Найти тему

Способы стабилизации курса в свежий и сильный попутный ветер в гонках и на длительных крейсерских переходах.

Прежде всего это две разные ситуации. Первая ситуация (гоночная) это режим риска, форсирования скорости за счёт увеличения площади и часто количества используемых на ходу парусов.

Рис. 1. На фото Фрагмент океанской гонки  Vendee Globe. Грот уравновешен двумя передними парусами: огромным геннакером и стакселем. Яхта сбалансирована и устойчива на курсе и буквально летит на подводных крыльях (фойлах).
Рис. 1. На фото Фрагмент океанской гонки Vendee Globe. Грот уравновешен двумя передними парусами: огромным геннакером и стакселем. Яхта сбалансирована и устойчива на курсе и буквально летит на подводных крыльях (фойлах).

Ещё один пример такого технического приёма

Рис. 2 Фото с океанских гонок Сидней Хобарт. Яхта российского экипажа устойчиво идёт и даже глиссирует на курсе бакштаг. Действие грота, с его способностью увести яхту в брочинг, уравновешено работой огромного переднего паруса – геннакера. Осью неустойчивости – вращения яхты на курсе условно можно считать вертикаль, практически совпадающую с мачтой.
Рис. 2 Фото с океанских гонок Сидней Хобарт. Яхта российского экипажа устойчиво идёт и даже глиссирует на курсе бакштаг. Действие грота, с его способностью увести яхту в брочинг, уравновешено работой огромного переднего паруса – геннакера. Осью неустойчивости – вращения яхты на курсе условно можно считать вертикаль, практически совпадающую с мачтой.

О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications

Вторая ситуация - длительного крейсерского перехода предполагает уменьшение риска, уменьшение площади парусов (взятие рифов и другие технические приёмы), однако не исключает возможности таких технических приёмов и в гонке, в запредельных ветровых условиях.

Рис.3 Океанская гонка Vendee Globe. Для обеспечения устойчивости на курсе Грот зарифлен, т.е. значительно уменьшен по площади. На фото видно грот опустили вниз по мачте до верхнего фалового угла переднего паруса – стакселя. Такая позиция уравновешивает  действие парусов на курсовую устойчивость яхты. Конечно уменьшены силы кренящие яхту. В эту непростую погоду с сильным ветром и волной яхта идёт сбалансировано.
Рис.3 Океанская гонка Vendee Globe. Для обеспечения устойчивости на курсе Грот зарифлен, т.е. значительно уменьшен по площади. На фото видно грот опустили вниз по мачте до верхнего фалового угла переднего паруса – стакселя. Такая позиция уравновешивает действие парусов на курсовую устойчивость яхты. Конечно уменьшены силы кренящие яхту. В эту непростую погоду с сильным ветром и волной яхта идёт сбалансировано.

Теперь перейдём к обычным яхтам на длительных морских переходах. Как следует из предшествующего фото воздействие парусов на стабильность курсовой устойчивости яхты можно достичь за счёт уменьшения площади грота. Таким образом, удаётся уравновесить «вклад» каждого паруса. Вот, например, на нашем фото, что ниже: «паруса стоят на бабочку», но грот и стаксель не полностью уравновешены.

Рис. 4 На это фото паруса лишь частично компенсируют воздействие друг друга на яхту,  но не полностью. Левый парус на фото – грот больше по площади другого паруса стакселя, что по правому борту и поэтому «пересиливает» стаксель и уводит яхту вправо. Рулевому на руле приходится для парирования этого момента удерживать руль в отклонённом состоянии.
Рис. 4 На это фото паруса лишь частично компенсируют воздействие друг друга на яхту, но не полностью. Левый парус на фото – грот больше по площади другого паруса стакселя, что по правому борту и поэтому «пересиливает» стаксель и уводит яхту вправо. Рулевому на руле приходится для парирования этого момента удерживать руль в отклонённом состоянии.

А если взять рифы на гроте, т.е. уменьшить площадь грота и сравнять его тем самым по площади со стакселем, то баланс между парусами будет оптимальным. Никаких специальных подруливаний рулевого или усилий автопилота будет не нужно.

Рис. 5 На курсе фордевинд для того, чтобы сравнять площадь грота с площадью стакселя, на гроте берут рифы – уменьшают его площадь. Курсовая устойчивость яхты таким образом оптимизируется.
Рис. 5 На курсе фордевинд для того, чтобы сравнять площадь грота с площадью стакселя, на гроте берут рифы – уменьшают его площадь. Курсовая устойчивость яхты таким образом оптимизируется.
Рис. 6  Стаксели при этом раскрепляют спинакер-гиками. Для океанских переходов многие яхты, специально для такого случая имеют два спинакер-гика (специальной съёмной реи). Я называю лтакую технику "Тактикой Пилигриммов"
Рис. 6 Стаксели при этом раскрепляют спинакер-гиками. Для океанских переходов многие яхты, специально для такого случая имеют два спинакер-гика (специальной съёмной реи). Я называю лтакую технику "Тактикой Пилигриммов"

Завершаем этот учебно-информационный материал схемой, которая иллюстрирует баланс сил на парусах.

Рис. 7  Баланс сил на парусах на курмсе фордевиндеъ. Жва стакселя стоят бабочкой.
Рис. 7 Баланс сил на парусах на курмсе фордевиндеъ. Жва стакселя стоят бабочкой.

Кроме того, в очень сильный ветер на длительных переходах яхты стабилизируют свой курс использованием плавучего якоря и подобных устройств. В таких условиях и применяются специальные паруса повышенной прочности и небольшие по площади: штормовой стаксель и трисель (вместо грота). Об этом можно почитать в он-лайн доступных учебниках на нашем сайте.

О балансе сил на парусах на острых курсах можно прочитать здесь https://dzen.ru/a/Ymf9DnJKK1Fg_DfX " Центр парусности и авария рулевого устройства яхты. Грот яхту приводит к ветру", а стаксель яхту "уваливает от ветра". Как это связано"

Всем счастливых морских миль!

Море и паруса всегда с вами в вашем смартфоне.
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен
https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications
и в наших всегда доступных бесплатно на экране вашего смартфона учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой на нашем сайте.

@АБС https://morakademy.ru/

*Текущие новости из мира морского дела и информация о парусных событиях в стране и мире и нашей академии здесь: https://t.me/morakademy

*Прием курсантов для обучения по курсу яхтенного капитана круглогодичный, заявление о приёме на обучение и вопросы присылать письменно в электронную почту morakademy@yandex.ru