Найти тему

ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА

Оглавление

Существует множество разнообразных форм групповой терапии.

Критериев, по которым классифицируются группы, огромное количество: стиль ведущего (демократический или авторитарный), длительность (краткосрочная или длительная группа), терапевтический подход (аналитическая, гештальт-группа, группа научения), отношение к эмоциональному возбуждению (поддерживающая или аналитическая), темы (группы для родителей, для переживших развод и т.д.), структура (структурированная или не структурированная)…

Эта статья посвящена работе психодинамической группы: тому, какие задачи в ней могут быть решены, с помощью каких инструментов, как устроен групповой процесс, какими могут быть правила, а также – какое поведение участников может принести им максимальную пользу при участии в группе.

Итак,
психодинамическая группа – группа, в которой психотерапевтическая работа основана на групповой динамике, то есть процессах межличностного взаимодействия участников: учитываются стереотипы взаимодействия людей, распределение ролей в группе, чувства участников друг к другу, значимые моменты в жизни группы, борьба за лидерство, конфликты и способы их разрешения, развитие групповой сплоченности и формирование культуры взаимодействия.

Другими словами – в динамической группе не обсуждаются заранее заданные темы, нет множества упражнений, а основная терапевтическая работа происходит за счет установления и развития отношений в группе, осознания и изменения тех способов, с помощью которых участники в отношениях участвуют и добиваются (или не добиваются) удовлетворения своих потребностей.

Терапевтические факторы:

Основной вопрос, который встает перед потенциальным участником группы – каким образом установление отношений с чужими людьми в группе поможет ему/ей в разрешении проблем «обычной» жизни, которые и заставили обратиться к психотерапии?

Ответ на этот вопрос заключается в том, что практически все проблемы и симптомы - неуверенность, тревога, одиночество - на которые жалуются люди, в основе своей имеют неудачи и провалы в построении надежных и близких отношений.

И, учась взаимодействию, начиная уверенно, свободно и достойно чувствовать себя рядом с другими людьми – мы обретаем надежду и силы для жизни.

Как плохой опыт отношений бросает тень на самооценку и все последующие связи, так и хороший, поддерживающий опыт контакта может изменить отношение к себе, и то место среди людей, которое мы позволяем себе занимать.

Почти любой запрос может быть переформулирован в терминах отношений и проработан в поле отношений - таким образом работа над отношениями в группе может помочь в разрешении различных проблем и вне группы.

Конечно же, участие в групповой работе развивает и коммуникативные навыки – ведь чтобы контактировать с другими участниками, нужно уметь услышать себя, найти форму для самовыражения, сказать другому желаемое, а затем - принять обратную связь, взять из нее подходящее и не принимать близко к сердцу то, что может быть лишним.

Само по себе овладение навыками диалога и работа над эмоциональными сложностями, которые могут диалог сопровождать (стеснение говорить о себе, страх или злость сопутствующие обратной связи, другие чувства, возникающие при общении) – дают новые степени свободы и устойчивости в жизни.

Кроме улучшения навыков межличностного взаимодействия и коммуникации, важными терапевтическими факторами являются возможность открыто выражать свои чувства и принятие в этом, а также соприкосновение с тем фактом, что проблемы и чувства других людей бывают сходны с нашими – это дает переживание связанности с людьми и возможности разрешить свои сложности.

Правила группы:

Терапевтическое действие группы зависит от отношений между людьми, а возможность развития отношений прямо связана с безопасностью и ясностью правил и границ группы, которые очень четко оговариваются:

— Конфиденциальность: что допустимо рассказывать внешним людям из происходящего в группе, а что должно остаться внутри группового пространства.

Как правило, рассказывать можно лишь то, что касается самого человека – его мысли, чувства, действия, вся информация относительно других участников разглашению не подлежит.

— Правила входа в группу и выхода из нее: для открытой (с возможностью прихода новых и ухода старых участников) группы или для тех случае закрытой (с неизменным составом участников), когда кто-то решает ее покинуть.

Так как в динамической группе мы говорим об отношениях, то окончание отношений при уходе участника из группы или начало новых отношений, при входе нового участника – важные события, к которым нельзя относиться, как к чему-то незначительному, это уничтожает саму идею динамической психотерапии.

— Пропуски: допустимы ли пропуски, как и кого предупреждать о них (ведущих или всех участников), оплачиваются ли они и в каком объеме.
Как правило, для закрытых групп может существовать правило оплаты групповой сессии, даже если участник не присутствовал на ней – это делается для того, чтобы его место оставалось «занятым», для подтверждения намерения быть частью группы.

— Стиль общения между участниками: на «ты» или на «вы» обращаются участники друг к другу, допустимы ли нецензурные выражения и т.д.

В каждой группе могут создаваться какие-то дополнительные правила, о которых я не упомянула - в зависимости от специфики группы, ее формата и участников.

Образно можно сравнить границы группы со стенками стеклянной колбы, в которой проходит химическая реакция: чем более сильные процессы происходят внутри, тем более прочными должны быть стенки (границы), и чем чище емкость (яснее правила), тем меньше погрешностей возникнет в реакции.

Ведущие группы:

Ведущие группы, в отличие от индивидуальной терапии, не являются основными агентами терапевтических изменений, они – сопровождают и помогают замечать происходящее в группе, отвечают за безопасность обстановки, помогают участникам в разрешении сложных моментов, а также – удерживают фокус внимания на первоначальных запросах участников и на том, каким образом происходящее в групповом процессе соотносится с поставленными задачами.

На начальных стадиях группы ведущие также оказывают много поддержки – фокусируя участников на происходящем в группе «здесь-и-сейчас», помогая справляться с эмоциональными сложностями, возникающими в контактах, и направляя внимание группы на то, как и для чего участники используют групповое пространство.

Участие в группе:

Участие в динамической группе подразумевает некоторый вид душевной работы, а не просто присутствие в определенном месте в оговоренное время.

Максимальную эффективность участник может получить в том случае, если он пробует быть открытым – говорить о возникающих в связи с другими участниками чувствах и переживаниях, о впечатлениях и наблюдениях, относительно группового процесса.

Открытость – понятие не количественное, а качественное. Можно сказать лишь несколько слов, но в итоге, они откроют о человеке больше, чем целая речь.

В то же время, открытость не должна быть насильственной и слишком быстрой - у каждого человека свой темп самораскрытия, во многом связанный с предыдущим жизненным опытом, уровнем доверия в группе и стадией групповой динамики.

Кроме содержания интеракций между участниками (что каждый думает, чувствует и хочет), очень важна и форма коммуникации: в групповом процессе, мы стараемся использовать «Я-сообщения», воздерживаться от обвинений, сравнений и вербальной агрессии.

Пожалуй, это базовые сведения о работе психодинамической группы.

На данный момент в Gaverdovskaya Studio идёт набор в терапевтические группы:

"Встречаясь с другими":

Динамическая терапевтическая онлайн-группа Встречаясь с другими - студия психологической помощи Полины Гавердовской

"От одиночества - к отношениям":

От одиночества - к отношениям - терапевтическая онлайн-группа студии психологической помощи Полины Гавердовской

Присоединяйтесь!


Участие в групповом процессе – опыт насыщенный, интересный и обладающий большим потенциалом, это хорошая возможность и для разрешения сложностей, и для приобретения новых творческих форм общения.

Автор статьи: Анна Соловьева

психолог, гештальт-терапевт, групповой ведущий, супервизор Студии Полины Гавердовской

Понравилась статья?

Вы можете записаться к Анне на консультацию по ссылке:

Соловьева Анна - психолог, гештальт-терапевт, групповой ведущий в Gaverdovskaya Studio