На акварельной бумаге часто пишут от светлого к тёмному.
Этот способ работы современной акварели смущает художников, работающих другими материалами, которые чаще пишут от самого тёмного пятна. Действительно, делая наоборот, т. е. положив несколько самых тёмных пятен, легче увидеть в картинной плоскости предметы. Тёмные пятна сразу создают объём, и детали в свете наше сознание дорисовывает само.
Работать с полутонами проще, если уже есть самое тёмное пространство (наши пятна) и самое светлое (бумага). Так мы и делали акварелью, когда писать можно было только а ля прима — в один слой, иногда в два. Больше наш ватман не выдерживал. Поэтому мы просто стыковали пятна, не заботясь о плавности входа одного в другое, и получалось что-то вроде мозаичного письма.
Всё поменялось, когда появилась возможность долго двигать краску на влажной поверхности. Стало легче сделать плавные переходы, но сложнее оттого, что работать так пришлось от самого светлого пятна, чтобы не размывать тёмное, а класть его на светлую подложку.
Продемонстрирую принцип работы от светлого к тёмному.
Вот начало моей работы «Маленький человек в большом мире». В первых двух этапах я заложила мягкие формы лица и одежды, а потом залила сверху фон — словно темнота пытается наступить, но не может. В целом всё смотрится бледно и размыто.
На фото этапов интересно выглядит каждое новое действие, от него как будто высветляются предыдущие. Это камера так фокусируется.
Так, слой за слоем, проявляется образ, как при цветной печати. Это очень сложно вытерпеть художнику — зная конечную цель, ждать просушек, класть краску не в полную силу. Зато так получается выявить форму мягко и плавно.
Вот так, от светлого к тёмному, появилась акварель с плавными переходами.
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.