Найти в Дзене
Мои первые книжки

Голубятня на жёлтой поляне

Об этом авторе я хотел написать давно. Но столкнулся с одной трудностью: не мог выбрать произведение, с которым хотелось бы познакомить читателя в первую очередь. Потому что Владислав Петрович Крапивин создал их великое множество: более ста книг вышло из-под его пера. Многие произведения экранизированы. Книги переведены на десятки языков мира. Крапивин своими произведениями создал целый мир. Как создал он и теорию Великого Кристалла, приверженцев которой в настоящее время немало. Представьте: Вселенная многогранна, как Кристалл. Каждая из её граней — свой, отдельный мир, в котором живут люди. Но есть места, где грани Кристалла, соприкасаясь, образуют некие аномалии. И через эти грани в параллельные миры могут проходить только особенные дети, «пограничники». И очень немногие из взрослых, которых Крапивин назвал «Командоры». И для одних это — дар, для других — тяжкое испытание, а для третьих — судьба... Есть у него и другие циклы произведений: «Летящие сказки», «Сказки капитанов», «Сказк

Об этом авторе я хотел написать давно. Но столкнулся с одной трудностью: не мог выбрать произведение, с которым хотелось бы познакомить читателя в первую очередь. Потому что Владислав Петрович Крапивин создал их великое множество: более ста книг вышло из-под его пера. Многие произведения экранизированы. Книги переведены на десятки языков мира. Крапивин своими произведениями создал целый мир.

Обложка книги, издание 1988 года. Иллюстрация Евгении Стерлиговой. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Обложка книги, издание 1988 года. Иллюстрация Евгении Стерлиговой. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

Как создал он и теорию Великого Кристалла, приверженцев которой в настоящее время немало. Представьте: Вселенная многогранна, как Кристалл. Каждая из её граней — свой, отдельный мир, в котором живут люди. Но есть места, где грани Кристалла, соприкасаясь, образуют некие аномалии. И через эти грани в параллельные миры могут проходить только особенные дети, «пограничники». И очень немногие из взрослых, которых Крапивин назвал «Командоры». И для одних это — дар, для других — тяжкое испытание, а для третьих — судьба...

Есть у него и другие циклы произведений: «Летящие сказки», «Сказки капитанов», «Сказки Безлюдных Пространств»... И всё же я решил начать с его трилогии именно из серии книг о Великом Кристалле: «Голубятня на жёлтой поляне».

Ветерки. Иллюстрация Евгении Стерлиговой. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Ветерки. Иллюстрация Евгении Стерлиговой. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

И начать даже не с сюжета, а со своих впечатлений после неоднократных прочтений. Как-будто где-то я уже встречался с героями этой книги. И даже бывал в местах, которые там описаны. И даже помню чувства, которые охватывали меня в этих местах: ощущение присутствия параллельной вселенной, до которой можно дотронуться, в которую можно шагнуть. Нужно только знать правильные слова. Или воспользоваться нужными воротами для перехода. Или сыграть в правильную игру. Владислав Петрович называл это «безлюдные пространства»: на стыке граней Кристалла всё замирает, законы соприкасающихся миров смешиваются.

Мост. Иллюстрация Евгении Стерлиговой. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Мост. Иллюстрация Евгении Стерлиговой. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

А сюжет? Сюжет можно изложить в нескольких предложениях. Земля будущего. Корабль дальней разведки отправляется в очередной рейс. Из всего экипажа дежурит только один Ярослав Родин (Яр), когда на борту ниоткуда вдруг появляется маленький мальчик по имени Игнатик. Он уводит Яра с собой на Планету, где знакомит с другими ребятами. Яр включается в игру, думая, что это только игра его воображения. Но на Планете происходят необъяснимые явления, которые заставляют его поверить в реальность происходящего. В результате одного из таких явлений («Нашествия») происходит трагедия. Яр оказывается один, уверенный, что остальные дети погибли. Он добирается до Города и неожиданно встречает живого и невредимого Игнатика. Что стало с остальными ребятами — не известно.

Те, кто велят. Иллюстрация Евгении Стерлиговой. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Те, кто велят. Иллюстрация Евгении Стерлиговой. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

Через некоторое время выживших Яра и Игнатика находят Те, кто велят: то ли люди, то ли манекены. Именно они заправляют всем на Планете и диктуют: кому и как жить. Цель Тех — создание мыслящей галактики, а в процессе её создания для них любые средства хороши. Но Яр не соглашается с ними: жизни, а особенно жизни детей, важнее любых целей.

На что только не идут Те, кто велят, чтобы разделить Яра с ребятами, вплоть до попыток физического его устранения. Но у людей есть оружие посильнее, чем лазеры. У них есть Вера, Долг и Отвага.

Глеб Вяткин. Иллюстрация Евгении Стерлиговой. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Глеб Вяткин. Иллюстрация Евгении Стерлиговой. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

Трилогия включает в себя книги «Голубятня в Орехове», «Праздник лета в Старогорске» и «Мальчик и ящерка». Действие в них также происходит в трёх мирах: на Земле, на Планете и на условной Земле-2. Хотя многое из происходящего очень напоминает обычную земную жизнь с её обычными обитателями. Особенно всякие «явления» и «те, кто велят»...

Обязательно познакомьтесь с героями этой книги и с теорией Великого Кристалла. Есть над чем подумать... Ну, а лучшие, на мой взгляд, иллюстрации к книгам Крапивина создала Евгения Стерлигова.

Васька. Иллюстрация Евгении Стерлиговой. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Васька. Иллюстрация Евгении Стерлиговой. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

Когда-то давно, в 1991 году, мне посчастливилось встретиться с Владиславом Петровичем на фестивале фантастики «Аэлита» в Свердловске. Впечатления? Пожалуй, так: взрослый мальчишка.

Поэтому не хочется думать, что Командора уже нет... Это он в образе скадермена Яра спасает детей от «тех, кто велят». Это он, Корнелий Глас, рискуя жизнью, переправляет Цезаря Лота и других ребят в параллельный мир, где нет никаких индексов и они могут жить нормальной жизнью обычных детей.

У Крапивина столько же имён, сколько и граней в Великом Кристалле.

Потому что он — Командор.

Спасибо за то, что дочитали до конца! Подписывайтесь на мой канал!