Написанная в Севилье в разгар контрреформации, эта работа испанского художника Франсиско де Сурбарана (1598—1664) глубоко религиозна.
Франциск был одним из самых популярных святых и часто появлялся на картинах художников. Во многом это связано с его историей благочестивого преображения.
Первоначально сын богатого купца, живущий в достатке, он отказался от всех мирских благ после обращения в христианство в начале 1200-х годов.
На Тридентском соборе (1545-1563 г.) католическая церковь решила использовать искусство в пропагандистских целях, возвращая с его помощью протестантских странников в лоно католицизма. И пример Святых, прошедших через покаяние, как нельзя лучше подходил для этого.
Работа Сурбарана идеальный пример контрреформационной политики церкви.
Святой Франциск стоит на коленях на полу, сложив руки в горячей молитве, подняв подбородок вверх, чтобы посмотреть на божественный свет, исходящий на него.
Он прижимает череп к груди, напоминая зрителю об их смертности и необходимости немедленного обращения. Суровый тенебризм, столь характерный для стиля Сурбарана, окутывает фигуру светом, почти напоминающим духовное крещение, отменяя все декорации и выделяя Святого Франциска в качестве единственного фокуса картины. В сочетании с его размером (152 х 99 см) это выталкивает фигуру вперед, в пространство зрителя.
И все же, несмотря на это, Сурбаран, похоже, делает главный акцент не на самом святом Франциске. Стигматы едва заметны. Шнур святого Франциска, который традиционно завязывается от трех до пяти узлов, символизирующих пять ран Христа, обвязан вокруг его талии. Однако показаны только два из этих пяти узлов.
Похоже, что главное на картине, это свет и тень. Святой молится не глядя на распятие, книгу или череп руках. Вместо этого он обращает свои молитвы напрямую к Богу. В его взгляде уверенность и покой. В сочетании с уменьшением личности святого, сделанным Сурбараном, это наводит на мысль о том, что через благочестие любой может ощутить глубокую связь с Богом.
Перед каждым встает четкий выбор: преклонить колени вместе со святым Франциском на свету или раствориться в темноте позади.