Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Как подойти к этюдам Шопена?

Есть русская пословица: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

Фото Enzo Lo Presti на Unsplash.
Фото Enzo Lo Presti на Unsplash.

С технической точки зрения красота двадцати четырёх этюдов Шопена (не включая «Trois nouvelles», трёх этюдов без опуса, с которыми выходит двадцать семь в общей сложности) заключается в том, что каждое произведение имеет единственную цель и целый мир само в себе. В музыкальном плане они являются замечательными достижениями, потому что техническая «проблема», присущая каждому из них, во всех случаях поставлена ​​на службу великолепной музыкальной идее. Это этюды, но не просто упражнения — это концертные произведения высочайшего качества.

Мне не нравится думать о каждом этюде просто как о технической проблеме. Я думаю, будет полезнее признать, что это презентация технических возможностей. «Посмотри, на что способен этот инструмент, — говорит Шопен, — если только ты сам тоже на это способен».

Видео: «Daniel Barenboim – Chopin: Étude Op. 25 No.1 in A flat Major (Live from Pierre Boulez Saal, 2020)».

Ключ к решению этих задач на самом деле заключается в первоначальном подходе и предчувствии. В каждом из этих этюдов действует некий общий принцип, и как только этот принцип будет понят, вы сможете начать преодолевать все трудности.

Лучше всего действовать очень медленно и методично. Есть множество фортепианной музыки, в которую лучше всего погрузиться с головой и только потом начинать задавать вопросы, но эти произведения не такие.

Некоторые этюды, особенно самый первый (ор. 10, № 1) и самый последний (оп. 25, № 12) — по сути являются moto perpetuo («вечным двигателем») в определённом стиле фортепианного движения. Этот особый способ обращения с клавиатурой становится единственной неизменной технической задачей пьесы. Ор. 25, № 1 на видео выше, «Эолова арфа» — тоже такой.

Размер и форма пальцев и кистей рук пианиста будут факторами, определяющими подходящую технику, но я на самом деле придерживаюсь точки зрения, согласно которой для любого конкретного человека существует в значительной степени один правильный способ сделать это. И целая куча неправильных способов.

Итак, в случае подобных этюдов вы смотрите на то, что требуется для основной части, и тщательно выясняете, как это сделать. Два вышеупомянутых этюда имеют ярко выраженные двухтактовые построения с самого начала. Когда эти два такта почувствуют себя в ваших руках хорошо, остальная часть пьесы последует за ними в ближайшее время. Пока они не освоятся, нет смысла продолжать!

В других этюдах технический акцент встроен в более сложный контекст. Примеры включают op. 10, № 5 и поистине ужасающий op. 25, № 6.

Видео: «Daniil Trifonov – Etude in G sharp minor, Op. 25 No. 6 (first stage, 2010)».

Каждый из них вовлекает правую руку в какое-то садистское напряжение, а также предъявляет значительные требования к сопровождающей левой руке. В этих случаях важно изолировать одну проблему от другой, пока не наступит подходящий момент, чтобы они встретились.

Разумеется, неплохо послушать несколько хороших записей, чтобы сориентироваться. Помните, что с этими пьесами до абсурда легко поторопиться, и что многие молодые пианисты берутся за эти этюды прежде чем они действительно будут к этому готовы. Чтобы преуспеть в музыке такой специфики и интенсивности, также чрезвычайно важно, чтобы пианист знал, как эффективно практиковаться в целом.

По материалам публикации (англ.).