Мошенничество по телефону стало такой популярной аферой, что ни осталось ни одного человека в России, кому преступники еще не звонили. Исследования за 2021 год показали, что ежемесячно аферисты со счетов крадут 3,5-5 млрд рублей.
Если молодежь редко ведется на подобные «разводы», то старшее поколение отдает миллионы убедительным обманщикам. В этом посте расскажем, на что обратить внимание и какие вопросы задать, чтобы выявить мошенника. Отправьте или перескажите этот пост родителям, бабушкам и дедушкам.
Распространенные схемы:
1. Взлом карты. Аферисты представляются сотрудниками банка и говорят, что вашу банковскую карту пытались взломать или заблокировать. Чтобы «защитить» средства, просят перевести деньги на их «безопасный» счет или назвать данные карты для «разблокировки».
2. Близкий попал в беду. Говорят, что кто-то из родственников попал в тюрьму или в больницу.
3. Выиграли приз. «Радиоведущий» просит назвать данные карты для получения подарка.
4. Ошибка с переводом денег. Приходит сообщение о пополнении средств. После этого звонит человек и говорит, что закинул деньги случайно и просит перевести их обратно. А на самом деле никакие средства не поступали.
5. Служба поддержки оператора. Говорят, что меняется тариф или вы подписаны на какую-то услугу, а восстановление данных платное.
6. Просьба о помощи от лица родственника. Приходит подобное сообщение: «Мам, скинь 1700р на счет ХХХ. Мне не звони, позже объясню».
Признаки «развода»:
• Звонят или пишут с незнакомого или скрытого номера телефона.
• Требуют быстро принять решение
• Чрезмерно самоуверенны
• Настойчиво уговаривают
• Невнятно отвечают на вопросы.
• Нервничают после ваших вопросов.
• Просят переслать деньги.
• Интересуются конфиденциальными и персональными данными.
• Обещают выгод без усилий.
• Допускают ошибки в тексте или в название отправителя.
Как реагировать:
• Если говорят о вашей карте, то просите ИХ продиктовать ее номер. Мошенники, как правило, его не знают, в отличие от банка.
• Скажите, что сейчас начнете записывать ваш разговор. Аферист может запаниковать и спрашивать «зачем?».
• На просьбы абонента скажите, что вы подумаете и перезвоните. Если человек настаивает на сиюминутном решении, то с 99% вероятностью, что это развод. Кладите трубку.
• Если представились сотрудником полиции, поликлиники, банка, страхового агентства, просите назвать ФИО, должность, контакты руководство, официальный сайт. Мошенник может замешкаться.
• Если вас объявили победителем, то запросите информацию о конкурсе и найдите его в интернете. Возможно, наткнетесь на отзывы от других жертв.
• Попросите номер горячей линии, куда можно перезвонить. Мошенники откажут или положат трубку.
Важно:
1. Не сообщайте персональные данные, а именно номер карты, CVV (код сзади карты), ее пин-код, код из смс-сообщения. Сотрудники банка это и так знают.
2. Ни в коем случае не переводите деньги!
3. После звонка перезвоните в банк и перескажите то, что вам сказал абонент.
4. Если сообщили о том, что кто-то из близких попал в беду, то сразу же кладите трубку и перезвоните ему.
5. Не переходите по ссылкам в смс-сообщениях, даже если вам ее отправили знакомые.
Поставьте лайк посту, если он был полезен.