Найти тему
Неоновый Герой

Вселенная Fallout.

Всем доброго времени суток, с вами Неоновый Герой, и хочу сегодня с вами обсудить одну из самых известных игровых серий в жанре постапокалипсиса. Забавно, что первая часть, появившись в 1997 году, совершенно не окупилась, однако ещё тогда заимела поистине культовый статус среди любителей RPG. Fallout прошла длинный путь, от изометрической ролевой игры, до "Обливиона с пушками" и многопользовательской онлайн RPG. В этой статье я постараюсь рассказать основную линию истории Fallout и посмотреть, что именно делает игру такой культовой.

-2

"Война! Война никогда не меняется...."

Начиная с первой части, серия Fallout была ролевой игрой с уникальным визуальным стилем: ретрофутуризм. Игрок бродил по развалинам мира, который застыл на середине XX века, с компьютерами во всю стену, классическими седанами 50-ых годов с "плавниками" и с роботами, будто бы сошедшими с экрана фантастических фильмов тех лет. Дизайн был выбран неспроста: именно в середине XX века Холодная Война была готова превратиться в горячую, а угроза ядерной войны будоражила умы не только рядовых американцев, но и многих деятелей культуры: режиссёров, писателей, художников, музыкантов. Именно таким бы и выглядел постапокалиптический мир Пустоши, если бы ядерная война всё же произошла. Хотя разработчики Fallout дали этому миру ещё добрую сотню лет. Во вселенной Fallout ядерная война случилась в 2077 году, когда Китай начал аннексию Аляски. Причина была хорошо объяснена ещё во второй части "Безумного Макса", на которую Fallout очень часто ссылается: "Слишком много людей, слишком мало ресурсов." Само собой, обмен ядерными бомбами превратил планету в выжженную пустыню, названную Пустошью. Радиация сильно изменила некоторые растения или животных, а то и людей. Поэтому путешествие по Пустоши сулит немало испытаний: столкновение с мародёрами, которых здесь называют рейдерами или с агрессивной фауной вроде кротокрысов или полумифических Когтей Смерти - это ещё самые очевидные из опасностей. В основном сюжет большинства частей Fallout начинается или крутится вокруг Убежищ. Так назывались автономные и самодостаточные подземные сооружения, построенные до ядерной войны. Принадлежали Убежища компании "Волт-Тек", которые, заключив добропорядочных американцев в свои Убежища, предполагали ставить над ними эксперименты под прикрытием защиты от ядерной угрозы. Иронично, но Убежища как раз таки и выполнили свою задачу, но тем не менее, во многих Убежищах эксперименты вышли из под контроля, и судьба жителей Убежищ не везде можно будет назвать благополучной. Тем же, кому не посчастливилось попасть в Убежища, были вынуждены выживать на выжженной атомными бомбами Пустоши, скатившись до уровня Каменного Века, занимаясь охотой, собирательством и работорговлей. Отдельным товарищам совсем не повезло: под воздействием радиации многие люди мутировали в так называемых гулей - поражённых лучевой болезнью гниющих и зелёных уродцев, а многие животные и растения также подверглись мутациям.

Смотритель Убежища 13
Смотритель Убежища 13

Первая часть Fallout рассказывает, как почти спустя 100 лет после ядерной войны, в Убежище 13 ломается водяной чип, снабжающий всех его жителей чистой водой, и Смотрителю этого Убежища не остаётся ничего, кроме как выпустить одного из людей наружу, в Пустошь - на поиски водяного чипа. Этот герой стал известен как Выходец из Убежища, а его приключения привели не просто к спасению Убежища 13, но и к спасению всей юго-западной части Пустоши от Супер-Мутантов: зелёных тупых здоровяков, убивающих и разоряющих всё живое. Разумеется, только от игрока будет зависеть, каким именно будет Выходец из Убежища, и этим Fallout и отличался от многих RPG того времени - своей уникальной реиграбельностью. Интересная на то время система SPECIAL(наследница настольной GURPS) не была привязана к классам, которые, собственно, и определяли стиль игры в большинстве ролевых приключений(серия Diablo тому пример). Однако, практически все параметры SPECIAL так или иначе влияли на прохождение. Если, например, выставить параметр Интеллекта ниже 4, то можно обнаружить, что герой едва может сказать что-то внятное, а если опустить уровень Восприятия - герой будет постоянно промазывать, стреляя из огнестрела. В игре есть куча навыков: от владения оружием и взлома, до красноречия, воровства и бартера, и каждый из них может повлиять на стиль игры. Кроме того, многие квесты можно решить, как минимум 2-3 путями. Постепенно открывая для себя новые города и поселения, Выходец из Убежища узнаёт много о мире Пустоши, а также непосредственно влияет на судьбу некоторых поселений. Самый яркий момент - это противостояние в городке Джанктаун местного шерифа Киллиана Даркуотера и мафиозного босса по прозвищу Гизмо. Игрок может поддержать либо одну, либо другую сторону, а может и вообще ничего не делать - и судьба Джанктауна, равно как и некоторых других городков будет рассказана в концовке игры. Игрок волен отыгрывать как роль благородного спасителя, так и бессовестного негодяя, благо многие квесты позволяют это сделать. Особенный шарм квестам придаёт тот факт, что многие персонажи не столь однозначны, например, тот же Киллиан попытается вас арестовать, если Выходец убил Гизмо без его квеста. Или же вы самый яркий момент: в городе Хаб вас могут обокрасть дети, и их убийство вызовет к вам осудительную реакцию со стороны жителей.

На деле же, первый Fallout можно даже пройти без убийств, а главного злодея игры - сумасшедшее антропоморфное существо по прозвищу Создатель - можно уговорить уничтожить самого себя. Поскольку Создатель - тоже весьма противоречивый злодей, так как сам он полагает, что за Супер-Мутантами будущее планеты, и его можно разубедить в этом. А можно запустить механизм ядерной боеголовки и вообще не встречаться с ним лицом к лицу. Отдельно стоит выделить тот факт, что до конца игры Выходец из Убежища не становится неубиваемой машиной для убийства или же крутым супергероем, которому всё нипочём, а прокачка определённого навыка лишь даёт некоторые преимущества в путешествии нашего героя. Плюс прибавьте к этому сотню-другую отсылок к различным фильмам, книгам и прочим культурным феноменам, а также фирменный циничный юмор, который, на фоне общей атмосферы отчаяния и безысходности выглядит весьма реалистично и уместно. К сожалению, Fallout не смог потягаться со всё ещё актуальными на то время Diablo, и посему весьма плохо продалась, однако, как уже было сказано выше, стала культом. Поэтому неудивительно, что вскоре появилась вторая часть.

Вторая часть Fallout развивала идеи первой части куда лучше и ярче. На сей раз,спустя ещё 100 лет после первой части, игрок примет на себе роль Избранного, являющегося потомком того самого Выходца из Убежища. Вымирающей и отдалённой деревушке Арройо требуется ГЭКК из Убежища 13: мифический чемоданчик, с помощью которого можно превратить окружающую Пустошь в плодородную землю. И Избранный пускается в долгое и мучительное приключение, которое приведёт его в открытое противостояние с таинственной организацией Анклав, цель которой прямо противоположна идеалам Создателя: уничтожить всякую мутировавшую нечисть и установить порядки довоенной Америки.

Концепция первой части осталась неизменной: всё та же система SPECIAL, только вот перков и особенностей стало больше. Fallout 2 действует по принципу "тех же щей, да погуще влей!". Огромное количество квестов на любой вкус и цвет, большой простор для реиграбельности и десятки путей решения той или иной задачи. В отличие от первой части, Избранный может найти себе вторую половинку(свадьба с которой произойдёт буквально под стволами ружей), обзавестись личным автомобилем на ядерном двигателе, а также продолжить игру после её конца(так называемый фриплэй). Несмотря на явное сходство с первой частью, Fallout 2 - полностью отдельная игра, события происходят севернее территории из первой части, но, тем не менее, есть и знакомые локации(то же Убежище 13). Арсенал оружия и предметов несколько увеличился, напарники тоже стали разнообразными(игрок может присоединить Супер Мутанта и даже разумного Когтя Смерти, ну и без собаки не обошлось). Города стали ещё более интересными: тот же Нью Рино я вообще считаю одним из самых проработанных городов в плане квестов и интересных моментов во всей серии. Конечно, есть откровенно и слабые моменты: например, не люблю я испытание в Храме в самом начале игры, но, тем не менее, Fallout 2 не растерял атмосферу оригинала, а даже приукрасил его вдвое. И подводя итог по первым двум частям, хочу сказать, что графически игры морально устарели(изометрия сейчас уже смотрится анахронизмом, за исключением инди-проектов вроде Project Zomboid), однако, если игрока, вроде меня, не пугает графика, то первые две части Fallout до сих пор считаются уникальными RPG, позволяющие полноценно отыгрывать протеже своего героя. И хотя, я больше предпочитаю Arcanum от создателя и отца Fallout Тима Кейна, я советую вам поиграть в классические части, потому как это отличный игровой опыт в вашу копилку.

-6

В начале нулевых, серия Fallout переживала кризис. И пока истинные фанаты ждали вестей о разработке третьей части, когда она ещё звалась Van Buren, в этой вселенной вышли два спин-оффа: Fallout Tactics и Fallout: Brotherhood of Steel. Обе игры напрямую были связаны с легендарной организацией "Братство Стали", цель которой было сохранение довоенных технологий. Первая игра: тактическая RPG, имеющая хоть какую-то связь с каноничными Fallout, вторая же - эксклюзив на консоли в жанре action-RPG, где канон был послан в задний проход к брамину. В итоге, обе игры были прохладно встречены фанатами серии, поскольку концепции обоих игр имели мало общего с реиграбельной RPG с массой решений квестов и полному отыгрыванию образа персонажа. Связывал игры лишь постапокалиптический сеттинг и наличие некоторых знакомых персонажей(например паладина Ромбуса).

-7

Серия постепенно забывалась, до тех пор, пока права на Fallout не выкупили Bethesda и не заявили о возобновлении разработки третьей части. Так в 2008 году появился Fallout 3. Игра была очень высоко оценена игроками, однако фанатам оригинальных частей не понравилась концепция Fallout 3, и некоторые до сих пор клеймят её "Обливионом с Пушками" - что, в принципе, правда. Но, обо всём по порядку....

Итак, год 2277, после ядерной войны прошло 200 лет. События третьей части переносят нас с запада Америки, на восток, на развалины Вашингтона. Местность эта получила название Столичной Пустоши. Игра начинается, как ни странно, с рождения главного героя. Вступление происходит флэшбэками: при рождении мы выбираем себе пол и внешность для героя; в 2 года учимся ходить распределяем параметры SPECIAL; в 10 лет на очередной день рождения отец дарит нам наш собственный наручный компьютер Pip-Boy и учит стрелять из пневматики; в 12 лет герой проходит тест КОЗА, который определяет ваши будущие навыки(впрочем, их можно и настроить под себя). И вот, в 19 лет, внезапно, наш отец убегает из Убежища 101, а мы следуем за ним, получая попутно кликуху Одинокий Путник. Так начинается путешествие Fallout 3, полное множества побочных квестов и неожиданных открытий.

Для начала о плюсах игры. Переход в полное 3D пошло игре явно на плюс и позволило "Беседке" создать пару весьма атмосферных моментов, вроде того, как Путник выходит из своего Убежища и впервые видит небо Пустоши да и вообще весь мир за пределами бетонного бункера. Да, технически, Fallout 3 - это "Обливион с пушками". Жанр поменялся на action-RPG, с серией Elder Scrolls роднит знакомые анимации холодного оружия, редактор персонажа(слава Создателю, что каджитов и двемеров создать нельзя), да и многих NPC роднят общие параметры, сделанные в том же редакторе. Пустошь перестала быть Пустошью в исконном понимании этого слова, но это было сделано в угоду новой концепции Fallout: путешествуя по развалинам Вашингтона так и натыкаешься то на какую-то локацию, то на рейдеров, то на мутировавшую фауну. Атмосферным решением выглядит Pip-Boy, куда поместили теперь весь инвентарь персонажа, карту, информацию по квестам и сотню разных приятных мелочей, вроде фонарика и трёх радиостанций, где можно послушать джаз или классическую музыку, а также пропаганду Анклава и их выбранного президента Джона Генри Эдема. Локации весьма разнообразны, как, впрочем, и квесты. Самый яркий из них это судьба первого городка на пути Одинокого Путника: Мегатонны. Назван городок так потому, что построен вокруг неразорвавшийся атомной бомбы, и герой может решить: обезвредить ли всё ещё опасный взрывной заряд по просьбе местного шерифа, либо же прикрепить взрывчатку к бомбе и взорвать её(и Мегатонну заодно). К сожалению, у этого задания страдает логика, от факта того, что люди построили город вокруг такой очевидной угрозы, до мотивации местного богатея по имени Алистер Тенпенни, которому просто эстетически хочется полюбоваться на ядерный грибок от взрыва Мегатонны. Также в Fallout 3 куча фансервиса: тут вам и Супер Мутанты, и Гарольд, присутствующий в первых двух частях серии, и Анклав, непонятно откуда возникший, что, собственно и породило гнев у фанатов оригинальных Fallout, и крики о неканоне. Одно из лучших, на мой взгляд, сюжетных заданий в Fallout: это виртуальная реальность в Убежище 112 и столкновение с безумным учёным: очень напоминает один из эпизодов сериала "Сумеречная Зона" снятого по Стивену Кингу. Помимо этого Одинокий Путник может разрешить конфликт двух супергероев, обучить молодых ребят стрелять для отпора Супер-Мутантов, проникнет в метро, где может найти общину местных вампиров и многое-многое другое.

А теперь - о недостатках. Во-первых, система SPECIAL более не имеет такого большого влияния на игру, так что низкая цифра в интеллекте не превратит протагониста в идиота, а за стиль игры теперь отвечают навыки. Кроме того, по всей Пустоши разбросаны коллекционные пупсы, которые добавляют вам плюс к навыкам без прокачки уровней, а пара перков так и вообще позволяют прокачать указанный навык весьма быстро. Так что, уже к 30 уровню Одинокий Путник в большинстве случаев прокачивается до уровня супермэна и манчкина. Во-вторых, большинство заданий сводится либо к хорошему, либо к плохому решению проблем, при этом игра сразу говорит и показывает, кто хороший, а кто плохой. Очень мало заданий, где выбор Одинокого Путника зачастую оказывается весьма противоречивым. В-третьих, в Столичной Пустоши возникают моменты когда иногда круто выглядящие вещи преобладают над логикой и здравым смыслом. Начиная с Мегатонны, конфликта Немирмики и Механиста и городом Литтл-Лэмплайт, где каким-то образом, вот уже 200 лет живут одни дети. Робот Либерти-Прайм, который появляется в конце игры, конечно, выглядит устрашающим, но если подумать, сколько ресурсов и сил нужно, чтобы смогли сдвинуть с места эту махину. Ну и в-четвёртых, DLC. Большинство из них: типичный коридорный шутер, то в декорациях довоенной Аляски в "Оperation Anchorage", то в декорациях огромного инопланетного корабля в "MotherShip Zeta". Лишь "Point Lookout" более-менее выделяется поистине пугающей и жуткой атмосферой. Но, в целом, Fallout 3 была хорошим стартом для перезапуска серии, со своими плюсами и минусами.

-9

Многие были недовольны ролевой системой Fallout 3, однако старая команда разработчиков оригинальных частей Fallout в виде Obsidian Entertaiment решили исправить это, выпустив в 2010 году Fallout:New Vegas. И многими она считается как лучшая часть серии из перезапуска. События переехали вновь на запад Америки, на территорию Мохавской Пустоши, в окрестности бывшего Лас Вегаса, который здесь называется Нью Вегас. Главный герой, прозвище которого Курьер, нёс в этот город платиновую фишку для казино, но по дороге был остановлен таинственным человеком в клетчатом костюме. Героя ограбили и, пустив пулю в голову, похоронили, однако Курьеру удалось выжить. Теперь же он должен выяснить, кто же совершил на него покушение. Между тем, Мохавская Пустошь вновь готовится к серьёзным потрясениям: противостоянию между сформировавшейся ещё во 2 части НКР(Новой Калифорнийской Республикой) и могучим племенем под общим названием "Легион Цезаря". Обе стороны стремятся захватить Дамбу Гувера: важнейший стратегический объект, который фактически делает владельца дамбы полноправным правителем Мохавской Пустоши. Так что Курьер так или иначе будет вовлечён в этот конфликт, даже если им движет простая жажда мести.

Obsidian провела отличную работу и, во многом, исправили некоторые спорные моменты третьей части. Теперь навыки и параметры SPECIAL хоть как-то влияли на решения некоторых квестов, создавая некоторый баланс и различие между двумя разными стилями игры. Также, выбор решения во многих квестов зачастую был противоречивым, что как раз-таки было характерно для классических частей Fallout. Действие вернулось на запад Америки, где нет логических ошибок и неточностей, а огромное количество диалогов, квестов и персонажей ссылаются на оригинальные 1, 2 часть Fallout. Курьер разрешит множество конфликтов, включая проблемы Супер-Мутантов на горе Блэк, запустит ракету с гулями в космос, поможет местным отразить нападение уголовников и сыграет в "Караван" с обитателями Мохавской Пустоши. При том, что основной интерфейс не поменялся со времён третьей части, игровое вооружение несколько отличается от Столичной Пустоши: вернулось даже несколько пушек из оригинальных Fallout. DLC тоже не подкачали: Курьер поучаствует в одной из ходок, потеряет мозг и попросит его вернуться на место и многое другое.

Конечно, и New Vegas не был лишён недостатков. Первое - сильная забагованность на стадии релиза, которое, позже починили многими патчами. Второе - никуда не делись проблемы Fallout 3 связанные с анимациями и огрехами движка. И, наконец, герой, как и в серии Elder Scrolls и в третьей части к концу игры вновь превращается в универсального солдата-манчкина. Быть может, это только мне не нравится, так что отпишитесь в комментариях, что бесит лично вас в новых частях "Фоллыча".

-11

4 часть Fallout вышла в 2015 году и, на данный момент, это последняя номерная часть серии. Игра снова получила весьма противоречивые отзывы, так как Bethesda забила болт на интересные находки New Vegas и, в целом, продолжила идеи 3 части. При взгляде на начало 4 части понимаешь, что "Беседка" умеет в классные постановочные скрипты, ибо в этот раз нам дают возможность лицезреть собственными глазами Великую Ядерную Войну. Наш герой только выходит из ванной, настроив себе внешность(тут стоит сказать, что редактор персонажа получился отличным, можно даже самого себя создать), как тут на пороге появляется представитель компании "Волт-Тек" и предлагает нам место в Убежище 111. Когда мы подписываем его, о ужас, как вовремя, происходит ядерная война, и мы бежим со своей второй половинкой и маленьким сыном к бункеру. Нас переодевают в костюмы и кладут в криогенные камеры. Наш протеже пробуждается и видит, как неизвестные личности убивают нашу вторую половинку и крадут сына. После чего проходит ещё некоторое время, и герой выходит из своей капсулы, исследует всё Убежище 111 и выходит на поверхность. Его родной городок Сенчуари-Холл был разрушен ядерным взрывом, а с момента войны прошло 200 лет. Теперь герой, которого называют Выживший, должен найти своего сына и узнать причину, по которой его похитили.

На сей раз действие игры разворачивается на территории названного государства Содружество(территория бывшего Бостона и штата Массачусетс). Сюжет вертится вокруг организации "Институт", создающей так называемых синтов: искусственных людей, вроде андроидов. Помимо "Института", есть ещё три крупные фракции: "Подземка", "Братство Стали" и "Минитмены", и Выживший может присоединиться к любой из них, и, собственно, от этого зависит концовка игры.

Первое, что нужно понимать, когда запускаешь Fallout 4 - это уже не RPG, а, скорее, шутер с ролевыми элементами. На это намекают примитивные диалоги, весь шарм которых заменили лаконичным словом САРКАЗМ. Кстати, боевыми механиками занималась Id Software, что как бы намекает. И действительно, стрелять и сражаться с монстрами стало в разы удобнее и приятнее. Bethesda вновь сделала огромный и густонаселённый мир, в котором есть куда пойти и чем заняться, а если остановиться, то теперь в игру введён режим крафта и модификации оружия. Так что даже из пистолета можно теперь сваять мегаружьё с большим уроном. Кроме того, можно создать собственное поселение, так как ещё доступен фарминг и строительство. Хорошо это или плохо - решать вам. Несомненным плюсом 4 части можно назвать напарников. Каждый из них, будь то журналистка Пайпер, или угрюмая девушка-наркоманка Кейт, или синт-детектив Ник Валентайн - обладает уникальным характером, с каждым из них можно развить отношения, порой даже любовные(даже с собакой). Каждый из них по-разному реагирует на действия героя, а придя с Выжившим в какое-нибудь поселение, они не будут стоять столбом за вашей спиной, а тоже найдут себе дело. Почти у каждого из них имеется личный квест, доступный, если развить достаточно отношение с этим персонажем. Кроме того, "Беседка" улучшила визуал(влезать в Силовую Броню теперь - эстетическое удовольствие) и вообще неплохо поработала над геймплейными аспектами игры.

А теперь о плохом. Как я уже говорил, диалоги в игре - ужасны. Выживший может несколько раз поменять настрой диалога от хорошего, до грубого, и вновь снисходительного. Квесты, хоть и попадаются интересные, но вот способы их решения - весьма очевидные. И решения их порой ни на что особо не влияют. А к концу сюжета невидимая рука словно держит игрока за руку, подводя его к той концовке, которая его как будто бы ждёт за поворотом. Сюжетно Fallout 4 - линеен. SPECIAL не влияет на стиль игры совершенно никак, а навыки лишь только влияют на действия: взломать там дверь или разобраться с терминалом. Исходя из этого, вывод один - в игре отсутствует полноценный отыгрыш игрока, чем и славилась серия Fallout. Ну и наконец DLC под названием Creation Pack - этим DLC "Беседка" показала, что моддинг для них - это очередной способ срубить бабла с игроков(при том, что остальные DLC, особенно сюжетные, вроде Nuka-World или Far Harbor, совсем неплохие для такой игры).

-13

Пару слов скажу о Fallout Shelter и Fallout 76. Sheltet - это игра в жанре castle на Android и IoS, где игрок может создать собственное Убежище и следить за его жизнеспособностью. Что же касается Fallout 76 - то это многопользовательский action-rpg в открытом мире, заточенный на исследовании этого самого открытого мира. Да, "Беседка" вновь неплохо проработала мир, однако квесты однообразные, типа "подай-принеси", весьма мерзкий светофильтр и тупой ИИ компьютерных болванчиков. При этом, шутерная механика на высоте, как и положено Action-RPG.

-14

Что хочется сказать по итогу. Конечно, сейчас серия больше мертва, чем жива, поскольку Fallout 76 утратил общий смысл и направленность игры. И почему: "Война никогда не меняется"?

Главный герой игры - личность, влияющая на мир вокруг него. В серии Fallout главное слово, присущее практически всей серии - это слово "конфликт". На протяжении всей серии, главный герой, будь то Выходец из Убежища, или Избранный, или Курьер, решали конфликты, исходя из собственных решений. Постапокалипсис в большинстве произведений - это мир, полный отчаяния и уныния. Местные обитатели давным-давно свыклись со своей судьбой и не могут решить конфликт с другими обитателями по причине своей инертности. Именно исходя из своих личных соображений, игрок и решает конфликты. Неважно, какого он масштаба: кому будет принадлежать Джанктаун или же кто сдал жену Буна в рабство Рейдерам? Герой существует в мире Fallout именно для того, чтобы решить тот или иной конфликт. Параллельно с этим, серия Fallout показывает природу человеческой сущности. Несмотря на то, что человечество не было уничтожено полностью, оно продолжает придумывать или создавать конфликты с другими, вместо того, чтобы сплотиться и возродить цивилизацию. Всегда будет тот, кто против проекта "Чистота" или найдётся очередной Создатель, решивший, что уничтожение людей и заселение Пустоши Супер-Мутантами - это светлое будущее. Не будет мира между гулями и элитой из Башни Тенпенни. Не будет консенсуса между синтами и людьми. А НКР всегда будет воевать с Легионом Цезаря. Человеческая сущность склонна к войнам, и она стремиться уничтожить всё чуждое ей, вместо того, чтобы разобраться и понять что-то новое. Война. Война никогда не меняется!

Спасибо вам за то, что дочитали эту длинную статью до конца! Подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии,ч то для вас значит серия "Fallout". До новых встреч!

#Fallout #RPG #постапокалипсисигры #культовыеигры