Знаете, как определить хорошую книгу? Она всегда что-то меняет в жизни читателя. В целом это особенность литературы для детей и подростков – ведь их авторы не имеют права оставить ребёнка без надежды. Это всегда действие, всегда поиск выхода.
История неспроста знает времена большого исхода писателей в литературу для детей и подростков. Не говоря уже о книгах YA – Young Adult, книги для молодых взрослых, вообще всегда сплошной экшн. Но даже здесь есть особенные книги – они не просто заставляют задуматься или предлагают решение проблемы. Они написаны теми, кто создаёт книжную реальность, меняя собственную жизнь. Иначе откуда бы все эти авторы знали одно: случайностей не бывает?
Анна Вольтц. Гипс
Фитц просто была очень зла на маму. Иначе бы ей не пришло в голову разрисовывать себе лицо фломастером, папа бы не разволновался, с сестрой не произошёл несчастный случай, и...
И вот Фитц в больнице, с фальшивым гипсом на руке, в полном изумлении от того, что творит, в окружении новых друзей и в шаге от первой любви.
А ведь казалось бы, что может быть хуже: родители разводятся (да ещё и объявили об этом прямо на Рождество), у сестры травма пальца, мама ведёт себя как эгоистка, а папа как будто у него вообще нет характера.
Так вот: когда на нас сваливаются тридцать три несчастья, на самом деле это одно. Что-то, после чего уже всё представляется в чёрном свете, и мы уже не замечаем, что погорячились. На самом деле всё не так, как нам кажется. Но чтобы понять это, нужно просто свернуть в сторону. Обратить внимание на кого-то ещё, потому что на самом деле все мы нужны друг другу. Любовь, дружба – всё так и работает.
Шурд Кёйпер. Бред какой-то
Салли Мо – трудный подросток. Она скрывается от мира в книгах, потому что люди не только не понимают друг друга, но даже не стараются, делая вид, что всё в порядке. Книги, как известно, пишутся теми, кто не нашёл в реальности то, что искал, и Салли Мо выбирает не говорить, а читать.
Если бы не запрет доктора Блума читать, она так никогда и не узнала бы, что родилась писателем. Книги, как известно, пишутся теми, кому есть, что сказать, но для этого нужно общаться. Как иначе Салли Мо встретила бы всех тех ребят, которые стали героями её романа, каждый со своей историей?
Дневник, который обещал быть скучным нытьём подростка становится захватывающим романом.
Елена Соковенина. Импровизаторы. Саквояж мадам Ренар
У Феди Летнего и Льва Берёзкина всё пошло не так. Они не знают, куда деваться после школы. Честно, похоже, эти парни из тех, кто вряд ли на что-то годится: всех критикуют, в офисе работать не хотят, рассуждают один о литературе, второй о собственном бизнесе, грезят о каком-то новом справедливом мире... Типичная молодёжь, двадцать лет, а всё как дети. (Кстати, а вы знаете, что канадские социологи продлили подростковый возраст до 27 лет?)
И вы не поверите, но сто с лишним лет назад в Америке произошла точно такая же история.
Две пары героев, два времени, две страны – так сколько же тут историй? Две или всё же... один и тот же сюжет в разное время в разных декорациях?
Итак, план был дурацкий. Что у Феди/Джейка – сбежать из дома в поисках приключений (святая наивность, книжный мальчик), что у папы-изобретателя (ещё один книжный мальчик, а ведь у него взрослый сын!). Но налицо и верный плюс. Чтобы что-нибудь произошло, нужно просто выбраться за пределы привычной реальности. И уж тогда обратного пути нет. Придётся импровизировать.
Сара Пеннипакер. Пакс
Есть люди, которым очень сложно возражать родителям. Отец Питер несомненный авторитет, да ещё потомственный военный – попробуй тут возрази. Но однажды на его пути встанет маленький лисёнок-сирота, и станет мальчик и его лис, лис и его мальчик. Мальчик вырос и теперь сам выбирает свой путь и возражать бесполезно.
Просто однажды случится что-то, что окажется важнее всех страхов и тревог. И вы всё-таки сделаете то, что должны – шаг за шагом.
Сара Пеннипакер. Пакс. Дорога домой
Сара Пеннипакер как никто умеет творить реальность: ведь только в реальной жизни так перемешаны боль и счастье. Питер принял нелёгкое решение, отпустил Пакса жить своей жизнью, но они снова движутся навстречу друг другу.
Лесные реки отравлены войной, и это сделали люди. Друг – тот, кто не подведёт в минуту опасности, и Питер именно такой. Он последний из людей, кому ещё верит лис, чьё имя означает «мир». Питер не знает, сможет ли он помочь. Он просто должен.
Нина Дашевская. Поиск звука. Творогов
Иван Творогов, сын актёров, профессиональный двоечник. Он хочет одного: чтобы оставили в покое. Зачем гнаться за всем этим шумом? Неужели это так много – простая скромная жизнь, книги, прогулки, разговоры?
Но, во-первых, у Ивана есть друзья, родители, те, кого он считает близкими. А во-вторых, кто угодно может до поры ничего не хотеть, пока не услышит свой звук – звук своей жизни.
Поиск своего звука – это и есть то, что делает нас самими собой. Тот, кто его услышал, обретает силу.
Ну как, нашли что-то для себя?
#литература #книги #young adults #книги для подростков