Найти тему

Фотоаппараты Werra: "стиляга из Восточной Германии"

Оглавление

После окончания Великой Отечественной войны Германия оказалась разделенной на 4 оккупационные зоны. Это разделение коснулось и Zeiss ikon, одна её часть оказалась в Восточной Германии, в Йене (пригород Дрездена), другой же завод находился уже в Западной Германии в Штутгарте. Производство в Йене продолжилось и спустя некоторое время, уже в 50-х, Восточный Цейсс представил новую камеру – Werra.

Werra (1954-1955)

Werra, фото взято с http://cjs-classic-cameras.co.uk
Werra, фото взято с http://cjs-classic-cameras.co.uk

Первая модель была представлена Werra в 1954 году на Лейпцигской весенней ярмарке и сразу обрела успех. Небольшой, дешевый фотоаппарат, обладающий оригинальным дизайном, - камера обладала всеми качествами для успеха на рынке. Множество различных фишек и интересных технических решений было реализовано в данном фотоаппарате.

Так, например, фотоаппарат обладает уникальным механизмом взвода затвора и транспортировки пленки. Главной проблемой для конструкторов в то время было то, что взвод затвора и транспортировка пленки не были связаны между собой, и для что чтобы сделать кадр, нужно было сначала перемотать пленку, а потом взвести затвор. В Werra же применен другой принцип: для того, чтобы взвести затвор нужно провернуть до упора кольцо, находящееся за объективом. Снизу данное кольцо было соединено с зубчатой рейкой, которая во время проворачивания кольца приводит во вращение зубчатый барабан механизма транспортировки пленки. После взвода затвора и перевода пленки на один кадр кольцо за счет пружины возвращается на место. Просто и лаконично.

А вот и сам механизм взвода затвора и перевода пленки. фото взято с https://zeissikonveb.de
А вот и сам механизм взвода затвора и перевода пленки. фото взято с https://zeissikonveb.de

Корпус был отлит единой деталью из алюминиевого сплава для достижения большей точности рабочего отрезка. Вообще, очень внимания уделялось качеству снимков с этих фотоаппаратов. Были проведены обширные исследования в данном направлении. По итогу, точность первых камер была избыточна для шкального фотоаппарата, и дальнейший потенциал реализовался лишь позднее, когда Werra стала системным дальномером.

Затвор в Werra стоит также собственного производства. Для понимания того, что это означало тогда для фотоиндустрии ГДР, приводится историческая справка. Дело в том, что в 20х-30х годах концерн Zeiss производил затворы для своих фотоаппаратов через дочерние компании, находящиеся в Мюнхене (Friedrich Deckel AG) и Кальмбахе (Alfred Gauthier). Данное решение позволяло оказывать скрытое влияние на остальные компании (Voigtländer, Franke & Heidecke, Certo, Beier и т.д.). После войны Германия была разделена на зоны оккупации. Начались перебои с поставками затвором, и данную проблему надо было как-то решать. Поэтому разработка собственного центрального затвора было очень важно для тогдашней фотопромышленности ГДР. Первым шагом в этом направлении был затвор Vebur. Именно этот затвор стоял на первых камерах Werra. Vebur являлся немного доработанным затвором Compur. Про дальнейшие разработки в данном направлении мы расскажем позднее. Особенностью расположения затвора в Werra было то, что находился он не между линзами, как обычно, а перед объективом. Данное решение также поспособствует дальнейшему превращению из шкального фотоаппарата в системный дальномер.

Отдельных похвал заслуживает внешний вид фотоаппарата. Сатинированный алюминий корпуса в сочетании с кожей цвета хаки, крышка объектива, обклеенная той же самой кожей, лишь одна кнопка спуска на верхней панели, ну и общий минимализм делают эту камеру крайне стильной.

В общем и целом, фотоаппарат получился крайне удачным, но как у данной модели присутствовал ряд недостатков, которые в дальнейшем будут исправляться в Werra I.

Werra I (1955-1967)

Werra I, фото взято с http://cjs-classic-cameras.co.uk
Werra I, фото взято с http://cjs-classic-cameras.co.uk

Основным недостатком первой Werra был её затвор. На момент выхода он откровенно устарел. Сделанный на основе Compur, который был разработан ещё в 1912 году, Vebur не выдерживал никакой конкуренции перед современными аналогами. У Vebur была ещё старая шкала выдержек, к тому сами выдержки были расставлены неравномерно. К тому же данный затвор не имел синхронизации. В целом, Vebur оказался полумерой для фотоаппарата, и, чтобы шло дальнейшее развитие линейки, нужен был принципиально новый затвор.

Разработка нового центрального затвора началась во второй половине 1954 года. В основу был взят принцип работы, придуманный ещё Густавом Дитцем. В обычном затворе лепестки совершают возвратно-поступательные движения. Требуется время на то, чтобы лепестки сначала раскрылись, а потом закрылись. В затворе Дитца лепестки не меняли направления своего движения. Это позволяло сократить максимальную выдержку.

Секторы затворов Compur (слева) и Prestor
Секторы затворов Compur (слева) и Prestor

Разработка затвора шла с большими техническими трудностями. Также были и организационные проблемы. Из-за этого, по итогу, новый затвор Prector был запущен в производство лишь в 1960 году. До этого момента часть камер комплектовалась старым Vebur и мюнхенским Synchro-Compur 500, который был дорогим и который приходилось оплачивать иностранной валютой. После запуска нового затвора Carl Zeiss Jena уже не зависел от западных поставок. У первых затворов Prestor самой короткой выдержкой была 1/500, в дальнейшем конструкторам удалось сократить её до 1/750. Данные показатели были лучше, чем у мюнхенского Synchro-Compur 500. И всё бы было хорошо, если бы не одно но – единственным проектом, где использовался Prestor, была только Werra. Почему так, уже неизвестно.

По внешнему виду Werra I мало чем изменился по сравнению с Werra. Поменялось кольцо взвода затвора. Добавился синхроконтакт. В 1965 году произошёл глобальный редизайн всего семейства камер. Об этом мы поговорим позднее.

Werra I является лишь небольшой доработкой первой камеры серии, но в то же время это прочный базис, на котором уже выстраивалось дальнейшее расширение линейки. А оно, поверьте, было интересным.

Werra II (1957-1968) или WerraMat (1961-1968)

Werra II, фото взято с http://cjs-classic-cameras.co.uk
Werra II, фото взято с http://cjs-classic-cameras.co.uk

Werra II, как и её собратья Werra III и Werra IV впервые были показаны на осенней ярмарке в 1957 году, и, если двое последних пошли в производство только в 1958, из-за трудностей в освоении, Werra II после презентации постепенно начала появляться на прилавках магазинов. Главным новшеством данной модели был встроенный в камеру экспонометр. На ранних моделях он был несопряженный. Позднее, в 1961 году, прошла модернизация Werra II, улучшение заключалось в новом сопряженным экспонометром. В остальном, модель полностью идентична Werra I. Сейчас же, поподробнее поговорим об экспонометрах, которыми были оборудованы Werra и Werra II в частности.

Для измерения экспозиции у фотоаппарата имеется окошечко с селеновым элементом, это окошко прикрывалось специальной крышкой, защищающей селен от выгорания и являющейся блендой, предотвращающей засветку экспонометра от неба. На верхней панели фотоаппарата присутствует шкала с индексами. Для того, чтобы фотографу узнать нужную диафрагму и выдержку необходимо сначала посмотреть на показания стрелки наверху. Сзади находился калькулятор экспозиции, там указывалась чувствительность фотопленки и показания шкалы. После выставления этих параметров фотограф показывались все возможные экспопары.

Калькулятор экспозиции, фото взято с http://cjs-classic-cameras.co.uk
Калькулятор экспозиции, фото взято с http://cjs-classic-cameras.co.uk

Несопряженный экспонометр хоть и был достаточно простым решением проблемы нахождения верной экспозиции, но он уже удовлетворял современному развитию. Требовался новый сопряженный экспонометр. Инженеры Carl Zeiss разработали систему для передачи значений выдержки и чувствительности пленки в фотоаппарат. Для правильной работы экспонометра требовался новый ряд выдержек с одинаковым расстоянием между друг другом. Теперь же поговорим о принципе работы данного экспонометра. Фотограф выставляет ISO фотопленки с помощью кольца вокруг объектива, затем устанавливается нужная выдержка. Сверху есть шкала диафрагм, фотограф на неё смотрит и выставляет значение диафрагмы. Определение экспозиции с сопряженным экспонометром стало намного проще.

На фото показан видоискатель Werra V, у WerraMat, за исключением дальномера и рамок других объективов, видоискатель точно такой же. Фото взято с https://zeissikonveb.de
На фото показан видоискатель Werra V, у WerraMat, за исключением дальномера и рамок других объективов, видоискатель точно такой же. Фото взято с https://zeissikonveb.de

В дальнейшем, уже в WerraMat появилось отображение диафрагмы, выдержки прямо в видоискателе. В видоискателе в правом нижнем были видны диски для выставления выдержки и диафрагмы, просто, а самое главное работает. Ещё в видоискателе отображается стрелка экспонометра. Также в WerraMat поменяли селеновый экспонометр на более точный и надежный. WerraMat и Werra II выпускались одновременно до самого конца производства камер Werra.

Экспонометр – это ещё один шажок в развитии фотоаппаратов в линейке, разработки в данном направлении ещё появятся в других моделях Werra. Сейчас же мы рассмотрим дальнейшее развитие линейки.

Werra III (1958-1968)

Данный фотоаппарат является этапным для всей линейки Werra. Из простейшего шкального фотоаппарата, вышедшего 1954 году, камера прошла путь до полноценного системного дальномера. В основе дальномера камеры Werra лежал принцип секционного изображения.

Картинка видоискателя проходит через специальную призму, пучок света попадает на зеркальную поверхность с рамками видоискателя и вырезанным сегментом. Другое изображение проходит через вырезанный сегмент. Похожая система использовалась в советском “Ленинграде”. По итогу получается яркое и контрастное пятно, с помощью которого очень просто наводиться на различные объекты.

Также для данной камеры были сделаны 2 объектива, кроме стандартного Carl Zeiss Tessar f:2.8/50 mm. О них поговорим поподробнее.

Для охвата широкоугольного диапазона была версия первопроходца ретрофокуса Flektogon 2,8/35 мм для Werra III (и соответствующих родственных моделей). Этот объектив был создан летом 1949 года специально для первых 35-мм зеркальных фотоаппаратов из Дрездена. У зеркальных камер и Werra была одна проблема – это большой рабочий отрезок. У зеркалок это было вызвано присутствием зеркала, для которого нужно было место. В Werra же большой рабочий отрезок был из-за того, что громоздкий центральный затвор находился не между линзами, как обычно это и делается, а между корпусом камеры и самим объективом. Изначально, в 1956 году для камеры был сделан отдельно просчитанный Flektogon, заточенный под Werra. В дальнейшем конструкцию оптимизировали и линзоблок стал единым для зеркальных фотоаппаратов и Werra.

Все три объектива в разрезе, фото взято с https://zeissikonveb.de
Все три объектива в разрезе, фото взято с https://zeissikonveb.de

В разработке длиннофокусного объектива были иные трудности. Проблема здесь была в том, что задняя линза должна была быть сильно ограниченной в диаметре из-за узкого прохода Prestor. Исходя из этого, конструкторы взяли за основу оптическую схему Соннара и переработали её таким образом, чтобы, во-первых, пучок света был сужен достаточно, чтобы пройти сквозь узкое отверстие затвора, во-вторых, задняя линза находилась бы непосредственно перед секторами затвора, дабы не снижать эффективность, и в-третьих, диафрагма была приближена к задней линзе для того, чтобы избежать виньетирования. В итоге, после решения данных проблем, на свет появился объектив Cardinar 4/100 мм.

Вкупе с ярким и контрастным видоискателем и качественными объективами Werra III является отличным развитием серии. Очередь за флагманом, который объединил бы все удачные наработки по Werra.

Werra IV (1958-1964), Werra V (1960-1964) и WerraMatic (1961-1968)

Werra IV, фото взято с http://cjs-classic-cameras.co.uk
Werra IV, фото взято с http://cjs-classic-cameras.co.uk

Для того, чтобы получить самый продвинутый фотоаппарат серии достаточно было просто объединить все свои прошлые наработки, что и было сделано. Первым на свет вышла Werra IV. По своей сути это была та же самая Werra III, только с несопряженным экспонометром. Затем, после усовершенствования экспонометра в Werra II, на прилавках магазинов появилась Werra V. На примере же этой камеры и WerraMatic мы рассмотрим изменение внешнего вида Werra.

Если же Werra IV ещё придерживалась дизайна первенца, то в Werra V изменения стали уже виднее. Первое, что бросается в глаза, это новая куполообразная крышка. Данная крышка понадобилась для того, чтобы вместить в себя новую стрелку экспонометра, которая отображалась в видоискателе. Визуально аппарат стал менее строгим, хотя и по-прежнему остаются все атрибуты «стиляги». Это и вулканит оливкового цвета, и общий минималистический дизайн.

В дальнейшем тот самый вулканит пойдет под нож и будет заменен на скучный черный. Также под нож пойдет крышка, прикрывающая экспонометр, и вот это будет уже серьезная потеря. В 1964 серию Werra ждёт глобальное изменение внешнего вида. Спереди появляется стеклянная панель, прикрывающая видоискатель, дальномер и экспонометр. Также уже черный вулканит меняется на черную кожу с рисунком «аля Зоркий 4м» и появляется разъем для вспышки. Такой дизайн остается до самого конца производства в 1968.

Конец Werra

Уже в 1964 году, когда обновляли внешний вид камер, было понятно, что Werra начинает терять позиции. Руководство VEB Carl Zeiss JENA принимает решение окончить производство в 1968 году. Этому поспособствовало несколько причин.

Первая заключалась в том, что фотоаппарат стремительно устаревал. На рынок выходили модели с автоматическим управлением экспозицией. Были попытки разработать такую камеру на основе Werra, но из-за селенового элемента это представляло трудную задачу, и дальше пары прототипов дело не пошло.

Вторая же причина была в том, что сама по себе камера была достаточно трудоемкой в производстве. Затвор Prestor хоть и был достаточно прорывным для промышленности ГДР, но общая сложность изготовления убивала все плюсы. Также дополнительные сложности вносил сопряженный селеновый экспонометр. В мире уже начали производить фоторезисторные датчики, обладающие небольшими габаритами и которые могли передавать значения с помощью транзисторной системы. Для селенового требовалось городить сложную систему механизмов.

Руководство желало освободить производственные мощности для более прибыльной продукции.

Всего за весь период производства Werra было изготовлено около 600 тысяч камер. Фотоаппараты экспортировались в более 30 стран. Серия Werra оказалась крайне успешной. И это при том, что Werra разрабатывалась в совершенно новом направлении для компании.