Тридцать лет назад, когда актуальным было поколение Porsche 911 серии 993, японские инженеры создали автомобиль, который до сих пор способен составить конкуренцию современным спорткарам. Toyota Supra четвёртого поколения стала не просто героем игр и фильмов, а настоящим автомобильным феноменом, сравнимым с Nissan GT-R R35, а возможно, и превосходящим его.
История создания восьмидесятой Supra началась в 1989 г., когда команда из 42 инженеров приступила к разработке кузова, двигателя и всей конструкции будущей легенды. Результатом их труда стал автомобиль с исключительно задним приводом, 2-рычажными подвесками по кругу и кузовом, линии которого стали прижизненной классикой.
Коэффициент аэродинамического сопротивления составил всего 0,31, что для 90-х было выдающимся показателем. Для сравнения, этот результат меньше, чем у многих современных суперкаров.
Сердцем Supra стал легендарный мотор 2JZ-GTE - рядная 6-цилиндровая 3-литровая установка с двумя секвентальными турбинами. По джентльменскому соглашению японских производителей мощность ограничивалась 280 л.с. при давлении наддува 0,7 бар.
Однако конструкция двигателя изначально предусматривала огромный потенциал для форсировки. Простое увеличение давления до 1,2-1,3 бар позволяет получить 380-390 л.с. без каких-либо изменений внутренних компонентов мотора.
Тормозная система Supra заслуживает отдельного внимания. 4-поршневые суппорты Sumitomo спереди и 2-поршневые сзади оснащались датчиками ABS, технология которых пришла из Формулы-1 тех лет. Эти датчики с высокой частотой обновляли положение колёс, обеспечивая максимально эффективную работу антиблокировочной системы. Результат впечатляет - торможение со 100 км/ч до полной остановки всего за 43 м. Этот рекорд среди дорожных автомобилей продержался целых 10 лет, пока в 2003 г. его не побил Porsche Carrera GT.
Спортивные достижения Supra подтверждают её исключительность. В одном из сложнейших кузовных чемпионатов мира JGTC, который сейчас переименован в Super GT, Toyota в восьмидесятом кузове пять раз становилась чемпионом Японии. Учитывая, что машина участвовала в чемпионате около 12 раз, соотношение побед к участиям получается впечатляющим. В кольцевой версии для соответствия регламенту использовался 4-цилиндровый турбированный двигатель 3S-GTE, но шасси и аэродинамика оставались на высочайшем уровне.
Отдельного упоминания заслуживает рекорд на Нюрбургринге. В 1997 г. японская тюнинг-мастерская Blitz подготовила Supra, которая прошла Северную петлю за 7 мин. 48 сек., став на тот момент самой быстрой машиной, допущенной для дорог общего пользования. Стоит учесть, что это было достигнуто на шинах того времени, которые значительно уступали современным по характеристикам.
Современная жизнь классики продолжается на гоночных трассах. На подмосковной трассе Moscow Raceway владельцы Supra до сих пор показывают времена круга около 2 мин. 9 сек., что позволяет им конкурировать с современными BMW M2 и M4 в кузове G-серии, Mazda RX-7 FD и другими спортивными автомобилями.
При этом для достижения таких результатов достаточно минимальных доработок: подвеска BC Racing, увеличенный интеркулер, модернизированный впуск и поднятое давление наддува.
Конструкция Supra изначально предусматривала запас для будущих модернизаций. Японские инженеры установили широкие для того времени шины размерностью 265 мм, в то время как многие спорткары обходились 235 мм. В колёсные арки без проблем помещается современная резина, что особенно важно для трековой эксплуатации. Шестиступенчатая механическая коробка передач Getrag отличается точностью переключений и способностью выдерживать значительно большую мощность, чем штатные 280 л.с.
Динамические характеристики Supra впечатляют даже по современным меркам. Разгон до 100 км/ч занимает 4,4 сек. в текущей конфигурации с поднятым давлением наддува. Особенность характера мотора 2JZ-GTE - выраженная турбояма до 4000 об/мин, после которой следует взрывной подхват, буквально выстреливающий машину вперёд. Длинные трубопроводы от турбин к интеркулеру создают определённый турболаг, но когда наддув вступает в работу, ощущения незабываемые.
Управляемость Supra отличается от европейского подхода к настройке шасси. Японские инженеры создавали автомобили-инструменты, где функциональность ставилась выше тонкой обратной связи. Руль не перегружен информацией, реактивное усилие минимально, но точность реакций на команды водителя удивительна. Жёсткость кузова и скорость передачи сигнала от рулевого колеса к колёсам впечатляют даже сегодня. На треке машина демонстрирует отличный баланс и предсказуемость поведения на пределе.
Интерьер Supra выполнен в духе технологического минимализма. Передняя панель отделана простым пластиком, напоминающим материалы концептуальных автомобилей. Главное внимание уделено информативности приборов - тахометр размечен до 10000 об/мин, спидометр до 320 км/ч. Эргономика продумана для активного вождения, все органы управления расположены оптимально для быстрой езды.
Рыночная ситуация с Supra A80 типична для японских спортивных легенд. Сначала они были просто подержанными машинами, на которых активно гоняли, не особо жалея. Затем наступил период, когда они практически обесценились, их украшали сомнительными обвесами и не воспринимали всерьёз.
Сейчас же началась эпоха ностальгии и переосмысления, цены взлетели до небес. В Москве два предложения стартуют от 7 млн руб. и доходят до 10 млн руб. В регионах можно найти экземпляры за 3,2-3,6 млн руб., но и там встречаются варианты за 8,8 млн руб.
За эти деньги можно купить BMW M4 F82, установить качественную подвеску, тормоза, воздуховоды и получить машину, способную ехать на уровне Supra. Но дело не только в скорости. Toyota Supra A80 наряду с Subaru Impreza WRX STI серии GC, Nissan Skyline GT-R R32, Mitsubishi Lancer Evolution и Mazda RX-7 FD стала тем японским автомобилем, который получился абсолютно вне времени.
Феномен Supra заключается в том, что в 1995 г., в 2005 г., в 2015 г. и сейчас в 2025 г. это остаётся совершенно актуальной машиной для тех, кто видит в автомобиле нечто большее, чем средство передвижения. Она готова к треку без серьёзных доработок, способна подарить яркие эмоции на извилистых загородных дорогах, при этом сохраняя определённую повседневную практичность.
Особенность японского подхода к созданию спортивных автомобилей проявляется в Supra максимально ярко. Это машина-инструмент, требующая понимания и правильного обращения. С ней нужно быть решительным, знать, зачем ты сел за руль и что собираешься делать. Тогда возникает гармония между водителем и машиной, появляется понимание и приходит результат.
Supra не стремится быть утончённой и деликатной. Это честный, брутальный спорткар старой школы, где 300 с лишним л.с. направляются на заднюю ось через 6-ступенчатую механику без электронных помощников. В эпоху тотальной цифровизации и электронного контроля такая непосредственность вызывает особое уважение.