Найти в Дзене
Музей истории религии

Почему цветы имеют столько символических значений

Сегодня у нас очень интересная тема для обсуждения и связана она, в первую очередь, с открывшейся в Музее истории религии выставкой "О чем рассказали цветы". На выставке мы рассказываем о мифическом, легендарном происхождении некоторых цветов, а также святых, богах и божествах, атрибутами которых выступают цветы. Отдельные экспонаты позволяют обратиться к символическому языку цветов и «расшифровать» послание, заключенное в цветочном обрамлении. Впереди у нас небольшой цикл статей, посвященный самым красивым и необычным цветам и их символике в разных религиях. Сегодня же мы поговорим о символизме цветов вообще. С происхождением цветов связано множество легенд и мифов. В древнегреческой мифологии цветы рождаются либо из капель крови, пролитой божеством или героем (миф об Адонисе, растерзанном вепрем), либо как память о друге (сюжет о Гиацинте), или же – как наказание (миф о Нарциссе). Восточная мифология связывает с цветами мифы о происхождении самих богов. Так, к примеру, лотос, символи
Сегодня у нас очень интересная тема для обсуждения и связана она, в первую очередь, с открывшейся в Музее истории религии выставкой "О чем рассказали цветы". На выставке мы рассказываем о мифическом, легендарном происхождении некоторых цветов, а также святых, богах и божествах, атрибутами которых выступают цветы. Отдельные экспонаты позволяют обратиться к символическому языку цветов и «расшифровать» послание, заключенное в цветочном обрамлении. Впереди у нас небольшой цикл статей, посвященный самым красивым и необычным цветам и их символике в разных религиях. Сегодня же мы поговорим о символизме цветов вообще.

С происхождением цветов связано множество легенд и мифов. В древнегреческой мифологии цветы рождаются либо из капель крови, пролитой божеством или героем (миф об Адонисе, растерзанном вепрем), либо как память о друге (сюжет о Гиацинте), или же – как наказание (миф о Нарциссе). Восточная мифология связывает с цветами мифы о происхождении самих богов. Так, к примеру, лотос, символизирующий миропорядок, возникший из хаоса, стал атрибутом многих богов.

Во всех культурах цветок является символом скоротечности жизни, а в силу своего строения, состоящего из корня, уходящего в землю, прямого стебля и венчающего его цветка, ассоциируется с Мировым древом. Отдельные цветы поэтому нередко служат средством связи двух миров – земного и загробного (волшебного), как, например, асфодели, цветущие в Аиде – Царстве мертвых, или аленький цветочек (у кельтов – ветвь яблони), способный переносить в волшебный мир. В эпосе о Гильгамеше цветок становится даже символом бессмертия: Гильгамеш добывает чудесный цветок со дна моря, но «лев земляной» – змей – похищает цветок и обретает способность омолаживаться, ежегодно сбрасывая старую кожу.

Многообразие символики, связанной с цветами, обусловлено рядом факторов: цвет растения, его форма, особенности произрастания, аромат и даже количество лепестков – все могло послужить символическому осмыслению. Так, Деву Марию с Младенцем нередко изображают в саду, в окружении роз; роза, цветущая на ветвях с шипами, уподоблялась Деве, живущей среди грешников.

Цветы и растения могут стать объектом поклонения из-за лечебных или иных свойств, которые воздействуют на природу человека. К примеру, известная в русской традиции одолень-трава (кувшинка), согласно народным верованиям, дает силы для одоления врага, но может и погубить, в зависимости от мыслей человека, ищущего ее.

Цветы отражают цикличность жизни, расцветая весной и увядая осенью. С весенним пробуждением природы у многих народов связаны праздники, обычаи украшать храмы и алтари; плести венки и украшать ими себя и свои жилища. На Руси на праздник Ивана Купала девушки плели венки, причем вплетаемые цветы имели значение (ромашка означала невинность, а мак напоминал о скоротечности девичьей красоты и молодости). Венок на голове, согласно поверьям, защищал девушку от злых сил. Такую же функцию выполнял венок и на дверях дома.