Давайте начнём с признаков, что ребёнку сложно и плавно перейдём к причинам.
Итак.
Как понять, что ребёнку учиться сложно?
При этом не просто: “Да, это трудно, но я справляюсь”, а “Караул, я не вытягиваю самостоятельно”.
Вот признаки, по которым Вы можете это понять:
🔸 ребёнок говорит, что ему сложно учиться (повторяет это периодически);
🔸 успеваемость резко снизилась;
🔸 Вы получаете сигналы от классного руководителя или других учителей;
🔸 сделать домашнее задание ребёнок не может (Ваша помощь нужна не разово, а постоянно или время от времени);
🔸 у ребёнка случаются перепады настроения - это может происходить от стрессов и перегрузок;
🔸 изменились сон и аппетит (их либо нет, либо чрезмерные).
Всегда держите связь с учителями и старайтесь узнавать, как у ребёнка идут дела. Причём, просите рассказывать, как есть, где есть сложности и проблемные места.
Почему ребёнку сложно даётся учёба?
🔶 Рано пошёл в школу.
Если ребёнок слишком мал, не созрел биологически, то есть его мозг ещё недостаточно развит для серьёзного обучения, то могут возникать сложности на всём этапе учёбы. Не спешите со школой.
🔶 У ребёнка есть диагнозы.
Если есть ЗПР, ЗРР, СДВГ, СДВ, травмы головы, нарушения нервной деятельности и другие моменты, которые могут мешать учёбе, то всегда такому ребёнку будет сложнее, чем другим.
При этом не нужно отчаиваться и ставить на ребёнке крест. Нужно помогать ему, заниматься развитием мозга. И насколько возможно его вытянуть в Ваших условиях, настолько и нужно это делать, и даже чуточку больше.
Мозг ребёнка более податлив и лучше восстанавливается, поэтому есть все шансы ребёнка с диагнозом очень хорошо подтянуть.
🔶 Нет мотивации, желания учиться.
Если нет желания, то будет трудно.
Но здесь важно понимать, что работает это в обе стороны. Если ребёнку трудно, то и мотивация постепенно пропадёт. Дети очень не любят, когда у них что-то не получается. И если им не даётся что-то, то мозг старается защитить нас и мы думаем: “Не получается, ну и ладно. Ну и не очень-то хотелось”.
Причина это или следствие, мотивацию повышать, конечно, нужно. Используйте инструменты для повышения желания учиться, хвалите ребёнка, отмечайте даже небольшие достижения. Так ему будет легче.
🔶 У ребёнка слабые концентрация внимания и/или память.
Это опять же биологические причины, которые существенно мешают учиться.
Если у ребёнка плохо развита концентрация внимания, то он постоянно прерывается, отвлекается, переключает внимание на что-то другое, как результат ошибки, непонимание темы и прочее.
А вот если плохая память, то получается, все стихи, правила, словарные слова, теоремы, просто невозможно выучить.
Часто эти два момента идут вкупе, что доставляет ребёнку много проблем.
К счастью, можно тренировать оба эти навыка весьма успешно.
Вам может быть интересна моя статья “Игры на развитие концентрации внимания”
Также обратите внимание на видео “У ребёнка плохая память”. Вы лучше разберётесь в проблемах.
🔶 Недостаточно развит мозг.
Здесь уже речь не идёт о каких-то конкретных диагнозах или навыках. Ребёнку сложно обрабатывать и усваивать информацию.
Любой процесс в учёбе - многозадачный и на самом деле требует больших затрат энергии, сил. Мозг работает на бешеных оборотах, хоть этого и не скажешь.
Чтобы написать слово, нужно верно держать ручку, напрягать определённые мышцы, двигать рукой осторожно и аккуратно, точно знать, какое движение будет следующим, удерживать в голове образ написания слова, вспомнить, если ли правила для этого слова, является ли оно словарным. Понимаете? Кажется, что берёшь и пишешь, но на самом деле это колоссальная работа, которую мы не видим.
Поэтому если ребёнку сложно, то всегда нужно заниматься развитием мозга.
🔶 Высокая нагрузка.
Не стоит перегружать ребёнка кружками, секциями, дополнительными заданиями. Даже если в течение какого-то времени он справляется, рано или поздно излишняя нагрузка может перерасти в стресс, истощение, психосоматические заболевания и сказаться на успеваемости ребёнка.
🔶 Ребёнок откладывает на потом, прокрастинирует.
Прокрастинация - это модель поведения. Часто ребёнок подсматривает её у близких. Если родители периодически откладывают дела на потом, то ребёнок в итоге будет поступать так же.
Кроме этого, ему может быть страшно делать большое сложное задание, он не понимает, как к нему подступиться и тянет. В итоге, это давит на него, высасывает энергию, но всё равно не делается.
Важно помочь ребёнку правильно себя организовать, ну и конечно, показывать хороший пример.
🔶 У ребёнка неприятности в школе.
Будь то проблема с учителями или одноклассниками, это почти всегда влияет на успеваемость. Если ребёнка обижают, то он думает только о том, как ему избегать неприятных ситуаций, учёба его волнует меньше всего.
Что делать, если ребёнку трудно учиться в школе?
Обычно главной причиной сложности является именно мозг - недостаточно развиты те или иные поля. К ним сюда же присоединяются низкие концентрация внимания и память.
Это база.
А дальше уже усугублять эту ситуацию могут:
🔺 строгий учитель или родитель;
🔺 недостаток внимания к успехам со стороны родителей;
🔺 проблемы в общении;
🔺 страхи и неуверенность в себе и проч.
И решаем мы проблему всегда комплексно, иначе и смысла нет.
Понимаю, что выглядит это всё сложно. Но на самом деле, главное - начать. Шаг за шагом Вы будете продвигаться всё дальше от проблемы и помогать своему малышу.
Если не понимаете, с чего начать и как распутать этот клубок, приходите на диагностическую консультацию к нам в онлайн-школу Одарение.
Тренеры посмотрят на ребёнка и смогут более подробно рассказать, какие есть трудности. А также подберут обучение, которое эффективнее всего их устранит.