Наиболее трагическим стал налёт 1 августа, когда бомба упала в Летний сад во время народных гуляний (погибло 11 и ранено 12 человек). 18 августа 8 английских торпедных катеров напали на Кронштадт, причинив тяжёлые повреждения линкору "Андрей Первозванный" и плавбазе "Память Азова", но в свою очередь потеряв три катера от огня эсминца "Гавриил".

В годы Великой Отечественной войны Кронштадт из главной военно-морской базы был преобразован в военно-морскую крепость.

Петровская пристань. Якоря катеров Петергофского десанта
Петровская пристань. Якоря катеров Петергофского десанта

После Великой Отечественной войны на Петровской пристани были установлены якоря от катеров, высаживавших Петергофский десант 5 октября 1941 года. В тот роковой день в Петергофе погиб весь вышедший из Кронштадта морской десант. По приказу высшего командования десант, полностью состоявший из добровольцев, должен был помочь объединиться двум армиям Ленинградского фронта для разгрома подступившей вплотную к городу группировки фашистов.
В годы Великой Отечественной войны Кронштадт сыграл огромную роль в обороне Ленинграда. Надежно прикрыв город с моря, Кронштадт помог воинам Ленинградского фронта отразить штурм города, активно участвовал в контрбатарейной борьбе и оказывал мощную огневую поддержку частям Красной Армии.

Как и Ленинград, Кронштадт находился в блокаде, но удерживался советскими войсками, и выживал благодаря Малой дороге жизни. Во время блокады кронштадтцы ловили рыбу вокруг острова; дошло до мелкой, до четырёх сантиметров в длину, рыбки-колюшки (позже сделали небольшой памятник блокадной колюшке на набережной).

Памятник блокадной колюшке
Памятник блокадной колюшке

В годы блокады Кронштадту неоднократно приходилось отбиваться от фашистских налётов, в которых одновременно участвовало несколько сотен бомбардировщиков. Но существенный ущерб флоту нанесён не был благодаря интенсивному огню зенитной артиллерии и помощи наших истребителей.
В Морском соборе в годы блокады в пространстве под куполом храма был размещён наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. Во время артобстрелов в собор попало несколько артиллерийских снарядов. В ходе реставрации, завершившейся в 2013 году, было решено сохранить в северной части Морского собора след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол и упавшей на гранитный пол в 1943 году.
В годы блокады на Якорной площади Кронштадта размещалась артиллерийская батарея.

Огонь Славы на Якорной площади
Огонь Славы на Якорной площади

А начало своё Якорная площадь берёт от существовавшего здесь в 1754—1898 годах, наряду с другими постройками, склада якорей, а затем и якорь-цепей со списанных кораблей и судов. В 1861 году территория площади была отделена от Адмиралтейства длинной каменной стеной (и ныне существующей). Неизвестно, когда площадь стала официально называться Якорной. Так, в Историческом очерке и описании Кронштадта, изданном в 1908 году мичманом Дороговым, это название присутствует. Но в 1912 году, при определении места установки памятника адмиралу Макарову, площадь значится на планах, как "Разводный плац".

На Якорной площади у Адмиралтейства Петра I сохранилась уникальная чугунная мостовая — едва ли не единственная в России. Подобными чугунными шашками в Кронштадте выложена также проезжая часть Пенькового моста. Чугунная мостовая Якорной площади протяжённостью около 200 метров (около 15 тысяч чугунных шашек) была отреставрирована в 2013 году.

Вход в Адмиралтейство Петра I
Вход в Адмиралтейство Петра I

Напротив Морского Никольского собора находится вход с Якорной площади в Кронштадтское Доковое Адмиралтейство императора Петра I, построенное по плану Екатерины II в 1784—1786 годах по проекту архитектора Михаила Николаевича Ветошникова.

Кронштадтский парк "Патриот"
Кронштадтский парк "Патриот"

На территории Адмиралтейства императора Петра I в настоящее время расположен Кронштадтский парк "Патриот", о котором я расскажу в своей следующей статье.
А началось строительство Адмиралтейства в Кронштадте после неприятности, случившейся 13 мая 1783 года. В тот день здание Санкт-Петербургского Адмиралтейства охватил пожар, принесший серьёзный ущерб и угрожающий, в том числе, и
Зимнему дворцу. В целях безопасности Екатерина II подписала указ, предписывающий "вывести Адмиралтейство из столицы в Кронштадт".

Проектирование Кронштадтского Адмиралтейства было поручено комиссии во главе с адмиралом Самуилом Грейгом. В качестве площадки для строительства была выбрана территория, прилегающая к Петровскому доку. По периметру Адмиралтейства было запланировано прорыть Обводной канал, который должен был защищать строения не только от пожаров, но и от постороннего проникновения. По набережной Обводного канала должны были расположиться военные склады, что позволило бы быстро осуществлять погрузку и разгрузку непосредственно с судов. Адмиралтейство планировалось окружить казармами и жилыми строениями для офицеров.

После смерти архитектора Михаила Ветошникова, который был приглашён Грейгом и изначально руководил строительством, главным архитектором был назначен Василий Баженов.

Во время правления Павла I было решено отказаться от идеи переноса Адмиралтейства из Санкт-Петербурга, но строительство Обводного канала в Кронштадте было продолжено.
Дальнейшим строительством заведовали Чарльз Камерон и Андреян Захаров. Строительство Обводного канала было завершено уже при Николае I - в 1827 году.
Обводной канал берёт своё начало из Итальянского пруда, пролегает вдоль Адмиралтейства, пяти улиц Кронштадта, и заканчивается на территории Морского завода. Через Обводной канал переброшено четыре моста: Синий, Советский, Парусный и Пеньковый. Длина Обводного канала больше трёх километров.
В 1839 - 1843 годах вдоль Обводного канала был разбит Екатерининский парк по приказу Беллинсгаузена, о котором я уже упоминала в начале статьи.

Памятник Беллинсгаузену в Екатерининском парке
Памятник Беллинсгаузену в Екатерининском парке

По распоряжению Беллинсгаузена Екатерининский парк был ограждён чугунной решёткой, заменённой в 1887 году на новую, сохранившуюся до настоящего времени. В 1886 году парк был продлён за Екатерининский мост.

Значительная часть построек Кронштадта, порта и крепости была разрушена в результате наводнения 1824 года. Для руководства работами по восстановлению города был создан Комитет об устройстве Кронштадта. В результате деятельности Комитета в 30-е годы XIX века в Кронштадте были сооружены здания военно-морского госпиталя, арсенал и Гостиный двор.
В первой половине XIX века на месте Гостиного двора располагались торговые ряды. В 1827 году Кронштадт посетил Николай I, по рекомендации которого был составлен проект по преобразованию кронштадтских торговых рядов в аналог Гостиного двора Санкт-Петербурга. Здание, построенное в Кронштадте в 1832 году по образу петербургского Гостиного двора, сгорело во время кронштадтского пожара 1874 года. При восстановлении кронштадтского Гостиного двора были скруглены углы здания, но в его облике по-прежнему просматривается облик петербургского Гостиного двора.

При восстановлении Гостиного двора между купцами возник спор - в какой цвет окрасить здание: в серый или в жёлтый. К общему решению так и не пришли, в результате половина здания стала серой, а другая - жёлтой. Только в 1890-е годы кронштадтский Гостиный двор окрасили в единый жёлтый цвет.

Здание Гостиного двора в Кронштадте реставрировалось с начала 1990-х годов до 2007 года.

Со стороны Советской улицы у фасада Гостиного двора в 2004 году был открыт "музыкальный" фонтан, а рядом с ним — памятный знак 300-летия Кронштадта.
Напротив "музыкального" фонтана, по другую сторону Советской улицы, расположен Андреевский сад, устроенный на месте снесённого в 1932 году Андреевского собора, известного благодаря деятельности знаменитого проповедника святого Иоанна Кронштадтского, служившего в том храме 53 года. В Андреевском саду установлен закладной камень, на месте которого планируется воссоздание Андреевского собора.
С Гражданской войны 1922 года до Перестройки 1996 года Кронштадт был закрытым городом. Приехать в город в то время можно было только по пропускам. К счастью, сейчас въезд в Кронштадт стал свободным.
Мы провели в Кронштадте всего полдня, но успели зарядиться атмосферой этого удивительного города. Не всё, конечно, удалось осмотреть. Так что - будет возможность - ещё раз приедем в Кронштадт за новыми впечатлениями и фотографиями для очередного фотоотчёта.