Добрый день, дорогие читатели! Как обещала в последней своей статье сегодня пишу статью на тему "Нарушал ли Сулейман законы ради Хюррем"! Сразу предупреждаю о том, что я буду писать об исторических моментах, а не о тех, что представлены в нашумевшем сериале "Великолепный век". Я ничего не имею против сериала, сама не раз его смотрела, однако мой канал об истории, а не о сериале. Поэтому я не буду освещать такие моменты, как совместный портрет, 40 дней, которые якобы нарушила Хюррем, момент когда Хюррем с вещами переехала в покои султана и так далее. В истории таким моментов не было, поэтому я их сразу опускаю. В этой статье я рассмотрю три момента, которые считаются нарушением правил со стороны Сулеймана ради Хюррем и о том, что же он действительно нарушил и ради кого. Тему брака тоже особо касаться не буду.
Первое нарушение - Священная ночь четверга. В исламе есть такая традиция, что священный четверг (пятница) отдается законной жене. Если у мужчины не одна жена, а две и более, то тогда ночь четверга (пятницы) должна чередоваться между женами. Первый четверг - первая жена, второй четверг - вторая и так далее. Остальные ночи мусульманский мужчина мог проводить с любой из своих наложниц. А также в обязанности законной жены входило подготавливать таких девушек для своего мужа. По сути, в обязанности законной жены не входило ублажать своего мужа в постели, а должна была организовывать быт в семье и прочее. Теперь, что касается султана Сулеймана. Можно кратко сказать, что до Хюррем законных жен у него не было, поэтому это не может считаться нарушением с его стороны ради Хюррем. До никяха с Хюррем, он мог проводить все ночи с любой из своих наложниц. По поводу того, была ли Махидевран законной женой, я писала ранее в статье про брак султанов. Между Сулейманом и Махидевран не было никяха, других данных по поводу их брачного союза нет.
Второе нарушение - Роспуск гарема. В своей книге Луиджи Бассано писал о том, что султан выдал замуж девушек своего гарема, чтобы жить со своей любимой женой в моногамном браке. Эту книгу Бассано написал в 1545 году. Сколько лет он прожил в ОИ и в каком городе ОИ он жил неизвестно. По его книге можно понять лишь то, что он не пересекался с Ибрагимом пашой, не имел связей со двором султана, как послы и явно передавал лишь сплетни, услышанные на улицах, возможно даже не в Стамбуле. В 1541 году произошел всем хорошо известный пожар, о котором писали послы многих стран, к примеру, французский посол и дипломат Гийом Пелисье в марте писал :
"27 января (1541 года) сгорел Старый дворец, где проживают женщины Великого Синьора, вместе с имуществом ценою в полутора миллионов золотых монет. Пожар уничтожил и драгоценности, и все остальное. Даже султанша (Хюррем) потеряла все самое красивое и лучшее, что у нее было. Фаворитка Великого Синьора по имени Straichilla погибла ради 25 000 дукатов. До этого пожара в Константинополе сгорела несколько домов."
Из этого послания можно вынести еще одно так называемое нарушение, что после никяха Хюррем проживала в Топкапы. Это не так, Гийом пишет, что вещи султанши также сгорели, значит до пожара Хюррем проживала в Старом дворце. Также упоминается фаворитка Сулеймана, которая была любимицей до пожара. Хюррем не была единственной женщиной после никяха. Теперь посмотрим, отчет венецианский посла Бернандо Наваджеро, находившийся в Стамбуле 1549-1552 гг.. В своем отчете февраль 1553 года он писал, что у султана 4 дворца : один находится в Андернополе (Эдирне), один в Пере (Галата), два в Константинополе, так называемый Старый дворец и тот, в котором проживает Гранд Синьор. Еще он описывает, что в так называемом Старом дворце проживает около 600 человек (а Лесли Пирс в своей книге отмечает, что в Старом дворце помимо обслуживающего персонала, проживало 167 наложниц). Наваджеро в своем отчете отметил еще то, что во дворце в Пере и в главном дворце проживают мальчики, а во дворце в Андернополе и в Старом дворце проживают женщины Гранд Синьора и они регулярно пополняются девушками из разных христианских стран. Можно также упомянуть и турецких историков, к примеру, Йылмаз Озтун в своей книге отмечает, что у султана было 14 детей и минимум двое (сын Орхан и дочь) родились в середине 1550-х годов, что также указывает на то, что не было роспуска гарема и Хюррем не была единственной женщиной Сулеймана ни до никяха ни после него. Сразу отмечу, что я не отрицаю того, что Хюррем играла важную роль в жизни султана, и была выделена Сулейманом, и эти девушки скорее всего не были соперницами Хюррем, так как не играю особую роль для султана. Однако я пишу о самом факте, что не было роспуска гарема ради Хюррем, несмотря на ее значимость.
Теперь третье нарушение - "Одна наложница - один сын". Честно говоря я не знаю, откуда оно вообще взялось, но фигурирует во многих книгах. Начну сразу с Махидевран. В сети встречается информация о том, что у нее было минимум 4 ребенка. Я ничего не могу сказать об этом факте. В исторических источниках я нашла лишь информацию из родословной князей Черкесских, что у нее было аж 5 детей. Может и было, но я не нашла других подтверждений этому факту. Можно лишь отметить, что когда султан пришел к власти в 1520 году у него было 3-е сыновей, семи, пяти и трех лет. Об этом я писала ранее в одной из своих статей. Послы также писали, что Махидевран из Манисы ехала беременная, а Марко Минио в своем отчете в 1522 году писал, что пока султан был в походе в Белграде у него умерло трое детей : двое мальчиков и одна девочка. Девочку вполне могла родить Махидевран, раз она ехала беременная и эта девочка в течение года могла умереть в раннем возрасте. Других сведений о Махидевран нет. Однако уже этот факт говорит о том, что этот принцип был нарушен не только для Хюррем. Теперь другие примеры...
Для этого обратимся к книге Чагатай Улучая "Падишахи и их жены". Хафса родила минимум одного сына и трех дочерей. Интересно, что Сулейман у нее явно был первенцем, так как Селим в Трабзон был назначен в 1493 году, а Сулейман родился в 1494 году. Бейхан, Хатидже и Фатьма были рождены примерно в таком порядке : 1498, 1496 и 1500 гг. Есть еще захоронение в Трабзоне где вместе с бабушкой Гюльбахар похоронены внук Салих и внучка Камер 1503 года, может их Хафса родила... Снова нарушение этого принципа... Другие примеры. Баязид II имел двух младших сестер, они захоронены вместе с матерью Гюльбахар. То есть наложница Фатиха Гюльбахар родила сына, а после двух дочерей. А наложница Баязида I родила двух сыновей Ису и Мусу, возможно и Мехмета Челеби, который официально сменил своего отца на троне. Интересную информацию можно еще найти в диссертации Мамедова, в которой он пишет, что лишь султан Мехмет III жил по принципу "Одна наложница - один сын", у него дети были от разных наложниц. Считается, что Махмут и Мустафа I были рождены одной наложницей, однако это не так. Мать Махмута была казнена вместе со своим сыном и его сторонниками. И Хандан не была его матерью. Мать Мустафы в Реестре Валиде Султан осталась безымянной... Можно конечно возразить, мол девочек можно было рожать сколько угодно, только вот ни один султан мира не мог знать, что после мальчика наложница будет рожать только девочек. Это даже сейчас возможно только лишь на средней стадии беременности знать, а никак не до нее. Делаем вывод, что даже если этот принцип и существовал, то его не нарушал лишь один султан Мехмет III, а значит и Сулейман не нарушал этого принципа ради Хюррем.
А теперь о том, что же он нарушил...
Можно по коллажу определить, что сейчас речь пойдет не только о Хюррем, но и о Михримах. Итак, главное нарушение Сулейман в том, что после никяха Хюррем осталась во дворце. Отмечу, что не сам никях был этим нарушением, а именно то, что она осталась во дворце. Почему? Напишу чуть позже. Второе нарушение касается как раз Михримах. Она была выдана замуж и также оставлена в столице, а не отправлена в провинцию вместе с мужем. Многие историки на основание отчетов послов сделали вывод, что Сулейман был очень подозрительным и мало кому доверял. Можно сказать, что таковых было всего 4 человека : мать Хафса, Ибрагим паша, Хюррем и Михримах. В марте 1534 года умирает Хафса, в апреле-мае того же года султан жениться на Хюррем как раз для того, чтобы наделить ее полномочиями главы гарема, заменив его мать, и чтобы оставить ее в столице. В марте 1536 года был убит Ибрагим паша, и количество близких людей сократилось до двух человек, Михримах к тому времени подросла. В 1539 году Сулейман выдает замуж свою дочь за Рустема (делаю пометку, что Сулейман выдал ее замуж, не Хюррем. У нее была другая кандидатура в мужья дочери.), и оставляет их в столице, потому как близких людей стало слишком мало. Рустем особого расположения султана никогда не имел, хоть и был его фаворитом некоторое время. К сожалению, и то и другое отступление послужило развитию так называемого "Женского султаната". В последующие годы матери больше не сопровождали своих сыновей в провинции, а дочери оставались с мужьями в столице, что привело к концентрации женской власти, то есть их влияние на правление государством по средствам влияния на своих мужей. Вот такой получился печальный конец, точнее сказать, на протяжение последующих ста лет была кровавая борьба за власть. До Сулеймана, по крайней мере, воевали за трон мужчины в равном бою, а не дети с матерями...
Спасибо, что прочитали эту длинную статью! До новых встреч!
Материал был основан на : Alberi, Relazione, Vol.(IX) III ser.III отчет Marco Minio 1522 ; Vol.I ser.III отчет Bernardo Navagero февраль 1553 и Daniello de Ludovisi отчет 3 июня 1534 года/ Genealogie duce Chercesskii / "Suleyman the second and his time", Halil Inalcik and Cemal Kafadar / Chagatay Uluchay "Padishah and Kadin" / Luigi Bassano da Zara "I cоstumi et modi particolari della vita de 'turchi" / Диссертация Б.И. Мамедова "Женский султанат" / Ylmaz Oztun "Kanuni sultan Suleyman"!