Магуба возвращалась домой с войны победительницей. На кителе сверкали награды. Родные плакали, обнимали девушку.
Сколько женщин и мужчин ушли на фронт. А у нее за всю войну ни одного ранения!
И только некоторые старые соседки хмурились: девушка должна была не в армии служить, а замуж идти, детей рожать, а война – это дело мужчин, они должны воевать. Магубе уже за 30, кто ее теперь в жены возьмет?
Впрочем, у смелой летчицы Сыртлановой и в личной жизни все сложилось хорошо. После войны она вышла замуж за кубанского казака Максима Бабкина, родила дочерей. Работала на скромной должности контролера на заводе. Но люди ее уважали не только за героизм во время сражений, но и за честность и принципиальность.
Звездой Героя Советского Союза ее наградили в 1946 году, но она не любила рассказывать о своих подвигах, а когда ее об этом спрашивали, то отвечала, что в авиационном полку были женщины, также достойные такой высокой награды, но все они погибли.
Купеческая дочь
Магуба родилась 15 июля 1912 года под Уфой в городке Белебей. Ее отец был состоятельным купцом, татарином по происхождению. Звали его Хусан Рахманкулов. В 20-е годы он был вынужден с семьей переехать в Среднюю Азию. Магуба чуть изменила свое отчество и взяла фамилию родственников, чтобы скрыть свое не совсем пролетарское происхождение.
Она мечтала о профессии медика, но в Ташкентский мединститут ее не взяли. Девушка трудилась на заводе, но параллельно занималась в авиаклубе, став профессиональной летчицей.
Машиной владела превосходно. Инструкторы смеялись, что смелая татарочка творит в небе чудеса, ловко маневрируя. Все это ей пригодится во время войны, но тогда Магуба просто радовалась тому, что может заниматься любимым делом.
Это вам не «швейная машинка»!
Защищать свою Родину Магуба мечтала с первого дня Великой Отечественной. С большим трудом добилась, чтобы ее приняли 46-й гвардейский авиационный женский полк ночных бомбардировщиков. И на деле доказала, что может выполнять самые опасные задания.
Она стала настоящим рекордсменом по боевым вылетам, отправляясь на задания 782 раза, сбросив 140 тонн бомбового груза.
Ее полк был исключительно женским. Девушки трудились летчицами, штурманами, механиками, ремонтниками. Совершали вылеты ночью на юрких и легких самолетах ПО-2. Над этими «небесными тихоходами» немцы поначалу смеялись, называя их «рус-фанер», «кофемолками» и «швейными машинками». Мол, что они могут сделать против силы немецкой брони.
Но девушки уже через месяц стали вызвать ужас своими прилетами. Они сражались настолько мужественно и яростно, что вызывали к себе уважение даже у врагов. Летчиц прозвали «ночными ведьмами».
И Магуба была среди них.
Из первого своего полета над Северным Кавказом она вернулась с израненным самолетом, но смело вышла из кабины и спокойно отрапортовала:
«Пилот Сыртланова боевое задание выполнила! В районе цели два очага пожара».
А ее штурман Женя Руднева, уже опытная к тому моменту, подошла к заместителю командира эскадрильи Марине Чечневой и восхищенно сказала:
«Вот это летчица! Я совсем не думала, что новенькая так здорово пилотирует».
Дожить до Победы
Магуба мечтала увидеть разгром врагов, но прекрасно понимала, что каждый полет может стать для нее последним.
За всю войну самыми страшными на называла две ситуации.
Первая из них произошла в апреле 1944 году. Шла битва за Севастополь. Магуба и ее штурман Татьяна Сумарокова пробирались к боевой цели – вражескому аэродрому, ориентируясь на просторы Азовского моря.
Начали сбрасывать бомбы, но прожекторы как клешни взяли их в огненное кольцо. Заработали зенитки. Магуба пошла на снижение, имитируя падение.
Чудом удалось вырваться, но оказалось, что мотор поврежден.
Мауба и Татьяна приняли решение прорываться к «своим», а если мотор откажет, то погибнуть в море. Они летели, затаив дыхание. Мотор заглох окончательно у самого берега. Самолет удалось посадить на кусочек гальки, мокрой от ударов волн. Девушки спрыгнули на землю и заплакали от радости.
Вторым страшным днем в жизни отважной летчицы стал боевой вылет за четыре дня до Победы 5 мая 1945 года. Она находилась в небе севернее Берлина. И снова рядом с ней была верная Таня. Снова самолет попал в лучи прожекторов, снова послышались разрывы от работающих зениток.
Магуба снова имитировала падение подбитого самолета. Машина опять была повреждена. Когда ее осмотрела механики на базе, то сказали, что она «изодрана в клочья».
Это был ее последний боевой полет. Через несколько дней Магуба Сыртланова встречала Победу в Берлине и оставила свою надпись на стене Рейхстага.
Потом были долгие годы жизни. Замужество, рождение трех дочерей (к сожалению, старшую дочь она похоронила, но зато две младшие росли на радость родителям).
Каждый год 2 мая Магуба старалась выбраться в Москву, чтобы увидеться с боевыми подругами. С Татьяной Сумароковой они близко дружили до конца жизни.
Скончалась Магуба Сыртланова в 1971 году в возрасте 59 лет. Похоронили ее на Татарском кладбище, выбив на могильном камне звезду Героя с изображением птицы, стремящейся ввысь.
Спасибо за прочтение. А ниже ссылка на статью о судьбе другой смелой летчицы Великой Отечественной.