Найти тему
Дмитрий Новиков

Дети и учителя приходят в школу

Я ребёнок. Мои старшие друзья в прошлом году пошли в школу. Я хочу быть со своими друзьями. Я хочу пойти в школу, в которой мои друзья.

Я родитель. Я хочу самого лучшего своему ребёнку. Я хочу, чтобы у него была самая лучшая школа. Школа, где он будет счастлив. Школа, где он станет умным. Школа, где у него будут друзья.

Я учитель. Я хочу учить детей интересно, свободно. Я хочу, чтобы у детей был выбор. Я хочу, поддержать детские увлечения. Я хочу, чтобы знания приносили радость и мудрость.

Очень разные люди. Разным людям нужны разные школы. Школы, в которых они живут сообща. Учитель хочет принести в школу знания, а приходит вместе со своим стилем жизни: все его уроки окрашены его речью, его жестами, его шутками. Родители приводят детей в школу, желая познакомить их с основами современных наук, искусств, желая научить их говорить на современных языках, говорить на современные темы, но родительские желания могут не замечать потребности детей, потребности, которые формируются, образуются дома, в общении с родителями, родственниками, друзьями, в школе, в совместной деятельности сверстников, в общении с учителями. Образуются потребности, образуются способы их удовлетворения. Человек получает образование, чтобы стать самим собой, чтобы образоваться самому.

В школе, где каждый родитель — яркая уникальная личность, где у детей ярко выраженное личностное начало, важно собрать учителей, у каждого из которых своё лицо, своё особенное дело, своя удивительная жизнь. Человек воспитывается человеком, личность воспитывается личностью.

Ты увлечён математикой и историей языков? Тебе интересны явления природы, ты любишь эксперименты, ты знаешь, в какие формулы превращается то, что ты наблюдаешь, понимаешь, описываешь? Тебя увлекает возможность быть на лугу, в лесу, на берегу реки, ты видишь живое повсюду, даже заглядывая в микроскоп? Ты любишь читать и говорить о прочитанном? Ты любишь писать, снимать, создавать? Тебя влекут лаборатории и открытия? Тебе нравиться заниматься спортом? Но ещё больше тебе нравится делиться своими увлечениями с людьми, с маленькими детьми? Ты и твоё дело увлекает подростков? Знай, тебя ждут в школе. Ты и есть современная школа. Расскажи о своих увлечениях. Покажи свои увлечения.

Мы знаем учителей, которые не рассказывали о себе, но о них рассказали ученики. Историю Сократа поведали Платон и Ксенофонт. А вот Антон Семёнович Макаренко, Василий Алексадрович Сухомлинский, Шалва Александрович Амонашвили писали сами. Сказки об умной, доброй и красивой школе написала и моя учительница, Лидия Николаевна Русакова. Какую книгу напишет директор современной школы? Какую школу он создаст для детей, родителей и коллег?

Школы должны быть разными, чтобы каждый мог выбрать свою. Когда мы читаем и смотрим, то всегда видим чуть приукрашенный мир. Это нелицемерие. Важно встречать человека улыбкой и добрым словом, даже тогда, когда на душе нелегко. Важно прибрать и украсить дом к приходу гостей. Важно беречь честь и сохранять достоинство человеческого лица. Стремление к справедливости чревато гримасой ненависти. Милосердие, добросердечность встречает тебя мудрой улыбкой на лице красивого человека.

Сердце сжимается, когда видишь, как учителя винят в своих неудачах «слабых» учеников, учеников без должной остроты ума. Досадно, когда директор школы думает, что с командой «таких» учителей не достигнешь высоких целей и больших результатов. Чужие цели, чужие мечты и даже государственные задачи — это ориентиры чужого пути. Образование человека — это частное, очень личное дело. И как бы кто потом не поднимал на знамёна и не защищал как святыни имена и лики великих учителей, я помню, что Сократа казнило государство, Макаренко преследовался Крупской, Сухомлинский объявлялся проповедником мещанского идеализма, сторонником буржуазной теории свободного воспитания и подавлялся руководством академии педагогических наук, Амонашвили печатался на всех языках, кроме родного грузинского, как Лидии Николаевне предлагали закрыть школу и запретили называться гимназией.

Ученики уже пришли в школу. Родители их уже привели. Спросите родителей и внимательно выслушайте. У них есть потребность, и они выбрали именно вас. Разговаривайте с детьми. Дайте им возможность сказать своё слово, задать свой вопрос, найти свои ответы, встретиться со своим неизвестным. Ученик пришёл играть, а в школе узнал, что есть мир математики, мир со своими правилами, законами, которые можно понять, постичь. Потому что в школе есть математик, и он учитель. Ученицу интересовали книги и иностранные языки, а в школе она увлеклась спортом, ей стали интересны тренировки, соревнования, преодоление и воспитание себя. Потому что в школе есть человек, увлечённый спортом, и он учитель. А есть ученики, которые пришли именно к вашей учительнице биологии, потому что она интересная, красивая, живая и очень весёлая. В девятом классе ваши ученики увлеклись театром. Может быть, потому что к вам пришла новая учительница литературы? А может быть, потому, что вы сами, как Антон Семёнович, увлечены театром и готовы, отложив на время свои административные обязанности, писать пьесы, ставить спектакли и даже играть на сцене вместе с детьми?

Как собрать коллектив? Как учителю дать возможность быть лучше?

Первое условие — это заработная плата. Все мечтают о деньгах, да и сами деньги порождают новые мечты и фантазии. Сотни страниц написаны, исследованиями доказано, что деньги не единственный и не главный мотив в труде человека. Я соглашусь, просто начните с него, с этого простого неглавного мотива. Заработная плата позволит учителю быть не просто учителем, а быть человеком, содержать семью, быть заботливым сыном для родителей и отцом для многочисленных детей, или быть заботливой дочерью для своих родителей и ласковой мамой для своих детей. Заработная плата позволяет не только жить интересной жизнью в школе, но и жить интересной жизнью в свободное время: читать новые книги, знакомиться с новыми экспериментами и открытиями, заводить и поддерживать дружбу с интересными людьми, учиться на курсах тому, что появляется в современной жизни.

Второе условие — это дать возможность учителю быть с детьми. Готовы ли дети ходить с учителем в поход? Будет ли это спортивный туризм, изучение географии, естественнонаучная экспедиция, выход за новыми впечатлениями? Есть ли у похода результат за его пределами? Если да, то дайте возможность детям ходить в поход с учителем, которому они доверяют. Сколько нового и интересного можно узнать, посещая с учителем театры, выставки и музеи. Пойдут ли дети за вашими учителями в музей? Дайте возможность учителю быть с детьми за пределами школы. Готовы ли дети с вашими лучшими учителями по тому или иному предмету ездить на заключительные этапы школьных соревнований? Дайте учителям возможность привезти детей на финал интеллектуальных соревнований и конкурсов. Готовы ли ваши учителя вместе с детьми вести блоги, снимать кино, на вновь созданных сайтах рассказывать или сочинять увлекательные истории? Дайте возможность детям быть актуальными, интересными, умными, светлыми вместе со своими учителями в информационном пространстве.

Третье условие — это сделать то, что получается лучше всего. Не гонитесь за ветром, вы его никогда не догоните. Дети не ищут маму и папу лучше тех, что у них есть сейчас. Давайте и мы будем работать с теми детьми, которые пришли именно к нам. Давайте дадим возможность учителям быть самими собой, пусть у каждого из них будет возможность уйти, чтобы создать свою школу, и будет возможность прийти, чтобы именно с вами стать лучше. Как ребёнку нужен свой детский коллектив, так учителю нужен свой ансамбль единомышленников, коллег. Чтобы зазвучала педагогическая симфония, надо собрать педагогический оркестр.