Найти в Дзене
O K

Морской собор в Кронштадте

Величественный Морской Никольский собор с его сверкающими золотом рельефными куполами - символ Кронштадта и его главная достопримечательность. Этот монументальный памятник мореплавателям был возведён в 1903 - 1913 годах по проекту архитектора Василия Косякова. Храм построен в неовизантийском стиле, но его позолоченные рельефные купола оформлены в стиле русского барокко. Никольский собор Кронштадта стал последним и самым крупным из морских соборов, возведённых в Российской империи.
Инициировал строительство Морского собора в Кронштадте Александр Желобовский - первый протопресвитер военного и морского духовенства. Под его покровительством в то время велось строительство сотен войсковых храмов. Подписка добровольных пожертвований на постройку Морского собора была открыта в 1897 году по ходатайству вице-адмирала Николая Казнакова. Предполагалось построить вместительный храм-памятник всем "чинам флота, погибшим при исполнении служебного долга". Храм проектировался, по словам Косякова, "под

Величественный Морской Никольский собор с его сверкающими золотом рельефными куполами - символ Кронштадта и его главная достопримечательность. Этот монументальный памятник мореплавателям был возведён в 1903 - 1913 годах по проекту архитектора Василия Косякова. Храм построен в неовизантийском стиле, но его позолоченные рельефные купола оформлены в стиле русского барокко. Никольский собор Кронштадта стал последним и самым крупным из морских соборов, возведённых в Российской империи.
Инициировал строительство Морского собора в Кронштадте Александр Желобовский - первый протопресвитер военного и морского духовенства. Под его покровительством в то время велось строительство сотен войсковых храмов. Подписка добровольных пожертвований на постройку Морского собора была открыта в 1897 году по ходатайству вице-адмирала Николая Казнакова. Предполагалось построить вместительный храм-памятник всем "чинам флота, погибшим при исполнении служебного долга". Храм проектировался, по словам Косякова, "под особым вниманием их императорских величеств". Архитектору предстояло построить собор, сияющие купола которого служили бы ориентиром кораблям, проплывающим по Финскому заливу. При этом - блеск креста, венчающего главный купол, был бы подобен огню на маяке - путеводному знаку для мореплавателей.
Больше трёх лет ушло на сбор средств на постройку храма и на составление проекта.
Проект Косякова был принят и высочайше утвержден 21 мая (3 июня) 1901 года.

Храм было решено строить на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря. Предполагалось, что на просторной Якорной площади впоследствии можно будет проводить парадные марши и крестные ходы.
1 (14) сентября 1902 года началась постройка собора, которую предварил молебен, совершённый протоиереем Иоанном Кронштадтским - прославленным священником Русской православной церкви, настоятелем кронштадтского Андреевского собора (разрушенного в советское время в 1932 году).

8 мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии Николая II, императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей. По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах Кронштадта, был дан салют.
В 1907 году храм был вчерне готов, началась внутренняя отделка. Стоимость строительства собора составила 1 876 000 рублей.

Освящение собора состоялось 10(23) июня 1913 года в присутствии императорской семьи.

-3

24 июля 1913 года на Якорной площади состоялось торжественное освящение памятника адмиралу Степану Осиповичу Макарову. Идея увековечить память о выдающемся русском адмирале возникла сразу после трагедии, случившейся в начале Русско-японской войны 31 марта (13 апреля) 1904 года, когда эскадренный броненосец "Петропавловск" подорвался на мине на внешнем рейде военно-морской базы Порт-Артур. После подрыва на японской мине на броненосце сдетонировал свой боеприпас из 30 мин, что привело к его неминуемой гибели. "Петропавловск" затонул в течение двух минут в водах Японского моря. В результате трагедии погибло около 650 человек, удалось спасти 80 человек. Вице-адмирал Макаров, вероятно, погиб мгновенно на мостике "Петропавловска", на котором он в момент взрыва стоял вместе с Василием Васильевичем Верещагиным - знаменитым художником - автором многих батальных картин. Тела адмирала и художника так и не были найдены.

-4

Николай II дал согласие на открытие "повсеместной подписки на добровольные пожертвования для создания в городе Кронштадте памятника адмиралу Макарову" 22 марта 1910 года. 18 марта 1911 года Кронштадтская городская Дума приняла решение об открытии подписки.

Проект памятника был заказан скульптору Леониду Владимировичу Шервуду по рекомендации архитектора Морского собора Косякова.
Скульптура Макарова была отлита из бронзы в литейной мастерской Карла Робекки в Санкт-Петербурге.

Пьедестал для скульптуры адмирала Макарова выполнен из гранитной глыбы, предназначавшейся для памятника Павлу I, который собирались установить перед Казанским собором в начале XIX века. Но тогда баржа с гранитным грузом затонула в Выборгском заливе по пути из Выборга в Санкт-Петербург. В 1911 году многотонную гранитную глыбу, пролежавшую на дне сто лет, достали из воды, установили у Петровского дока и освятили по приказу императора Николая II.
В феврале 1912 года на Якорную площадь от стенки Петровского дока 130-ти тонную глыбу переместили на катках с помощью лебёдок. Во время доставки гранитной глыбы от нее откололся кусок, в результате чего образовалась наклонная поверхность. Шервуд принял решение не изменять форму камня, а пьедестал для скульптуры Макарова сформировать в виде волны охватывающей ноги адмирала и увлекающей его в глубину.
Готовый памятник был ограждён якорными цепями с настоящими якорями, отпущенными со складов Кронштадтского военного порта.
На церемонии освящения памятника 24 июля 1913 года присутствовали официальные чиновники, сопровождавшие императора Николая II, высшие чины военных офицеров, вдова и сын адмирала Макарова.
В декабре 1913 года памятник Макарову дополнили тремя барельефами с главными эпизодами из жизни адмирала и памятной доской с надписью: "
В 1911 году камень этот, по Высочайшему повелению, поднят из воды на рейде Штандарт и передан для сего памятника. Памятник освящен 24 июля 1913 года в присутствии Его Императорского Величества Государя Императора Николая II".

В сквере перед северным входом в Кронштадтский Морской собор 10 сентября 2015 года был установлен памятник святому праведному воину Феодору Ушакову.
Адмирал Российского флота Фёдор Ушаков впервые в истории христианства был прославлен в лике святых как флотоводец.
Фёдор Ушаков в 1790 - 1792 году был командующим Черноморским флотом, в 1799 году стал адмиралом, в 1798 - 1800 годах командовал российскими военно-морскими силами в Средиземном море, не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен.
Фёдор Ушаков прославился как выдающийся стратег и тактик морского боя, тонкий дипломат и подлинный воин. 
4–5 августа 2001 года в Санаксарском Рождества Богородицы монастыре Саранской епархии состоялись торжества, посвящённые канонизации святого праведного воина Феодора (Ушакова), адмирала Российского флота.

-6

Памятник непобедимому русскому флотоводцу в Кронштадте был символично установлен в год 70-летия Великой Победы и 270-летия со дня рождения Ушакова, в 225-ю годовщину победы русской эскадры под командованием Ушакова над турками у мыса Тендра.
Бронзовый памятник флотоводцу, ставшему символом славы русского флота, создали скульптор Владимир Горевой и архитектор Николай Оболенский.
На церемонии открытия памятника Фёдору Ушакову 10 сентября 2015 года присутствовали: около тысячи моряков, главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков и потомок флотоводца Фёдора Ушакова - благотворитель и меценат Александр Ушаков.
По окончании церемонии Александр Ушаков передал в Морской собор копию (список) иконы Порт-Артурской иконы Божией Матери. От Дмитрия Медведева, занимавшего в то время пост председателя правительства РФ, и его супруги Светланы (уроженки Кронштадта) в дар Морскому собору был преподнесен ковчег с частицей мощей святого Феодора.
Ковчег сейчас хранится в кронштадтском Морском соборе, как и частицы мощей святого преподобного Сергия Радонежского, и святителя Николая Чудотворца, и святой княгини Елисаветы, и инокини Варвары.

В кронштадтском соборе изначально с почтением относились не только к прославленным святым. Морской Никольский собор задуман был как храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Внутри собора были расположены чёрные и белые мраморные доски. Чёрные – с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно. На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море. После революции белые и чёрные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды (только при реставрации в нашем веке мраморные мемориальные доски были воссозданы).

Собор изначально относился к приходу кронштадтского морского Богоявленского собора. Службы в храме проводились до 1927 года. 4 октября 1929 года Морской собор был закрыт и разорён. Алтарь Господень был осквернён, память павших воинов поругана, кресты и колокола сброшены. С куполов храма смыли позолоту, отломали позолоченные части икон, демонтировали мраморный иконостас, замазали штукатуркой мозаичные иконы, закрасили иконописные росписи.
Во время Великой Отечественной войны Кронштадт пережил участь блокадного Ленинграда, а Морской Никольский собор неоднократно подвергался обстрелам. В 1943 году немецкая бомба пробила купол и упала на гранитный пол, но, к счастью, не взорвалась.
В мирные послевоенные годы храм фактически подвергся забвению. В стенах храма в разные годы размещались: кинотеатр, клуб и концертный зал. В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея.
В результате внутренней перестройки собор был поделён по вертикали на две части массивными перекрытиями. В купольной части был нарушен тепловой режим, отсутствовало отопление. По свидетельствам очевидцев: "
Сквозь выбитые окна веял ветер и лились дожди, а виднеющиеся на куполе звёзды можно было спутать с настоящими... Лишь на потрескавшейся стене был виден побледневший от непогоды лик херувима… "
Стараниями военных моряков и музейных работников удалось сохранить лишь малую часть великолепного внутреннего убранства, не подвергшуюся уничтожению. Только оперативное начало восстановительных работ в XXI веке спасло здание от неминуемого разрушения.

Возрождение храма началось в 2002 году по воле Святейшего Патриарха Алексия II. В тот же год главный купол храма вновь был увенчан крестом. 19 декабря 2005 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, впервые за 75 лет в соборе состоялась Божественная литургия.

Первую Патриаршую литургию в восстанавливаемом Никольском Морском соборе в Кронштадте 20 ноября 2010 года совершил Святейший Патриарх Кирилл. С 29 апреля 2012 года в соборе начались регулярные богослужения. Реставрационные работы велись до весны 2013 года.

Великое освящение отреставрированного Морского Никольского собора 28 мая 2013 года, в день столетия со дня первого открытия собора, совершили Патриарх Иерусалимский Феофил и Святейший Патриарх Кирилл. В дар собору патриарх Кирилл передал икону Воскрешения Лазаря и мастерок, который держал в руках святой праведный Иоанн Кронштадтский, когда совершал закладку Морского Кронштадтского собора 1 (14) сентября 1902 года.
После церемонии освящения храма на Якорной площади состоялось торжественное прохождение войск всех четырёх флотов и Каспийской флотилии со своими боевыми знамёнами.

Все фотографии, собранные в этой статье, сняты летом 2022 года. Отреставрированные интерьеры Морского собора поражают своим великолепием. Благодаря реставраторам была воссоздана вся первозданная красота внутреннего убранства собора. Была проведена грандиозная реставрационная работа. Только художников-реставраторов работало более 200 человек. Были расчищены, укреплены и восстановлены, а также, заново воссозданы орнаменты, композиции, мозаики, лепной декор, искусственный мрамор, золочение.
Иконостас, уничтоженный в 1929 году, был полностью воссоздан по эскизам, архивным фотографиям и материалам. Изначально иконостас работы скульптора Н. А. Попова по проекту Владимира и Георгия Косяковых был исполнен из белого мрамора с мозаичными вставками.
Пол храма изначально был устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей. Геометрический орнамент пола полностью был воссоздан при реставрации.

Огромные круглые окна храма, напоминающие иллюминаторы, изначально были украшены витражами. Все стекольные работы в храме в 1913 году выполнило Северное Стекольно-промышленное общество, а витражи были созданы знаменитой мастерской, принадлежавшей братьям Франк. Всего витражей в соборе было пять, два из которых имели невероятные размеры — площадью по 52 квадратных метра каждое, что соответствовало всему грандиозному интерьеру храма. Эти круглые окна на момент их установки были, вероятно, самыми большими витражами в дореволюционной России.
Два круглых окна – южное и северное – воссозданы в различной цветовой гамме. Южное, в которое бьёт яркое дневное солнце, имеет более интенсивную окраску, северное – выполнено в золотисто-голубых тонах.
Западное окно с изображением "Деисуса" воссоздано по сохранившейся выцветшей чёрно-белой фотографии. Сохранились две чёрно-белые фотографии, по которым можно судить какими были витражи в Морском соборе. На этих снимках можно рассмотреть смутное изображение на двух витражах - на западном и южном фасадах храма. Остальные витражи реставраторам пришлось воссоздавать заново в соответствии с церковной стилистикой настенной живописи начала XX века, и в духе работ Виктора Михайловича Васнецова - самого востребованного церковью художника - выдающегося мастера религиозной живописи, по эскизам которого были выполнены мозаики, в частности -
храма Спаса на Крови.
Современные витражи в Морском соборе были установлены в подлинные металлические оконные рамы. Их конструкция, состоявшая из трёх связанных воедино переплётов, была сохранена без изменений.
Воссозданием этих огромных стеклянных полотен в 2011—2012 годах занималась петербургская витражная мастерская Алексея Яковлева.

В целом, кронштадтский Морской Никольский собор построен в неовизантийском стиле и повторяет архитектурную структуру собора Святой Софии в Константинополе (Стамбуле).
Над главным внутренним пространством господствует центральный купол диаметром около 27 метров. Подкупольное пространство окружено двухъярусными галереями-хорами, характерными для Святой Софии.
Росписи и мозаики в интерьерах Морского собора исполнены также под влиянием образцов византийского искусства. В создании внутренней отделки собора кроме братьев архитектора, тоже зодчих, Владимира и Георгия, участвовали многие мастера.

Роспись работы художника М. М. Васильева изначально была только в алтаре, парусах и на сводах северных и южных хор. Рисунок был выполнен частично под мозаику, частично под фрески. Остальные части храма были окрашены ровным колером. При реставрации храма было решено закончить роспись.

В советские времена на аркадах галерей второго этажа располагался балкон концертного зала. В то время, когда собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького, здание храма носило прозвище"Максимка".
О том, как выглядел храм до реставрации, можно посмотреть на фотографиях, размещённых на
сайте Морского собора.

После реставрации Морскому собору Кронштадта был возвращён статус главного храма Военно-морского флота России. На Якорной площади у храма ежегодно проводятся церемонии выпуска офицеров военно-морских учебных заведений, принятие присяги молодыми моряками и торжественные посвящения в курсанты военно-морских колледжей и институтов.
Несколько лет назад мне прислали фотографии друзья, снявшиеся на фоне Морского собора с выпускником - военным офицером. Тогда у меня и возникло желание увидеть воочию этот величественный собор. Желание сбылось летом прошлого года, когда получилось наконец добраться до Кронштадта из Санкт-Петербурга, в котором в тот же день удалось осмотреть ещё три собора -
Исаакиевский собор, храм Спаса на Крови и Казанский собор. Об истории и достопримечательностях этих соборов можно прочитать в моих предыдущих статьях. В своём следующем фотоотчёте "Прогулка по Кронштадту" я расскажу о том, что нам ещё удалось увидеть в этом городе. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.