Найти тему
Жизнь как она есть

Не пара

Галя и Поля и за одной партой сидели, и были соседками по кроватям. Поэтому, проснувшись, всегда будили друг друга. Делали это по-разному.

Если Галя будила, что было крайне редко, то она ограничивалась бурчанием и стаскиванием одеяла с подружки.

После этого она снова ворчала что-то свое, и ныряла под одеяло. А, что, Полька разбудит, не даст проспать.

А если Поля будила подружку, то делала это ласково, тихо - почти шепотом. Но Галя, несмотря ни на что, всегда делала ей замечания.

- Чего ты раскричалась, я еще полежу, - бурчала она недовольно, переворачиваясь медленно и обстоятельно на другой бок.

- Галька, ты чего, первый урок Машули! Вставай скорее, - говорила терпеливо в ответ Поля, вскакивая с кровати.

Галя, видя, как подружка быстро бежит умываться, кривила губы, лениво потягивалась и хмурила бровки.

- Ну, вот, вечно она права, - приговаривала недовольно девочка, сложив руки на коленях. - Придется вставать…

Поля, чистенькая и причесанная влетала пулей в палату, чтобы надеть коричневое платьице и старательно наглаженный с вечера белый воротничок и черный фартушек.

А Галя в этот момент только-только поднималась с кровати все с тем же недовольным видом. Она медленно шла умываться, чистить зубы и заплетать косы.

Возвращалась точно так неспешно, будто спешить некуда. Медленно надевала выглаженную подружкой форму, обувалась и выходила в коридор.

Поля, как всегда, терпеливо дожидалась Галю. Не пыталась даже деликатно подгонять ее. Просто вздыхала с облегчением, когда та, важная и самодостаточная, подходила к ней.

Вот так, держась крепко за руки, девочки и шли на урок. Их класс находился в другом корпусе. И, чтобы попасть туда, надо было одеваться по погоде.

*****

Выйдя на улицу, они всегда всматривались в окружающий мир. Именно всматривались, потому что это была своеобразная пауза перед уроками.

А сегодня, в первый день занятий, они, выйдя из корпуса, замерли на месте.

Прямо перед ними разлеглось осеннее золото листьев, падающих с деревьев. Над их головами простерлось синее-синее и без облачка небо. В глаза ласково светило солнышко. Легкий ветерок обвевал лицо.

Девочки улыбнулись весело друг другу и, не сговариваясь, побежали. И не только потому, что настроение поймали.

Впереди себя они увидели математичку. Машуля, а вся ребятня за глаза так ласково и называла Марию Александровну, часто задерживалась на свой урок.

Ведь Машуля не просто учитель, а еще и директор. И ей докладывают обо всем, что происходит во вверенном ей учреждении. И ей приходится принимать меры.

Вот и сейчас директриса старалась прибавить шагу. Потому что увидела, что опаздывает на урок не только она, а и эти две девчонки.

Они ни разу не пришли вовремя. Машуля и отводила душу в первые несколько минут урока.

*****

- Ну, вот, полюбуйтесь, опять эта парочка опоздала! – уперев руки в боки, не успев отдышаться от быстрого шага, шутила Машуля.

После того, как класс разражался смехом, она привычно произносила:

- Таак, еще раз придете позже меня…

- То вы не допустите нас к уроку, - заканчивали за директрису девочки, и дружно бежали к своей парте.

Математичка умолкала, и, скрывая улыбку, отворачивалась к доске, чтобы начать урок.

*****

К Машуле дети относились по-разному. Ну, не бывает таких директоров. Потешных, добрых и одновременно строгих. Но она была такой – смешной и немного суровой.

Могла вдруг замолчать, когда кто-то у доски плохо отвечал. И делать вид, что она смотрит в окно, звонко постукивая мизинчиком по столу.

Потом, будто вспомнив, что на уроке, она открывала журнал и, всматриваясь в глаза отвечавшего, говорила привычное: «Ладно, садись, не выучил!»

- Как не выучил, я же только что…

На такие возмущения Машуля могла столько «насыпать» вопросов, что, даже если бы и хотел, не ответил.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Особо упорных спорщиков директриса могла долго не выпускать с самоподготовки, чтобы основательно выучили уроки на завтра. И те учили!

Никто не ругал директрису, никто ее не боялся, никто не верил в ее показную строгость. Потому что Машуля считалась среди детей "своим парнем"...

*****

Математичка пропадала в интернате, практически жила тут. У нее была отдельная комната. Ну, и что, что тут было все по-спартански?

Зато было все, что делало комфортной жизнь руководителя такого специфического учреждения. Даже телевизор.

Питалась она регулярно, 5 раз в день, как и дети, коллеги. На ее столе не было излишеств. Но поварихи могли что-то лично для начальницы приготовить.

Все знали, что у Машули нет семьи. Поэтому раньше она уходила домой последней, и с большой неохотой.

А потом, когда появилось новое правило, поменялась. Правило заключалось в том, что учителя или пионервожатая могли взять к себе домой на выходные кого-то из воспитанников.

Делалось это с тем, чтобы "ребенок почувствовал себя в семье". Что вкладывала Машуля в эти слова? Это было известно не только ей.

Да, директрисе не хватало семьи, которой у нее никогда не было, ведь она была детдомовкой... Но и детворе акция понравилась.

Несмотря на то, что это была только иллюзия семьи и что акция длилась недолго, все, особенно малыши, стремились попасть к Машуле.

Даже в очередь выстраивались. Да, потом приходилось возвращаться в интернат. И у всех снова все шло по кругу.

Но возвращались дети счастливые и гордые. Ведь они пожили в семье...

*****

Учителя в интернате были разные. Но любимой после Машули почему-то считали Лидию Александровну, которую за глаза называли Лариной.

Когда открывалась дверь, и она оказывалась на пороге, класс, даже если еще не было звонка на урок, благоговейно вставал из-за парт.

Она, молодая и приветливая, всегда стремительно входила. Будто влетала! Каждый хотел тут же ответить и на ее приветствие, и на ее вопросы.Причем
ответить лучше, чем другие.

- Здравствуйте, дорогие мои, - светясь, говорила Ларина. – Ну, что вам было задано на сегодня?

Что тут начиналось! Вверх взлетал настоящий лес рук. В глазах у каждого было написано метровыми буквами: «Меня, меня спросите, ну, пожаааалуйста!»

А некоторые, самые смелые, кто стопроцентно выучил урок, громко кричали, просясь к доске.

*****

- Ну, Галя, что ты сегодня прочтешь нам?

Тут все замолкали. Галя гордо оглядывалась вокруг. Ведь ее снова спросили первой, и она снова покажет высший класс.

Но... внутренне девочка боялась этого момента, хотя знала урок на «пять». Ведь одноклассники часто потешались над ней, кудрявой толстушечкой.

Но, уж если Ларина и вызывала Галю, девочка величаво следовала к доске. И тут, поворачиваясь к учительнице лицом, нараспев, без единой запинки своим мелодичным низким голосом декламировала стих.

- Галя, тебя слушать – одно удовольствие, садись, снова "пять"! – резюмировала Ларина.

Девочка, идя к парте с высоко поднятой головой, со снисходительной полуулыбкой смотрела на подружку. Видала!?

*****

А Поля? Для нее руслит – любимый урок. И не только потому, что литература нравилась и что вызубрено вчера все назубок. Ведь урок вела любимая учительница.

Но в такие моменты девочка тоже не спешила. Если Ларина не смотрела на нее, ну и ладно. Поля незаметно поднимала руку, стараясь опустить пониже локоть.

Стоило учительнице остановить взгляд на ней, Поля рвала руку вверх. Но, если Ларина вызывала ее, девочка у доски начинала смешно таращить глаза, пытаясь хоть что-то вспомнить.

Класс начинал сначала тихонько хихикать, потом все громче посмеиваться над худенькой Полинкой.

Ларина быстро успокаивала всех. Она, догадываясь о причине такого поведения девочки, делала маленькую подсказку. Тут Поля, воспользовавшись моментом, старалась поскорее протараторить все, что выучила.

Да, это тоже была пятерка. Но не такая, как у подружки. Поля, опустив голову, плелась к парте, где ее с видом победительницы ждала Галинка.

Поля еще не знала, почему все называют любимую учительницу Лариной. Но была убеждена, что Лидия Александровна – самый красивый и добрый человек на свете…

*****

Однажды к ним, в третий «В», привели щуплого, забитого мальчишку с непослушным чубчиком, смоченным водой.

Машуля привела. И, как всегда, задержалась. Но на этот раз у директрисы была веская причина.

- Ребята, принимайте пополнение, - сказала Машуля, подталкивая вперед незнакомого паренька.

- Ну, давай, дружок, представляйся, – обратилась она покровительственно к новичку.

Но мальчик стушевался. Он волчком, исподлобья смотрел на всех, держа руки за спиной. Поля, встретившись с его взглядом, искренне улыбнулась в ответ.

В глазах парнишки промелькнуло что-то, похожее на улыбку. Он задержал взгляд на смелой девчушке. Но упрямо опустил голову, да так и молчал, переминаясь с ноги на ногу.

- Ну, ладно. Прошу любить и жаловать, то есть не обижать, - строго заключила Машуля, радуясь, что ей не пришлось объясняться, что она не просто так задержалась.

– Это - Леша Кочетков. Проходи. Вон, там, последняя парта свободна. Камчатка твоя!

Продолжение