Найти в Дзене
O K

Сакральный храм Спаса на Крови (Воскресения Христова)

В России так исторически сложилось, что самые красивые архитектурные памятники - это культовые сооружения, которые имеют сакральное значение.

Сказочно красивый храм Воскресения Христова на канале Грибоедова в Санкт-Петербурге связан с трагической историей. Он больше известен как храм Спаса на Крови, поскольку был фактически построен на том самом месте, где кровью истекал смертельно раненый император Александр II 1 марта 1881 года.
Тема Воскресения Спасителя ассоциативно связана с судьбой Александра II и отражена во всех деталях храма Спаса на Крови - от архитектурных приёмов - до художественного оформления. Фасады собора украшает свыше 160 мозаичных композиций, икон и вставок, а по периметру здания установлены барельефы из норвежского темно-красного гранита с начертанными на них основными деяниями Александра II.
В западной части Спаса на Крови находится колокольня, выдвигающаяся в русло канала. Она расположена над местом смертельного ранения Александра II.

Архитекторы при возведении храма Воскресения Христова включили в его интерьер часть окровавленной мостовой, на которой свершилось страшное злодеяние. О самом покушении я подробно рассказывала в своей предыдущей статье "Храм Спаса на Крови - величественный памятник трагически погибшему царю-освободителю".

Часть обагрённой кровью императора мостовой расположена ниже уровня пола, под драгоценной сенью, установленной в 1907 году.

Шатровая сень создана по рисунку архитектора Альфреда Парланда в виде художественно оформленного навеса на колоннах, символизирующего собой покров или защиту печального места покушения на императора. Для её создания мастера Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабрик и Колыванской шлифовальной фабрики использовали лучшие образцы отечественных поделочных камней – родонита и различных видов яшмы.

Для отделки храма были привлечены лучшие художники, камнерезы, мозаичисты, керамисты и эмальеры. В убранстве храма принимали участие и отечественные мастерские, и заграничные фирмы.

Каменный пол храма представляет собой мозаичный "ковер", созданный из красочных сортов итальянского мрамора в Генуэзской фирме «Нови». Поверхность пола площадью более 600 квадратных метров покрывает мозаика из сорока пяти практически не повторяющихся узоров, собранных из десятка видов камня различных расцветок.

Там же, в фирме «Нови», из итальянского мрамора нежных пастельных оттенков был выполнен иконостас. Царские врата для иконостаса изготовлены фирмой «Товарищество Хлебников И.П., сыновья и К°» из серебра на металлическом каркасе, с эмалевыми изображениями евангелистов и Благовещения на золотом фоне.

Обрамляют царские врата столбики, украшенные 12 миниатюрными иконами афонских святых. Первоначально образы предназначались для ковчега дарохранительницы храма Христа Спасителя в Москве, но по решению Александра III были переданы храму Воскресения Христова.
Прототипами образов стали фресковые изображения святых одного из Афонских монастырей в Греции. Иконы исполнены в 1861 году в мастерской Академии художеств.
Об истории строительства Спаса на Крови (его возвели при Александре III - сыне Александра II, а освятили уже при Николае II - внуке трагически погибшего императора) можно прочитать в моей предыдущей статье или на
сайте храма.
Открытие Спаса на Крови затянулось из-за масштабных и трудоёмких отделочных работ. Даже по фотографиям видно, что храм богато отделан как снаружи, так и внутри.

В убранстве храма особое значение имеют мозаичные иконы киотов "Святой Александр Невский" и "Воскресение Христа" , созданные по эскизам художника Михаила Васильевича Нестерова. Они набраны смальтой "отражательного огня". Такие плитки состояли из нескольких оттенков одного тона, переходящих один в другой и имели пёструю окраску с прожилками.
Икона "Воскресение Христа" символична и связана с названием храма-памятника трагически погибшему Александру II. Я уже упоминала в начале статьи, что Спас на Крови носит название Воскресения Христова.

-10

Самым удачным эскизом Нестерова искусствоведы называют изображение святого Александра Невского, связанного с тезоименитством Александра II. На иконе Нестеров изобразил Благоверного князя в доспехах, отрешённого от всего земного, молящегося у горящих свечей в домовой церкви. Романтические экскурсоводы рассказывают, что блеск доспехов и тепло горящих свечей придают иконе национально-лирический колорит.

Все посетители Спаса на Крови могут осматривать интерьеры храма как самостоятельно, так и в составе группы в сопровождении экскурсовода. Экскурсионное обслуживание входит в стоимость входных билетов в храм-памятник.
Спас на Крови - это, безусловно, не только храм-памятник, но и музей мозаики. Общая площадь мозаичной коллекции превышает 7 000 квадратных метров. Все направления русского и европейского мозаичного искусства конца XIX – начала XX веков органично вошли в коллекцию Спаса на Крови.
Подробнее
о мозаичном убранстве храма я напишу в своей следующей статье.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.