И зачем вообще к нему ехать, если не собираешься с него никуда уезжать? Хотя что это я, с этим как раз все просто: вокзал ведь не просто утилитарное здание, в "правильном" городе вокзал — его визитная карточка, практически ворота.
Будет ли желание зайти в парк, если парковые ворота заржавели и висят на одной петле? А ведь многие годы в Иваново с железнодорожным вокзалом все примерно так и было:
Позорище для 21 века. Гнетущее впечатление от темноты и холода. Необжитой, неуютный, мрачный. Советский не в смысле истории, а по возрасту отделки и последнего ремонта. Убогие сидушки-сеточки в огромном пустом помещении. Быстрее проскочить и не видеть.
Это не я сказала, я раньше никогда там не бывала и потому, увидев вокзал Иваново современным, опешила от контраста между много раз слышанным и лично увиденным. И даже, знаете что? Эта статья, пожалуй, для того конкретного человека мною сейчас и пишется.
Разумеется, не считая тебя, мой дорогой и верный подписчик!))
Во-первых, ты все таки должен знать его историю и ценность даже в том виде, какой был до 2018 года, когда началась его реставрация и частичная реконструкция.
Иваново-Вознесенск. Текстильный центр Российской империи, заработавший революционную репутацию еще в 1905 году, когда в нём появился первый в стране общегородской совет рабочих депутатов (его создали в начале 72-дневной забастовки для переговоров с фабрикантами). В 20-е годы прошлого века оплот рабочего класса, Красный Манчестер. Мог ли город, отмеченный самим Лениным,..
…во время превращения из заштатного индустриального в центр огромной промышленной области застраиваться в «мещанском» стиле предыдущего века? Какой модерн с классицизмом, когда авангард следовало внедрить во все сферы жизни, включая строительство?
Иваново для такого эксперимента подходило идеально, потому и живет в наши дни этаким заповедником конструктивизма, один из «экспонатов» которого – железнодорожный вокзал. Он был одним из первых (если не первым) конструктивистским вокзалом и единственным таким крупным образцом этого стиля. Достроили и сдали его в эксплуатацию в 1932 году. Вот только конструктивизм был так революционен, стремителен и внезапен, что очень много опасных проблем выявлялись только после начала этой самой эксплуатации.
Плоская кровля, как и у многих зданий начала эпохи конструктивизма, делалась по примеру Европы, вот только климат там был совершенно другой, не ивановский. Зимой на крыше с рестораном начал в стращшных количествах накапливаться снег, что угрожало обрушением. Выявились проблемы водоотвода, и, как у многих зданий тех времён, кровлю переделали в более подходящую региону.
Тогда же, в 50-е, в совершенно безопорный огромный зал поставили колонны, а потрясающе красивые витражи на фасаде заменили стеклом крупнее и проще. Не из экономии, просто мелкие витражные не выдерживали ветровые нагрузки, и стёкла иногда вылетали внутрь зала, что грозило травмами. Зимой они ещё и промерзали, что приводило к дополнительным проблемам с отоплением этой махины, с видимостью, с обледенением и с каплями сверху.
1980 – год Олимпиады, активного иностранного туризма по Золотому кольцу и – очередной реконструкции вокзала в Иваново.
Но, пожалуй, хватит истории, я же хочу показать сегодняшний день, поэтому – во-вторых. Хотя… Ладно, во-вторых у меня не находится,потому что с 80-х годов, когда к этому достоянию Иваново и страны в целом последний раз прикладывали руки, можно было уже не единожды его судьбой и озаботиться.
Зато у меня есть "в-третьих" в виде возражения самой себе: до 21 века, возможно, не было тех материалов и технологий, которые были использованы и применены сейчас. А сейчас получилось нечто совершенно замечательное: вроде бы ничем не нарушенное, но в то же время совсем иное — воздушное и лёгкое — пространство Голубого зала. Колоннам и частично стенам добавили "ситцевый" орнамент 1930-го года, несколько высветлили сам цвет голубого зала, избавив его от былой мрачности.
Сделали вокзал чуть-чуть музеем…
...и чуть-чуть культурным выставочным пространством.
Вместо убогих "сеточек" теперь эргономичные деревянные скамьи с необходимым сегодня удобством — usb-розетками.
Гипсовые барельефы заменили точной копией из более стойкого стеклофибробетона.
Несмотря на размер и высоту зала, освещение сделали таким, что оно позволяет читать не только с экрана телефона, но и обычные бумажные варианты прессы и книг.
Лежавшую на полу метлахскую плитку, уже не подлежавшую реставрации, заменили на новую, но практически не отличимую от оригинала. А вот мозаики очень бережно отреставрированы.
Что до Красного зала, то в нем теперь неизменными будут только стены и революционные картины из прошлой жизни вокзала.
Современная его жизнь — сменяющие друг друга выставки, арт-резиденции и иные культурные события. Вот как то, что готовили во время нашего визита в Иваново.
В завершение несколько саморазоблачений автора
Я очень долго писала эту статью. Наверное, потому, что не принимаю душой конструктивизм. Он чужд мне настолько, что от постоянной жизни в Иваново я бы зачахла, задавленная его блоками, углами и бетоном.
Но когда пишешь для тебя, читатель, перестаёшь воспринимать увиденное только через собственные эмоции, порой интерес рождается прямо в процессе, и в этот раз история железнодорожного вокзала в Иваново не раз ещё напомнит мне об этом интересе… Я это почти знаю.
Поездка в Иваново организована Союзом городов Золотого кольца и Комитетом по культуре Администрации города Иваново.