"Певцы нового времени" - одна из самых загадочных картин прерафаэлитов, никто и по сей день не может сказать точно, что конкретно "хотел сказать художник", когда ее писал.
Картина была написана Джоном Роддемом Спенсером Стенхоупом в 1860 году и была встречена публикой вполне благосклонно. Эдвард Коудли Берн-Джонс отмечал, что чувство цвета Стенхоупа и его подбор красок - лучшие в Европе.
Но широкой публике, конечно, был куда более интересен сюжет:
На картине изображена молодая девушка, уже не совсем ребенок, лежащая на скалистом выступе с видом на поля, где пашут мужчины с упряжками лошадей. На горизонте, за деревьями, мы можем разглядеть фермерский дом. На девушке темно - синее платье, и она закутана в черную накидку или плащ. В правой руке она держит венок из ромашек, а левую прижимает к боку. Вокруг нее разбросаны сломанные ветки, опавшие листья и два яблока. Совсем рядом, у ее ног девочки и у ее головы изображена пара малиновок. Пышные волосы героини распущены. Ее глаза с тяжелыми веками полузакрыты, а губы поджаты, словно для поцелуя. Румянец на ее щеках визуально напоминает розовые яблоки и красную грудку малиновки.
Так описывает картину биограф и и поклонник Стэнхоупа Симон По.
Однако описание картины мало отвечает на вопрос о том, кто эта девушка и почему она спит посреди полей.
Зрители сразу же заметили сходство картины с написанной в том же году картиной "Дочь дровосека" Артура Хьюза. На этой картине тоже изображена спящая девочка (годами правда сильно младше героини Стенхоупа). Картина Хьюза посвящена героине одноименной поэмы Ковентри Патомора о печальной судьбе дочери бедного дровосека, которая закрутила роман с сыном соседского сквайра. Хьюз изображает свою героиню задолго до трагических событий в момент мирного и невинного детского сна.
Об этой картине у нас есть отдельный пост.
Возможно, рассудили зрители, картина Стренхоупа иллюстрирует следующий эпизод в жизни девушки, когда она уже пребывает в плену бурного романа и задремала на пути домой со свидания.
Впрочем, в творчестве Стенхоупа есть и собственная картина в том же духе - это его первое успешное полотно "Мысли о прошлом". "Мысли ..." тоже являются иллюстрацией к литературному произведению - к стихотворению Томаса Гуда "Мост вздохов", которое повествует о печальной судьбе девушки, пошедшей в большом городе по кривой дорожке и в минуту отчаяния бросившейся с моста.
Вот, - посмотрите! еще горемычная:
Знать, истомилася жизнью голодной!
В городе людном была она лишняя -
Так приютилася в Темзе холодной.
Бережно выньте страдалицу бедную,
Горя тяжелого жертву несчастную!
Тише бери ее, мертвенно-бледную,
Девственно-стройную, детски-прекрасную!
С трупа покрытого грубой холстиною,
Липкою грязью, да смрадною тиною
С грохотом льется вода...
На картине "Мысли о прошлом" Стенхоуп рисует героиню стихотворения в момент тягостного раздумья.
Между картинами "Мысли о прошлом" и "Певцы нового времени" всего один год, и многие поклонники Стенхоупа вспомнили полюбившееся полотно и заметили, что между героинями много общего: они обе блондинки, обе одеты в синее, обе являются обладательницами кораллового ожерелья. Не может ли девочка со второй картины быть тем самым воспоминанием, в которое так трагично погружена девушка на первой из картин?
У этого предположения есть и подтверждения, вроде бы оставленные самим художником. Ромашковый венок в руках девочки намекает на первую и наивную любовь, а два яблока рядом с ней, на тот грех , к которому приведет эта любовь.
Однако у картины есть и иная трактовка, она связана с ее названием. В нем есть определенная двойственность. На английском языке картина называется "Robins of Modern Times". Это название может переводится как "Новые времена/ новая жизнь для Робин" (в этой трактовке Робин - это имя героини, а новые времена это пора юности, в которую она вступает, прощаясь с детством). Но "робин" в английском языке это так же название птицы малиновки - одной из любимых птиц британских поэтов. Именно они кстати и изображены на картине, две крошечные птички укрывают спящую девочку опавшими листами.
Есть специалисты, которые считают, что птички вполне вписываются в трактовку о печальной судьбе девочки. Ведь помимо всего прочего малиновку считали в викторианские времена символом прощения и спасения. В британском фольклоре сохранилась даже легенда о том, что птичка якобы пыталась снять терновый венец с распятого Христа и / или вынуть гвозди из его рук. Забота птиц о девочке намекает на то, что душа ее чиста и в мире лучшем она будет спасена.
Но есть и те, кто считает, что название картины намекает на совсем другую трактовку. Девочка на первом плане картины спит на девственной земле, на подернутых мхом камнях, тогда как за ее спиной простираются возделанные поля, а, чуть дальше, уже вполне современный дом. Девочка окружена плодами земли - яблоками и цветами, но на шее ее коралловое ожерелье, а на ногах вполне современная обувь. Эта спящая девочка - нимфа, почти Гея, сама мать земля. А картина рассказывает не о ее личной судьбе конкретной девушки, но о преображении мира, в котором на смену девственной красоте приходит время трудов человеческих.
Поделитесь с нами в комментариях размышлениями о том, какая из трактовок картины кажется наиболее достоверной Вам?
Присоединяйтесь к нам в Telegram, чтобы быть всегда на связи https://t.me/the_last_romantics_brotherhood