О злополучных событиях на площади Тяньаньмэнь весны 1989 года, когда при помощи танков и пехоты был подавлен митинг студентов, в китайском обществе не то что не принято говорить - о них в принципе лучше не знать. Так в могучем китайском файрволе любая информация о тех событиях, отличающаяся от официальной, удаляется, а её распространители отправляются рубить лес в Синьцзян. Но в 2022 году у граждан Поднебесной появилась уникальная возможность явственно повторить события 30-летней давности.
Сегодня ночью на центральных улицах 13-миллионного мегаполиса появилась танковая колонна НОАК. Порядка 10 единиц бронетехники заняли позиции у зданий офисов крупных банков:
Всё началось ещё 10 июля, когда вкладчики узнали, что банки заморозили их депозиты и перевели в статус "инвестиций". Таким образом тысячи людей остались без банальных средств к существованию. По факту же из 5 банков просто исчезли депозиты на сумму более 40 млрд юаней (примерно 6 млрд долларов).
Всё это привело к стихийным протестам вкладчиков, которые на протяжении недели обвиняют банки в мошенничестве, а правительство в коррупции. Осознавая, что ситуация пахнет керосином, а банковский кризис только набирает обороты, коммунистическая партия приняла решение защитить финансовый сектор при помощи армии.
Насколько всё серьёзно?
Вообще использование тяжёлой бронетехники для разгона демонстраций - затея крайне скверная, ведь для хорошо организованной толпы танки в городе являются, скорее, лёгкой добычей. Очевидно, что танками компартия хочет не разогнать протестующих, а чётко регламентировать, что власть готова на всё, чтобы защитить банковскую инфраструктуру.
Однако если 30 лет назад подобные приколы имели успех (ведь тогда Китай только-только открывался для мирового рынка, создавал новые формы хозяйствования и в целом работы хватало для всех), то сегодня уровень социальной напряжённости лишь увеличивается: экономика сдувается, падают темпы роста, стремительно растёт безработица. В добавок к этому выросло то самое дисбалансное поколение парней, которое из-за политики одного ребёнка осталось без девушек (около 40 млн).
Наиболее известный российский китаевед Николай Вавилов уже несколько лет говорит о проблеме утилизации растущей социальной напряжённости в Поднебесной, а утилизировать там, поверьте, есть что.
И если сейчас ваш внутренний синофоб при виде всего этого добра обрадовался и начал потирать руки в ожидании краха молодой китайской империи, то не спешите обольщаться раньше времени. КНР, благодаря своему капиталу, выступает главным фактором экономического роста (а следовательно и стабильности) в Средней Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и Индо-Тихоокеанском регионе. Сваливание 1.5-миллиардной ядерной державы в гражданское противостояние а-ля Китай в 30-40е годы ни к чему хорошему не приведёт.