Найти в Дзене
O K

Зимний дворец. Фотоочерк с историческими фактами

Знаменитый Зимний дворец, построенный в стиле елизаветинского барокко в 1754-1762 годах Бартоломео Франческо Растрелли - пятый по счёту Зимний дворец Санкт-Петербурга.
Первый Зимний дворец в новой столице Российской империи был построен при Петре I. Его в 1712 году подарил императору губернатор Санкт-Петербурга Александр Данилович Меншиков - ближайший сподвижник Петра I и его преданный друг. Первый Зимний дворец ещё называют в исторических документах "каменными Свадебными палатами", поскольку они были построены специально к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны. Располагались эти каменные палаты на месте нынешнего Эрмитажного театра.
В 1716 году архитектор Георг Маттарнови по приказу царя приступил к постройке нового Зимнего дворца. Переехал Пётр I со всем своим семейством во Второй Зимний дворец в 1720 году, прожил там всего пять лет, и в нём скончался в 1725 году. В 1735 году было возведено здание третьего по счёту Зимнего дворца для императрицы Анны Иоанновны. Новое здание ст

Знаменитый Зимний дворец, построенный в стиле елизаветинского барокко в 1754-1762 годах Бартоломео Франческо Растрелли - пятый по счёту Зимний дворец Санкт-Петербурга.
Первый Зимний дворец в новой столице Российской империи был построен при Петре I. Его в 1712 году подарил императору губернатор Санкт-Петербурга Александр Данилович Меншиков - ближайший сподвижник Петра I и его преданный друг. Первый Зимний дворец ещё называют в исторических документах "каменными Свадебными палатами", поскольку они были построены специально к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны. Располагались эти каменные палаты на месте нынешнего Эрмитажного театра.
В 1716 году архитектор Георг
Маттарнови по приказу царя приступил к постройке нового Зимнего дворца. Переехал Пётр I со всем своим семейством во Второй Зимний дворец в 1720 году, прожил там всего пять лет, и в нём скончался в 1725 году.

Второй зимний дворец Петра I
Второй зимний дворец Петра I

В 1735 году было возведено здание третьего по счёту Зимнего дворца для императрицы Анны Иоанновны. Новое здание строили уже по проекту Бартоломео Франческо Растрелли. По прихоти императрицы архитектор расширил дворец, сделав его четырёхэтажным. Новое здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100 спален, галерею, театр, большую капеллу, множество лестниц, служебные и караульные помещения, а также комнаты дворцовой канцелярии.
При Елизавете продолжилась пристройка к Третьему Зимнему дворцу служебных помещений, в результате к 1750 году он "
представлял вид пёстрый, грязный, недостойный места им занимаемого и самая странность императорского дворца, одним крылом примыкающего к Адмиралтейству, а другим в противоположной стороне, к ветхим палатам Рагузинского, не могла быть приятна государыне".
Растрелли несколько лет пытался угодить императрице, перестраивая и расширяя Третий Зимний дворец, но в 1754 году архитектор принял решение строить новое здание. Пока возводился Пятый Зимний дворец, Растрелли на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки в 1755 году построил временный Четвёртый Зимний дворец. Императрица не дожила до окончания строительства Пятого Зимнего дворца. Елизавета Петровна скончалась 25 декабря 1761 года в своём любимом Летнем дворце, на месте которого позже был построен Михайловский замок.

Современный вид Зимнего дворца
Современный вид Зимнего дворца

Растрелли продолжил строить дворец при наследнике Елизаветы Петровны - императоре Петре III. Новый дворец стал самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Во дворце, общей площадью 60 000 квадратных метров, располагалось 1500 комнат. К 1762 году была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, и дальнейшим строительством Зимнего дворца руководила уже новая императрица - Екатерина II.
Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца при Екатерине II занимались архитекторы Фельтен , Валлен-Деламот и Ринальди под руководством Бецкого - личного секретаря императрицы.
Екатерина II в 1764 году приобрела коллекцию купца Гоцковского из 225 полотен известных европейских мастеров. Сначала их разместили в пристроенном к Зимнему дворцу павильоне, впоследствии получившем название "Малый Эрмитаж". Он строился с 1764 по 1775 год, но ещё до окончания строительства эрмитажных галерей императрице стало ясно, что это здание будет слишком мало для её постоянно увеличивающейся коллекции. Поэтому в 1771 году было решено приступить к постройке Большого Эрмитажа. Здание Большого Эрмитажа возводилось с 1771 по 1787 год архитектором Фельтеном.

29 декабря 1837 года в Зимнем дворце случился пожар. Потушить его не могли три дня, всё это время вынесенное из дворца имущество было сложено вокруг Александровской колонны на дворцовой площади. При пожаре по официальным данным погибло 13 солдат и пожарных. Восстановительные работы потребовали громадных усилий, однако дворец был возрождён за два года. Восстановительными работами руководили архитекторы Василий Стасов, Александр Брюллов и Александр Штауберт.

5 февраля 1880 года в Зимнем дворце произошло трагическое происшествие - народоволец Степан Халтурин взорвал бомбу, покушаясь на жизнь Александра II. Император и члены его семьи не пострадали, но при взрыве было ранено 56 человек и убито одиннадцать солдат.
Это покушение на императора было пятым по счёту. 1 марта 1881 года, после восьмого покушения, смертельно раненый Александр II успел прошептать: "Во дворец, хочу умереть там". Последнюю волю императора выполнили, его доставили в Зимний дворец, где он скончался, не приходя в сознание.
Император Александр III Зимний дворец не любил, но любил искусство. В молодости он обучался рисованию, позже Александр Александрович возобновил занятия, продолжив рисовать вместе с женой Марией Федоровной. Император был страстным коллекционером, уступая в этом отношении разве что Екатерине II. При Александре III Эрмитаж обогатился произведениями русских живописцев, чему во второй половине столетия способствовала деятельность Андрея Ивановича Сомова - старшего хранителя Императорского Эрмитажа. В 1895 году часть произведений русских художников были переданы Русскому Музею, учреждённому российским императором Николаем II в память о своём родителе.
Историки считают, что Николай II не любил "светскую жизнь", однако именно ему принадлежала идея провести в Зимнем дворце бал в костюмах эпохи царя Алексея Михайловича, приуроченный к 290-летию дома Романовых. Он состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа. 11 (24) февраля 1903 года гости собрались в Романовской галерее Эрмитажа, "русским поклоном" поприветствовали императорскую семью и отправились в Эрмитажный театр на концерт со сценами из оперы Мусоргского "Борис Годунов" с участием Фёдора Шаляпина; из балетов "Баядерка" и "Лебединое озеро" при участии Анны Павловой. Вечер завершился праздничным ужином и танцами, на которых гости плясали "Русскую" в Павильонном зале Эрмитажа.

Николай II и Александра Фёдоровна в исторических костюмах
Николай II и Александра Фёдоровна в исторических костюмах

13 (26) февраля 1903 года состоялась вторая (основная) часть бала. Все участники нарядились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Сам Николай II был одет в выходное платье царя Алексея Михайловича, а императрица Александра Фёдоровна - в костюм царицы Марии Ильиничны.

Гости костюмированного бала
Гости костюмированного бала

Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры - в костюмы стрельцов или сокольничих. После окончания бала по пожеланию императрицы участники были запечатлены лучшими фотографами Санкт-Петербурга.
Этот бал был предпоследним в Зимнем дворце, последний бал в нём был дан в январе 1904 года, после чего Николай II перенёс постоянную официальную резиденцию из Зимнего дворца в Александровский дворец в Царском Селе. Но в глазах народа Зимний дворец всё ещё оставался символом императорской власти.
9 (22) января 1905 года к Зимнему дворцу направилась колонна рабочих, подстрекаемых попом Гапоном. Попытка прорвать оцепление привела к расстрелу демонстрантов, что послужило началом Революции 1905-1907 годов.

Сестры милосердия Кауфманской общины на Иорданской лестнице Зимнего дворца. 1915 год
Сестры милосердия Кауфманской общины на Иорданской лестнице Зимнего дворца. 1915 год

Во время Первой Мировой войны, в середине октября 1915 года во дворце был размещён военный госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. Госпиталь в залах Зимнего дворца создали по личному указу императора Николая II.
Раненых было так много, что под больницы начали отдавать общественные здания, столичные дворцы и загородные резиденции, нередко раненых размещали в частных особняках и квартирах.
Императорская семья решила под госпиталь переоборудовать церемониальные залы Зимнего дворца. Открывшийся лазарет вмещал тысячу человек. Госпиталь работал и при Временном правительстве, которое размещалось в Зимнем дворце с июля по октябрь 1917 года.

Койки для раненых в Николаевском зале в 1915 году
Койки для раненых в Николаевском зале в 1915 году

Николаевский зал принял 200 человек с повреждениями черепа, грудной клетки и позвоночника. На хорах Николаевского зала дежурили санитары. Стены дворцовых госпитальных палат были затянуты белым коленкором, а полы покрыты линолеумом, чтобы не испортить великолепные паркеты.

Современный вид Николаевского зала
Современный вид Николаевского зала

Наборный паркет Большого Николаевского зала был повреждён во время другой войны - Великой Отечественной, когда в него попал снаряд, пробивший кровлю и перекрытия. При этом пострадал не только паркет, но и скульптурная отделка потолка и стен. Работы по реставрации интерьера Большого Николаевского зала закончились в мае 1958 года.


Событиям Великой Отечественной войны всегда уделялось должное внимание, а вот о том, что в Зимнем дворце в годы Первой Мировой войны работал госпиталь, вспомнили только в 1975 году, после того как директор музея Борис Пиотровский принял на хранение воспоминания Нины Валериановны Галаниной, некогда служившей там сестрой милосердия. Долгие десятилетия в СССР не принято было говорить о подвижнической деятельности царской семьи и членов императорской фамилии, поскольку это не вписывалось в создаваемый образ российской монархии.
А между тем, сама императрица Александра Фёдоровна и старшие дочери Ольга, Татьяна и Мария во время Первой мировой войны работали сёстрами милосердия. Под опекой императрицы и великих княжон было 85 военных госпиталей и 10 санитарных поездов. Великие княжны Татьяна и Ольга прошли специальные курсы военных хирургических сестер милосердия.

Фельдмаршальский зал, созданный в 1833-1834 годах Огюстом Монферраном, в 1915 году тоже был отдан под нужды госпиталя. В нём располагался перевязочный пункт.

Фельдмаршальский зал
Фельдмаршальский зал

Этот строгий беломраморный зал заслужил печальную славу тем, что из его дымохода 17 декабря 1837 появился дым - предвестник пожара, уничтожившего за 30 часов весь Зимний дворец. Сразу после обнаружения дыма встревоженный дежурный персонал вызвал наряд пожарной роты, но, когда пожарные стали вскрывать пол возле отдушины, рядом вспыхнула ложная зеркальная дверь и загорелись хоры соседнего Петровского зала, после чего огонь стал быстро распространяться по деревянным перекрытиям. Исследователи пришли к выводу, что к трагическим последствиям привели конструктивная ошибка архитектора Монферрана, разместившего душник в узком пространстве, отгороженном перегородкой, и использование дерева как основного строительного материала.
После пожара 1837 года Фельдмаршальский зал был перестроен Стасовым в стиле классицизма.
Когда мы снимали интерьеры Зимнего дворца в 2010 году, в Фельдмаршальский зал ещё не были возвращены все портреты российских фельдмаршалов, из-за которых зал и получил изначально своё название. Но в марте 2012 года все отреставрированные картины вновь заняли свои места - в шести из семи ниш.

Петровский зал
Петровский зал

Один из самых прославленных церемониальных залов Зимнего дворца посвящён памяти Петра I. Он был создан в 1833 году по проекту Монферрана, а воссоздан после пожара 1837 года Стасовым. Его украшают изображения победных для России петровских баталий, известных как "Полтавский бой" и "Битва при Лесной"; имперские символы - двуглавые орлы, короны и латинские буквы "PP" - Peter Primus - Пётр Первый.

Этот зал ещё называют Малым тронным залом, поскольку в глубине большой ниши зала установлен трон - копия трона императрицы Анны Иоанновны, изготовленная в конце XVIII века. За троном, между двумя яшмовыми колоннами находится портрет Петра I с аллегорической фигурой Минервы.

В Петровском зале Зимнего дворца в 1915-1917 годах размещался кабинет дежурных врачей Красного Креста. Главным хирургом в госпитале работал профессор медицины Николай Николаевич Петров, ставший впоследствии основателем отечественной онкологии. Врачам помогали сестры милосердия из самой строгой Кауфманской общины. Они были разного происхождения - от дворянок до мещанок.

Статус самого крупного и современного госпиталя нередко мешал нормальной работе. Ежедневно раненых навещали члены императорской фамилии, высокопоставленные чиновники, делегации Красного креста из стран-союзниц, которые нервировали больных и раздражали врачей. Похоже, делегации приезжали в Зимний дворец не столько из сострадания к больным, сколько для того, чтобы запечатлеть себя на фото с ранеными и персоналом на фоне дворцовых интерьеров. Медсестра госпиталя Нина Валериановна Галанина вспоминала, что госпиталь Зимнего дворца, который был не просто показательным, а показным, демонстрировали всем делегациям: "Их было очень много: и "высочайших" - членов императорской фамилии, и разных знатных иностранцев (запомнились король румынский, японский принц Кан-Ин, эмир Бухарский и другие)..."

Церемониальный Гербовый зал, воссозданный Стасовым после пожара 1837 года в стиле позднего русского классицизма, в мирное время использовался для торжественных церемоний. А в 1915-1917 годах он тоже был отдан госпиталю Красного Креста. Тогда скульптурные группы древнерусских воинов со знамёнами и гербы были заколочены фанерными щитами. В Гербовом зале лежали солдаты с ранениями брюшной полости, бедра и тазобедренного сустава.

Георгиевский зал, созданный в 1787-1795 годах по проекту Кваренги, позднее многократно реставрировался. В 1841 году после обрушения потолка, перекрытие зала сделали шатровым, разделённым на глубокие кессоны, внутренние поверхности которых украсили композициями из выбивной позолоченной меди. По распоряжению Николая I в Георгиевском зале уложили новый паркет, набранный из 16 пород красного дерева. Рисунок паркета повторил разбивку и орнаментальные мотивы потолка.

Люстра Георгиевского зала
Люстра Георгиевского зала

При очередном восстановлении в Георгиевском зале откорректировали развеску люстр, и над тронным местом разместили огромный мраморный барельеф "Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона".

Барельеф "Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона"
Барельеф "Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона"

По указанию Николая I при восстановлении зала архитекторами Стасовым и Ефимовым использовался белый каррарский мрамор. Мраморный барельеф "Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона" выполнен итальянским скульптором Франческо дель Неро по рисункам Стасова.

Трон в Георгиевском зале
Трон в Георгиевском зале

До 1915 года в этом зале проходили официальные церемонии и приёмы. Под Георгиевским залом располагались кухни с подсобными помещениями. В западном углу был устроен подъёмник для доставки пищи из главного буфета, разместившегося в антресольном этаже под залом.
В 1915-1917 годах Георгиевский зал занимал военный госпиталь Красного Креста. Здесь расположился раздаточный пункт, из которого пищу развозили по залам, превращённым в палаты.
В советское время Георгиевский зал был преобразован: тронное место было разобрано, а в 1948 году на месте трона была установлена созданная в 1937 году большая физическая карта Советского Союза из 45 000 полудрагоценных и драгоценных камней. В 1989 году карта была демонтирована и перевезена в Горный музей. а в 2000 году трон вместе с балдахином был восстановлен на прежнем месте.

Военная галерея 1812 года была сооружена по проекту Росси и торжественно открыта в годовщину изгнания Бонапарта из России, 25 декабря 1826 года, в присутствии императорского двора, боевых генералов, офицеров и солдат. На стенах Военной галереи помещены написанные Джорджем Доу портреты 332 генералов - участников войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов. Кроме того, в галерее помещены конные портреты императора Александра I, короля Пруссии Фридриха Вильгельма III, императора Священной Римской империи германской нации и короля Австрии Франца I.
Пушкин в своём стихотворении "Полководец" так описывал Военную галерею:

"У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Её разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,
Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики..."

Военная галерея 1812 года
Военная галерея 1812 года

В стенах Военной галереи 1812 года в 1915-1917 годах хранили белье и предметы, необходимые для обслуживания раненых. Здесь же был расположен рентгеновский кабинет.

Военная галерея
Военная галерея

В Галерее 1812 года среди госпитального белья революционные солдаты и матросы, ворвавшиеся во дворец 26 октября (8 ноября) 1917 года, искали переодетых министров Временного правительства. Их искали во всех палатах госпиталя. В поисках министров штурмовики даже срывали бинты с больных с ранами головы.

"Многих из штурмующих вело простое любопытство - посмотреть, как жили царь и царица, других занимали царские ценности, но все они с недоумением обнаружили, что неожиданно попали в огромный военный лазарет. Практически все парадные залы были заставлены госпитальным и медицинским оборудованием, а в кроватях лежали люди с измученными лицами - такие же, как и они, простые русские люди..." - вспоминал позже очевидец событий, деятель русского искусства Александр Бенуа.

27 октября (9 ноября) раненых начали отправлять в другие лазареты, а 28 октября (10 ноября) госпиталь расформировали.
30 октября (12 ноября ) 1917 года народный комиссар просвещения Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. В течение нескольких месяцев в комнатах первого этажа дворца располагался Наркомпрос. В парадных залах начали устраивать кинематографические сеансы, концерты, лекции и собрания. В 1918—1919 годах Зимний дворец назывался Дворцом Искусств. В 1927 году Сергей Эйзенштейн снял немой фильм о событиях Октябрьской революции "Октябрь", ставший всемирно известным. Съёмки фильма частично проходили в Зимнем дворце.

После начала Великой Отечественной войны в подвалах Зимнего дворца было оборудовано двенадцать бомбоубежищ, в которых укрывалось от бомбёжек около двух тысяч человек. Во дворце хранилась часть не эвакуированной музейной коллекции Эрмитажа и культурных ценностей из пригородных дворцов Ленинграда. О некоторых загородных резиденциях, в частности - о Павловском дворце и Екатерининском дворце - можно прочитать в моих предыдущих статьях.
В следующем фотоотчёте я расскажу о "Малом Эрмитаже". Подписывайтесь на
мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.