Со школьной скамьи у меня сложные отношения с русской классикой. Объективно я понимаю, что каждое произведение, которое мы относим к этому жанру, – шедевр мировой литературы.
Но мне всегда так скучно было это читать: бесконечные страдания героев, их душевные муки и терзания, абсолютно непонятные современному подростку. И после окончания филфака я клятвенно заверила себя, что больше не возьму в руки ни одну книгу из русской классики! Как же я ошибалась.
Как я уже писала ранее, я люблю всякие книжные вызовы. Этим лето я решила принять участие в марафоне от известного буктьюбера (подробнее об условиях марафона вы можете прочитать в этом посте).
Первый пункт этого челленджа называется «Школьная программа». В начале июня я отдыхала в Ессентуках и подумала:
А почему бы мне не перечитать «Героя нашего времени», действие которого как раз происходит в этой местности?
Помню, в 9-м классе роман произвёл на меня большое впечатление. Я искренне не понимала, почему критики и герои произведения осуждают поступки Печорина. Мне очень понравился этот образ: бунтарь, романтик, себе на уме, никто его не понимает, отвергнутый обществом. В общем, идеал для влюбчивой 15-летней школьницы.
Во время второго прочтения романа моё внимание привлекли размышления главного героя о других персонажах, в частности, о княжне Мери и Грушницком. Печорин – тонкий психолог, он отлично разбирается в мотивации окружающих, подмечает особенности их поведения. И мастерски манипулирует их самолюбием, играет с чувствами других людей. При этом сам Печорин никого к себе близко не подпускает. В эмоциональном плане, разумеется.
И в этот раз он мне показался красавчиком-мерзавцем, идеальным, чтобы влюбиться в него на несколько сотен страниц, пока читаешь роман. Но вот в реальной жизни я бы не хотела встретиться с подобным человеком. А уж тем более, иметь такого друга.
Что удивительно, но кроме Печорина я не могу больше выделить ни одного персонажа, который бы мне понравился или произвёл сильное впечатление. Это обычные люди, каких мы во множестве встречаем в повседневной жизни.
Лермонтов мастерски использует «массовку», чтобы создать нужный образ главного героя через его оценки и описания других персонажей, отношение к ним и с ними, его действия, направленные вне. Но в то же время у нас есть возможность заглянуть в душу Печорина и попытаться понять и проанализировать его внутренний мир.
Печорин – умный, образованный человек с психоаналитическим складом
ума. И он отлично умеет копаться не только в душах окружающих, но и в своей. И ответ на вопрос «Почему он стал таким?» («лишним человеком», как любят характеризовать его критики и литературоведы) мы можем найти в записках самого героя:
Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло. Никто меня не ласкал. Все меня оскорбляли. Я стал злопамятен. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял и я научился ненавидеть.
Печально, что окружающие люди, которые формируют психику юного человека, могут так её сломать.
Как вы думаете, что стало причиной формирования такого характера у Печорина? Напишите в комментариях ваши впечатления от романа.
Если вам понравилась статья, поддержите мои труды лайком. Подписывайтесь на канал – впереди вас ждёт много интересного и полезного.
Приятного чтения!
Лека, блогер, который читает
#книжный_марафон #что почитать #книги на лето #книжный вызов #каникулы_с_книгой #русская классика #лермонтов #печорин #геройнашеговремени