Найти тему
Живопись

Из тени Айвазовского: художник Лев Лагорио

Первым учителем художника Льва Феликсовича Лагорио был непревзойденный Айвазовский. Что и предопределило выбор в пользу маринистики как основного направления творчества. Однако, страсть к исследованию новых жанров и стилей буквально «спасла» потомка сицилийского дипломата от безвозвратного попадания в тень наследия наставника. Создание портретов и жанровых зарисовок занимало его ничуть не меньше, пусть и не было приоритетом карьеры.
Лагорио Л. Ф., «Батум»,1881, холст, масло, 135 x 207 см, Оренбургский ОМИИ
Лагорио Л. Ф., «Батум»,1881, холст, масло, 135 x 207 см, Оренбургский ОМИИ
Лагорио Л.Ф., «Крымский пейзаж»,1891, холст, масло, 96 x 132 см, Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина
Лагорио Л.Ф., «Крымский пейзаж»,1891, холст, масло, 96 x 132 см, Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина

Было ещё кое-что, отличавшее блестящего ученика от гениального учителя. Характеру Лагорио — в известной мере — претила концепция Ивана Константиновича, любившего противоставлять человека и стихию. Будь на то воля Льва Феликсовича — в своих работах он довольствовался бы исключительно мотивами гармонии и красоты. Темой величия природы, тайной совершенства человеческой души...

Лагорио Л.Ф., «Хутор на острове»,1895, холст, масло, 57 x 88 см, частное собрание
Лагорио Л.Ф., «Хутор на острове»,1895, холст, масло, 57 x 88 см, частное собрание
Лагорио Л.Ф., «Аллея пиний, холст, масло, 75 x 99 см, Николаевский художественный музей имени В.В. Верещагина
Лагорио Л.Ф., «Аллея пиний, холст, масло, 75 x 99 см, Николаевский художественный музей имени В.В. Верещагина

Тем поразительнее факт покорения батального жанра. Сумев адаптироваться к запросам клиентов, потратив немало сил на освоение новой творческой стези, Лагорио сумел-таки «подружить» свою кисть с темой ратных свершений. И лишь сам мастер знал, каких усилий это стоило.

Лагорио Л.Ф., «В горах Кавказа»,1879, холст, масло, 75 x 100 см, Харьковский ХМ
Лагорио Л.Ф., «В горах Кавказа»,1879, холст, масло, 75 x 100 см, Харьковский ХМ
Лагорио Л.Ф., «Вид Капо ди Монте в Сорренто», 1860, холст, масло, 76 x 63 см, Тульский ОХМ
Лагорио Л.Ф., «Вид Капо ди Монте в Сорренто», 1860, холст, масло, 76 x 63 см, Тульский ОХМ

Универсальность дарования, а в ещë большей степени — горячая любовь к родным пейзажам, — стала залогом его дружбы с начинающим коллекционером по фамилии Третьяков. Случалось так, что вместо пришедшегося не по вкусу полотна наш герой тут же присылал своему другу новое. И так длилось до тех пор, пока Павел Михайлович не соглашался на предложенный вариант. Не торгуясь, щадя чувства и уважая труд мастера.

Лагорио Л.Ф., «Вид из грота на море, 1870, холст, масло, 34 x 50 см, частное собрание
Лагорио Л.Ф., «Вид из грота на море, 1870, холст, масло, 34 x 50 см, частное собрание
Лагорио Л.Ф., «Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа близ Рима»,1857-1859, холст, масло, 177 x 262 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Лагорио Л.Ф., «Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа близ Рима»,1857-1859, холст, масло, 177 x 262 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

К слову: за полотно «Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа близ Рима», приобретённое Павлом Михайловичем Третьяковым в 1861 году одним из первых, живописец получил звание профессора.

Лагорио Л.Ф., «Кавказский вид»,1889, холст, масло, 72 x 44 см, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Лагорио Л.Ф., «Кавказский вид»,1889, холст, масло, 72 x 44 см, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Лагорио Л.Ф., «Вид городка со стороны реки, 1887, холст, масло
Лагорио Л.Ф., «Вид городка со стороны реки, 1887, холст, масло
Лагорио Л.Ф., «Луна над морем в Крыму, холст, масло. 44 x 38 см, частное собрание
Лагорио Л.Ф., «Луна над морем в Крыму, холст, масло. 44 x 38 см, частное собрание
Лагорио Л.Ф., «Выгрузка пассажирского судна. Лодка в море»,1888, холст, масло, 107 x 107 см, Херсонский областной художественный музей имени А.А. Шовкуненко
Лагорио Л.Ф., «Выгрузка пассажирского судна. Лодка в море»,1888, холст, масло, 107 x 107 см, Херсонский областной художественный музей имени А.А. Шовкуненко

Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться