Найти тему
Summarylib.ru

«Яжематери», которым все должны, и пророческий роман Стругацких. Если ли связь?

Сколько в сети мемов на эту тему! Но прежде я не очень понимала о чем идет речь. Пока самой не довелось столкнуться с «яжматерью». Хотя внешне она оказалась совсем не похожа на безумную хабалку из мемов.

Вот как все было. Поезд ехал на юг. Мне попался старый купейный вагон без кондиционера. Жара. Духота. В большинстве купе окна закрыты наглухо и не открываются. Единственная отрада – приоткрытое окно в коридоре, последнее перед тамбуром. Благодаря ему в вагоне хоть как-то можно дышать. Неожиданно к нему подходят девушка с парнем и парень закрывает окно.

Удивившись, я спросила, зачем они это делают.

Девушка с тонкой улыбкой пояснила: они едут с маленьким ребенком и боятся, что от сквозняка в вагоне он простудится.

- Позвольте, но ваше купе довольно далеко от этого окна, к тому же вы можете закрыть дверь?

- Но тогда нам будет душно, - тихо и скромно пояснила девушка.

- Простите, вы сейчас закрыли единственное окно и сделали душно всем в этом вагоне!

И вот тут я услышала эту сакраментальную фразу. Все так же тонко улыбаясь и глядя на меня, как на больную, девушка пояснила, что она МАТЬ, и если бы я была МАТЕРЬЮ, то… Ну, вы поняли.

Девушка не была наглой хабалкой (именно так иногда изображают «яжематерей»). Она была довольно милой и воспитанной. Но ее крайний эгоизм, спокойная уверенность в том, что ради воображаемого удобства ее ребенка десятки людей обязаны поступиться своими интересами и здоровьем, меня поразили.

У меня самой на тот момент было двое детей – четырех и восьми лет. За все время своего материнства – начиная с беременности – мне ни разу не приходило в голову бесцеремонно манипулировать людьми. Откуда же у этой девицы появилась такая убежденность, что ее материнство – это уникальный природный феномен, которому все окружающие обязаны не просто сочувствовать, но поклоняться?!

А потом мне вспомнилось книга братьев Стругацких: «Отягощенные злом». Стругацкие писали много социальной фантастики, зачастую поднимая этические вопросы, которые с течением лет не теряли актуальности, а, напротив, приобретали все большую глубину и сложность.

Так, в книге «ОЗ», они поднимают вопросы воспитания – и вскольз – традиционного материнства. Согласно Стругацким, по мере роста технологических успехов цивилизации, люди будут уходить все дальше от биологически естественного, животного состояния, и начнут воспринимать отдельную человеческую личность как уникальный феномен. Будут ценить личность, вкладывать больше творческих усилий в ее развитие, воспитание, обучение. Общество усложняется, запросы к навыкам и умениям людей растут – соответственно, чтобы создавать человека будущего, недостаточно просто его родить, накормить, дать пару родительских подзатыльников, отдать в школу, где его как-нибудь образуют… Нет. Чтобы воспитать человека будущего – здорового, сильного, умного, знающего, успешного и счастливого понадобятся усилия не только родителей, учителей и нянек – понадобятся учителя-творцы. Профессионалы. Мастера. Креаторы.

Эта тема сквозит во многих книгах Стругацких: «Полдень XXII век», «Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер». В мире Полдня – Земле будущего детей воспитывают в школах-интернатах. У родителей нет достаточно знаний, чтобы правильно сформировать личность ребенка – они увлечены и заняты своей работой. Растить детей – искусство, которое не каждому можно доверить.

-2

Тем не менее, дабы не впасть в тоталитаризм, Стругацкие мельком дали в романе «ОЗ» образ людей, которые даже в этой системе координат, свое потомство воспитывают и растят самостоятельно. Они назвали их «неедяками-воспитателями». «Неедяки» - это такие запоздавшие к эволюции, не принявшие ценностей будущего люди. Вот как авторы их описали:

«Всю жизнь и всё своё время они посвящают воспитанию своих детей и совершенствованию своей семьи вообще. Они почти не участвуют в процессе общественного производства, они замкнуты на свою ячейку, они отдельны. Это раздражает. В том числе и меня. Однако я понимаю осторожность Г.А., когда он отказывается дать однозначную оценку этому явлению. Рискованный эксперимент, говорит он. Если бы это зависело только от меня, я бы, наверное, не разрешил его, говорит он. А теперь нам остаётся лишь ждать, что из этого получится, говорит он. Очевидно, что получиться может всё, что угодно. Пока известны дети «неедяк-воспитателей» и вполне удачные, и не совсем чтобы очень».

Глядя на феномен «яжматери», больше всего удивляет, что рядом не присутствуют феномены «яжотцов», «яжженщин», «яжпенсионеров» и так далее. Ведь если говорить об эгоизме, то эта черта свойственна практически всем нам, а уж найти на улице агрессивно или нахально ведущих себя людей не составит труда.

Но почему-то в социуме сформирован именно такой образ. Материнство явно выделяется. По отношению к ним в последнее время сильно возросла требовательность даже у специалистов: психологи, психитары, педагоги нагружают матерей непосильной ответственностью. И сами женщины начинают воспринимать материнство не как что-то естественное, а как некую особую миссию. Дар. Или призвание. Которое дано не всем. Рождение и воспитание даже одного ребенка воспринимается уже чуть ли не как подвиг. А многодетных матерей с 80-х годов даже орденами за это награждают (а ведь еще в начале 19 века среднего размера семья в России имела 5-6 детей, и это было нормой). С другого конца этого феномена – движение чайлд-фри, женщин, которые отстаивают свое право оставаться бездетными.

Образ материнства из чего-то с одной стороны простого и естественного, а с другой – окруженного чуть ли не религиозным сиянием, превращается в некий особый социальный феномен.

Возможно, именно таким надвигается на нас будущее, описанное Стругацкими. Как вы думаете, друзья?

Как пример того, как рассматривают материнство современные психологи и психиатры – вот две интереснейшие книги (по ссылкам доступны саммари) на эту тему:

«Нелюбимая дочь. Как оставить в прошлом травматичные отношения с матерью и начать новую жизнь» Пег Стрип

-3
В обществе бытуют представления о безусловности материнской любви, однако существуют матери, которые калечат психику своих детей, и это вовсе не редкость. Попытки нелюбимых дочерей раскрыть жестокую правду натыкаются на недоверие и обвинения в неблагодарности — ведь их обеспечивали всем необходимым! Травмы, полученные в детстве, ломают судьбы женщин. Но плачевную ситуацию можно изменить — если верить в себя и следовать рекомендациям, приведенным здесь.

«Требовательные матери, взрослые дочери. Путь к отделению, свободе и вдохновению» Карен Андерсон

Отношения с матерью у большинства взрослых складываются непростые. Кто-то с этим мирится, кто-то борется. Эта книга — сборник практик и методов, с помощью которых вы сами сможете поработать над исправлением токсичных отношений, чтобы наконец ощутить свободу и обрести власть над собственной жизнью.

#психология женщин #психология жизни #актуальный вопрос #социум