Найти тему
Восемь лап!

Древняя традиция людей, исцеляющих шепотом. Многовековая практика, которой мало места в современном мире

Бабка Ванда — глаза как блестящие пуговицы, волосы, убранные под платок, одетая в блузку с цветочным принтом — рассказала фотографу Сергею Лескецу историю о своей бабушке.

Бабка Ванда.
Бабка Ванда.

Бабка Ванда сказала, что ее считали ведьмой, и местный священник запретил ей лечить людей, пока его не укусила гадюка. Она прошептала слова на ветер, и он исцелился. В конце концов она передала эту способность исцелять шепотом Бабке Ванде.

Сегодня эта древняя белорусская лечебная традиция постепенно исчезает. Для Лескеца это часть наследия его страны, и он хочет задокументировать её до того, как она полностью исчезнет.

Бабка Федора и «женский крест».
Бабка Федора и «женский крест».

Как и другие бывшие советские республики, независимая Беларусь развивалась как предсказуемо, так и неожиданно. Страна оставалась преимущественно православной на протяжении многих лет навязанного Советским Союзом атеизма.

В политическом плане страна опасно балансирует между Кремлем и Западом, а его лидер Александр Лукашенко находится у власти уже больше 20 лет и считается скорее диктатором, чем легитимным президентом.
Шепот можно прочитать над водой, хлебом, солью, сахаром или золой
Шепот можно прочитать над водой, хлебом, солью, сахаром или золой

Несмотря на все это, лечебная традиция, которую практикуют такие женщины, как бабушка Ванда, остается сильной — до сих пор. Но ей вряд ли удастся пережить убыль сельского населения страны. Сегодня трое из четырех Белорусов живут в городах.

«Традиция сохраняется на протяжении 1000 лет христианства, сталинских репрессий, атеизма и гонений на верующих в СССР, но умирает сейчас под влиянием глобализации и урбанизации», — говорит Лескец. «Молодежь не верит в эти «сказки». Они считают это ненужным и примитивным».

Бабка Надежда. «Когда люди просят о помощи, я не могу им отказать. Единственное, чему я не могу помочь, [это] моя семья… Шепотом помогают только незнакомцам».
Бабка Надежда. «Когда люди просят о помощи, я не могу им отказать. Единственное, чему я не могу помочь, [это] моя семья… Шепотом помогают только незнакомцам».

Исцеление шепотом сильно ритуализировано. «Для каждой болезни есть специальные слова. Это небольшой, часто рифмованный текст, который надо сказать на одном дыхании и еле слышным шепотом», — говорит фотограф.

«Чаще всего [они] читают слова о болезни над водой, тогда эту воду больной должен пить и умывать лицо и больное место в течение трех дней». Шептание происходит в определенные дни для мужчин и в другие дни для женщин, но не по воскресеньям или праздникам.

Текст защитных заклинаний может быть написан на бумаге, которую затем хранят, сжигают или растворяют в воде.
Текст защитных заклинаний может быть написан на бумаге, которую затем хранят, сжигают или растворяют в воде.

Целители лечат болезни и инфекции, но также и более духовные заботы: «Самые сильные целители могут изгонять даже злых духов». Их методы могут также включать травы и другие ритуалы.

Традиция исцеления, по словам Лескека, уходит своими корнями в язычество. Когда христианство пришло в Беларусь, заклинания были адаптированы для включения элементов организованной религии, включая имена святых.

Бабка Стася, которая помогла семье из Минска с плачущим, бессонным ребенком. «Когда я начинаю шептать, он тихо и сладко [засыпает]. Родители не переставали удивляться силе шепота. Это сила Божия!»
Бабка Стася, которая помогла семье из Минска с плачущим, бессонным ребенком. «Когда я начинаю шептать, он тихо и сладко [засыпает]. Родители не переставали удивляться силе шепота. Это сила Божия!»

Христианские ордена с большим подозрением относились к заклинаниям — «проклятые языческие шептуны», как они их называли, по словам Лескека. Однако религия и народная практика нашли способ сосуществовать. «Сейчас даже сами шептуны — глубоко религиозные христиане, но у них свое понимание веры и традиций».

На одном изображении из документального проекта фотографа изображен «женский крест», традиционное распятие, завернутое в куски ткани. Ткани ежегодно жертвуются жителями деревни, чтобы отогнать зло и сохранить хорошее здоровье. Лескек говорит: «Итак, крест украшен женщиной в традиционном костюме, а символ христианства подобен женщине-богине».

100-летняя христианская часовня в священной дубовой роще имеет языческую историю и иногда упоминается в шепотных заклинаниях.
100-летняя христианская часовня в священной дубовой роще имеет языческую историю и иногда упоминается в шепотных заклинаниях.

Всегда было трудно стать целителем шепотом. Знания передаются детям — мальчикам или девочкам — в возрасте от семи до двенадцати лет от близких родственников, обычно от бабушек и дедушек.

«Все молитвы преподавались устно и редко записывались на бумаге», — говорит Лескец. Были и другие требования к профессии. «Человек должен быть добрым и любознательным, целеустремленным и открытым для общения с другими».

Бабка Алена. «Я была младшим ребенком в нашей семье…. Я долго не хотела лечить людей, стыдилась, боялась […] Времена были такие, что люди даже боялись заходить в церковь».
Бабка Алена. «Я была младшим ребенком в нашей семье…. Я долго не хотела лечить людей, стыдилась, боялась […] Времена были такие, что люди даже боялись заходить в церковь».

Но посвящённым приходится ждать, иногда десятилетиями, прежде чем они смогут действительно заняться практикой — после того, как они создадут свои собственные семьи или переживут менопаузу.

Проект Лескеца начался в 2012 году, но потребовалось время не только для того, чтобы найти целителей, но и для того, чтобы завоевать их доверие.

По словам фотографа Сергея Лескеца, целители рассказали ему историю матери, которая потеряла всех своих детей в младенчестве. Ей сказали пойти на дорогу и попросить первого встречного мужчину стать крестным отцом. Она подчинилась, сказали целители, и ее следующий ребенок выжил.
По словам фотографа Сергея Лескеца, целители рассказали ему историю матери, которая потеряла всех своих детей в младенчестве. Ей сказали пойти на дорогу и попросить первого встречного мужчину стать крестным отцом. Она подчинилась, сказали целители, и ее следующий ребенок выжил.

«После этого мне было легко общаться с другими шепчущими, — вспоминает он. «Наши знания были равны». Вначале Лескец нашел 40 целителей; сегодня он знает только пять. Его цель — создать книгу из проекта, чтобы истории могли жить дальше.

С каждым годом, по его словам, в сельских селах остается всё меньше жителей и меньше молодых людей, которых можно научить этому. «Там живут старики, — говорит он, — а вместе с ними умирают и старые врачебные традиции древней Европы».

-10