Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Встречи. Ирина Данциг. Воробьёвы.

Приветствую всех читателей моего канала!

Знаете, чем, кроме приобретения желанных вещей, интересно собирательство? Тем, что при покупках (чаще) и продажах сталкиваешься с людьми, среди которых попадаются по-настоящему интересные личности, общаясь с которыми ты либо узнаёшь для себя нечто новое, либо получаешь импульс к вечному поиску Нового и Неизведанного. Как правило, "открытыми" оказываются те, кто не боится пустить тебя в квартиру - в свой "мир" (хотя я всегда и всех предостерегаю от такого амикашонства! - люди (как и девушки) бывают разные! - лучше встречаться в людном месте, или хотя бы у подъезда - это простые меры безопасности). Ну а теперь несколько историй...

ИСТОРИЯ 1. ИРИНА ДАНЦИГ. Началось всё с того, что летом 2021-го года я отыскал на интернет-барахолке шестую, недостающую кофейную пару в набор в росписи "Розовая сетка" на форме "Майская" (автор Э. Криммер). И вышел на женщину, разместившую объявление. Цена была не "кусачая", но и не низкая, а такая, за которую точно возьмут - вопрос во времени. Поинтересовался. Оказалось: продаёт не она, а её пожилая соседка. Дала мне телефон, сказала, что хозяйку зовут Ирина Владимировна.

Первое, чем удивила Ирина Владимировна, когда я попросил её уточнить адрес, была реплика: "Вы, что, не знаете дом, где снимался фильм "Три тополя на Плющихе"? Вы же говорите, что Вы - москвич!" "Я знаю только, что дом - тот, что из кинофильма "Три тополя на Плющихе" - находится не на Плющихе, но где-то рядом, - пробормотал я довольно растерянно. - Вы мне продиктуйте адрес. Поверьте, я доберусь..."

И вот я оказался на Киевской, у Площади Европы, пересёк Москву-реку по пешеходному мосту и вышел на Ростовскую набережную... Виды оттуда открываются необыкновенные!

Вид с Ростовской набережной на Киевский вокзал и Москва-Сити ("Око Саурона"). Фото не панорамное, поскольку снимал лично не панораму, а человека на фоне (в 2016-м году). Человека вырезал, осталось то, что осталось.
Вид с Ростовской набережной на Киевский вокзал и Москва-Сити ("Око Саурона"). Фото не панорамное, поскольку снимал лично не панораму, а человека на фоне (в 2016-м году). Человека вырезал, осталось то, что осталось.

Когда я нашёл дом и поднялся на... не скажу, какой этаж, я понял, почему Ирина Владимировна наотрез отказалась от встречи в метро, у метро, на улице, и вообще, где-либо, кроме собственного жилища. Ирине Владимировне Данциг (так она мне представилась) шёл 85-й год (но свежести её мысли могли позавидовать люди и помоложе (типа меня)). Надеюсь, что и сейчас она бодра, тверда духом, и дай Бог ей долгих лет. Как я понял, она готова была распродать всё своё имущество, лишь бы хватало средств на врачей, сиделок и массажистов. Кофейных пар у ней оказалось три штуки, все в превосходном состоянии, и махнув рукой, я взял все три.

"Посмотрите, может быть Вас ещё что-нибудь заинтересует."

Я заметил подбитый наборчик Гарднера (чайная пара и полоскательница с бледной деколью, все предметы не без ущерба), который меня не впечатлил, и решил сменить тему.

"Какая у Вас интересная фамилия! - изумился я. - Откуда она?"

"Первым мужем моей мамы был Владимир Данциг. Племянник Лили Брик. Вы знаете, кто такая Лиля Брик?"

"В общем-то, да, хотя я с ней лично знаком не был, но... Приблизительно знаю, кто такая Лиля Брик, да."

Лиля Брик в молодости. Как-то, будучи совсем девчонкой, мама моя (с подружкой) зашла в Третьяковку. В практически пустом зале работы Иванова "Явление Христа народу" у картины в задумчивости застыла пожилая невысокая дама. Что поразила мою маму тогда до глубины души - пожилая дама была в брючном костюме! Годы шли пятидесятые, и в брюках - не то что старушку - женщину невозможно было на улице встретить! К девочкам подошла хранительница зала, и указав на даму, прошептала, чтобы девочки её запомнили - это знаменитая Лиля Брик. Тогда она была уже давно замужем за Василием Катаняном, была не молода, но привычка превращать своё жилище в салон, где собирается вся московская богема, осталась неистребимой до конца её дней. Кстати, помните любимый всеми фильм "С лёгким паром..."? Там в первой серии Женя Лукашин говорит Гале, что их приглашают Катаняны. А Галя уговаривает его к Катанянам не ходить? Так вот, "Катаняны" в фильме - это прямой отсыл к "салону" Лили Брик! Фото взято из свободного доступа в интернете.
Лиля Брик в молодости. Как-то, будучи совсем девчонкой, мама моя (с подружкой) зашла в Третьяковку. В практически пустом зале работы Иванова "Явление Христа народу" у картины в задумчивости застыла пожилая невысокая дама. Что поразила мою маму тогда до глубины души - пожилая дама была в брючном костюме! Годы шли пятидесятые, и в брюках - не то что старушку - женщину невозможно было на улице встретить! К девочкам подошла хранительница зала, и указав на даму, прошептала, чтобы девочки её запомнили - это знаменитая Лиля Брик. Тогда она была уже давно замужем за Василием Катаняном, была не молода, но привычка превращать своё жилище в салон, где собирается вся московская богема, осталась неистребимой до конца её дней. Кстати, помните любимый всеми фильм "С лёгким паром..."? Там в первой серии Женя Лукашин говорит Гале, что их приглашают Катаняны. А Галя уговаривает его к Катанянам не ходить? Так вот, "Катаняны" в фильме - это прямой отсыл к "салону" Лили Брик! Фото взято из свободного доступа в интернете.

"Они встретились, когда мама жила в эмиграции, в Германии, а Владимир приехал туда как сотрудник Торгового представительства от Советской России. - Продолжила свой рассказ Ирина Владимировна. - Они полюбили друг друга, он сделал ей предложение, и они уехали в Россию. Вся мамина родня была против, но мама приняла такое решение... Они прожили несколько счастливейших лет! А в тридцать четвёртом году Владимира арестовали как немецкого шпиона, судили и быстро расстреляли..."

"Очень интересно. Но... Извините, получается какая-то несостыковка по времени. Вы с какого года?"

"С тридцать седьмого. Да, меня мама родила от другого мужчины, имя которого она мне так и не открыла, но дала мне фамилию и отчество в память о первом муже. А вот это,- она обвела рукой стены, обвешанные картинами, - творчество её третьего мужа. Он был фронтовик, а после войны увлёкся живописью. Эйтингер его фамилия. Слышали? Нет. Его картины я тоже продаю. Если интересуетесь."

"И о какой цене идёт речь? Ну... В среднем?"

Услышав "среднюю" цену, я кивнул, а про себя решил, что Ирина Владимировна будет продавать картины отчима до морковкиного заговенья.

"А вообще, я много пишу на Прозе. Вы обо мне и моей семье можете там почитать. Всё подробнейшим образом написано."

"Что Вы говорите!? Получается, мы - родственные души! Я тоже там кое-что размещаю. Балуюсь беллетристикой."

С Ириной Владимировной мы ещё пообщались минут двадцать самым милым образом, - услышал от неё истории всех фотографий, расставленных то тут, то там: кто на них изображён и когда фото сделаны.

"А как Ваша фамилия?" - спросила она. Я назвал.

"Это не тем ли купцам-миллионерам знаменитым родственником Вы приходитесь?"

"Точно нет. - ответил я. - Просто однофамилец. Фамилия моя довольно распространённая, и все мои прапрадеды - выходцы из крестьян. И такового обстоятельства я совершенно не стесняюсь..."

"Да... Я в своё время интересовалась родословными известных российских династий: Морозовыми, Алексеевыми, Мамонтовыми... Представьте: они все - тоже выходцы из крестьян!"

"Я Вас понимаю. Окунуться с головой в Историю... Это должно быть интересно."

Засим мы расстались.

ИСТОРИЯ 2. ВОРОБЬЁВЫ. История почти повторяет первую. На интернет-барахолке была выставлена посуда, меня заинтересовавшая (в том числе и ценой, конечно). Случилось сие несколько лет назад. Оказалось - разместила объявление дочь хозяйки посуды. Поскольку сама хозяйка интернетом не пользуется, связаться с ней можно было лишь по телефону. "Я Вам даю номер, - написала мне дочь хозяйки, - только позвоните ей минут через 15-20. Я предупрежу маму. Зовут её Алла."

Доехал я до "Марьиной рощи", а оттуда ещё прошёл пешком минут десять. Открыла мне дама в возрасте, провела на кухню, предложила мне вместо набора в шесть тарелок под первое взять все, что у неё есть (девять штук). Чтобы было понятно: вербилковские тарелки под первое (!!!) с клеймом "чайник". Я простой собиратель, у меня нет под рукой каталогов, но ни до, ни после этого случая я ни разу не видел в продаже вербилковских тарелок под первое! Ни разу не встречал ни одного столового сервиза от Вербилок. Знаю, что в 1970-1980-е годы там выпускалась (отдельно?) супница - и всё! Короче, после небольшого спора по цене (хозяйка мне навстречу так и не пошла!) я согласился взять все девять.

"Вы собиратель?" - спросила меня Алла.

И тут я распушил перья, выдав всё, что знал о Вербилках: что это моё любимое предприятие, к которому прикипело сердце, что основал мануфактуру "скотский" (в смысле, шотландский) предприниматель по имени Фрэнсис Гарднер (но имя он быстро поменял на Франц - под царившее в тогдашней России преклонение перед континентальной Европой), что это случилось аж в середине XVIII-го века, и с тех пор мануфактура считается старейшей в России ЧАСТНОЙ фарфоровой фабрикой, выпускавшей вещи на продажу (не считая ИФЗ, который во-первых, не был частной лавочкой, поскольку принадлежал напрямую царствующей династии, а во-вторых, не выпускал вещей на продажу), что предпринимательской жилки Гарднеру было не занимать...

"Кстати, о жилке... - прервала мой бодрый спич хозяйка. - Мои предки тоже были предпринимателями, и известными. Воробьёвы? Слышали, наверное?"

"Нет."

"Как же!? Купцы Первой гильдии! Вы знаете станцию Расторгуево?"

"Конечно. На юге, недалеко от МКАД."

"Вот. Названа она в честь Расторгуева. Тот тоже был купцом Первой гильдии, организовал Товарищество, а мой прадед - Воробьёв - в нём был пайщиком. Товарищество выкупило дворянскую усадьбу, разбило землю на участки, и построило там дачи под продажу..."

"Боже! Как по Чехову!"

"Да. У нашей семьи только в Расторгуеве было семь дач! Полностью обустроенных, с мебелью и посудой. Вот там был фарфор! А потом пришли рэволюционэры в чёрных кожаных тужурках с красными бантами - и всё реквизировали!"

Доходный дом Н.С. Воробьёва на Полянке (Москва). Интересно, этот Воробьёв имеет какое-то отношение в прадеду Аллы (имя его я, конечно, со временем  позабыл, хотя Алла его и называла)? Кстати, здание создано в стиле РУССКОЙ ЭКЛЕКТИКИ (т.е. МОДЕРНОМ (или по-другому, АР-НУВО) тут и не пахнет!). Фото взято из свободного доступа в интернете.
Доходный дом Н.С. Воробьёва на Полянке (Москва). Интересно, этот Воробьёв имеет какое-то отношение в прадеду Аллы (имя его я, конечно, со временем позабыл, хотя Алла его и называла)? Кстати, здание создано в стиле РУССКОЙ ЭКЛЕКТИКИ (т.е. МОДЕРНОМ (или по-другому, АР-НУВО) тут и не пахнет!). Фото взято из свободного доступа в интернете.

Заодно уж предложила мне оценить её старинный сервиз. Это был столовый сервиз, пользованный, сильно битый (почти все предметы - со сколами и трещинами, на сколах был виден материал - ну очень низкого качества), в сверхупрощённой росписи (кантик по ободу у предметов, и то - не позолотой, а синей краской). Надглазурных и подглазурных клейм не было, зато было клеймо в тесте "Br". А вот по форме сервиз напоминал кузнецовский. Но я так и не смог тогда определить, к какому именно предприятию можно отнести сервиз. Однако определённо отсутствие нормальных красок и позолоты было, по-моему, связано с войной, причём война шла уже довольно долгое время, а внутри страны кое-где переросла в разруху. Так что с определённой долей уверенности я атрибутировал сервиз 1916-м или (скорее даже) 1917-м годом. Но что означает клеймо в тесте "Br", я тогда так и не понял. Лишь много позже, изучая фарфор фабрик И.Е. Кузнецова, и маниакальное упорство собственника вывести торговлю в Европу (где и без него в фарфоровом деле шла страшнейшая конкурентная борьба) - с переходом в клейме на латиницу, - я предположил, что литеры "Br" обозначают фабрику в Бронницах. А вообще, клеймо редкое, на форумах и сайтах не встречал.

Я сказал Алле, что лучше ей сервиз не продавать, так как всё равно много за него не дадут, а переживаний и хлопот будет масса. Чем её, возможно, несколько разочаровал.

........................................................

Если таковые небольшие, списанные с натуры истории вам интересны и занятны, делитесь своим отношением к ним в комментариях, если будет много положительных отзывов, буду продолжать их выкладывать (создам что-то типа мини-рубрики "Интересные встречи").

Друзья, это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо, всем дочитавшим.