Найти тему
Кино, девчата!

Владимир Бортко: 5 режиссерских историй о съемках сериала "Бандитский Петербург"

Оглавление

Полицейские детективы и криминальные саги конца 1990-х – начала 2000-х годов – особая страница в истории российского кинематографа. Удивительно, что именно в эти трудные времена были созданы столь качественные сериалы. Они оказались образцами настоящего кино, хотя снимались в условиях малобюджетности, низких гонораров, делались буквально "на коленке", поскольку не хватало хорошей техники для съемки и монтажа. Тогда на площадки сериалов пришли именитые режиссеры, которые открыли дорогу в большое кино многим нынешним звездам.

Одним из успешных проектов той эпохи стал сериал "Бандитский Петербург". Вот несколько историй о его создании от Владимира Бортко, режиссера первых двух сезонов – "Барон" и "Адвокат", вышедших на телеэкраны в 2000 году.

Поиск сценария

Владимир Бортко. Фото: live24.ru
Владимир Бортко. Фото: live24.ru

Владимир Владимирович рассказывает, что после работы в сериале "Улицы разбитых фонарей" начал искать сценарий для "сольного" проекта. Обратился Андрею Кивинову, по книгам которого снимал серии для "Улиц...", но тот сослался на занятость и порекомендовал питерского журналиста и писателя Андрея Константинова. Он согласился. Тем более, что уже писал сценарий для режиссера Валерия Огородникова. Правда, тогда проект не осуществился.

Начало работы

Андрей Константинов. Фото: gorod-812.ru
Андрей Константинов. Фото: gorod-812.ru

Андрей Константинов дал режиссеру одну из своих книг, которая могла бы лечь в основу сценария. "В то время выходила масса книг о "лихих девяностых". Как правило, на обложке был какой-нибудь пистолет, кастет или еще что-то угрожающее. Книга "Адвокат", которую мне подарил Андрей, была примерно с такой же обложкой", – вспоминает Бортко. Шаблонность обложки не вызывала желания читать, но дома вечером режиссер все-таки открыл книгу и, по его признанию, закрыл только утром. История захватила, Бортко счел ее перспективной для съемок сериала. Он сообщил писателю, что готов сотрудничать, но посетовал – будет непросто найти деньги на съемки. Через две недели Константинов достал необходимую сумму. Помог бывший коллега по угрозыску, работавший в одном из питерских банков. Оказалось, что его босс, президент банка, большой поклонник творчества Константинова. Обратились к нему с предложением вложится в съемки, банкир не отказал. "Конечно, деньги были смешные, маленькие, но, тем не менее, как-то все образовалось. Я очень доволен, что снял тогда этот фильм. Горжусь этим", – признается Бортко.

Идея фильма

Кадр из кинофильма "Бандитский Петербург: Адвокат", 2000 г., режиссер Владимир Бортко, сценаристы Владимир Бортко, Андрей Константинов, композитор Игорь Корнелюк (скриншот)
Кадр из кинофильма "Бандитский Петербург: Адвокат", 2000 г., режиссер Владимир Бортко, сценаристы Владимир Бортко, Андрей Константинов, композитор Игорь Корнелюк (скриншот)

"Думаю, успех пришел потому, что с самого начала мы сосредоточились на кино не про бандитов, а про людей", – считает Владимир Бортко. Продюсеры долго уговаривали его и Константинова оставить в живых главных героев картины "Адвокат" и некоторых других криминальных персонажей. Оба были категорически против. Объясняется просто. Жанр "Бандитского Петербурга" – криминальная драма, гангстерский фильм. Это детектив должен завершаться победой героя и восстановлением справедливости. "Гангстерские фильмы – это рассказ о нехороших людях изнутри. ...Здесь благополучного конца быть не может. А если он и есть, то, во-первых, это нехорошо с точки зрения воспитания будущего поколения, а, во-вторых, это неправда, неточность", – уверен режиссер.

Съемки первых сезонов

Кадр из кинофильма "Бандитский Петербург: Барон", 2000 г., режиссер Владимир Бортко, сценаристы Владимир Бортко, Андрей Константинов, композитор Игорь Корнелюк (скриншот)
Кадр из кинофильма "Бандитский Петербург: Барон", 2000 г., режиссер Владимир Бортко, сценаристы Владимир Бортко, Андрей Константинов, композитор Игорь Корнелюк (скриншот)

Съемки двух фильмов "Барон" и "Адвокат" шли параллельно. По составу актеров они мало связаны между собой, поэтому удавалось снимать кусочки из двух картин сразу. Переключаться было сложно, зато экономили ресурсы и время. "Первые 15 серий были сняты одной единственной камерой, и тем не менее эти серии стали лучшими, потому что люди работали с душой, думали... не о заработках, а о том, как сделать хорошую вещь", – считает Бортко.

Продолжение

Кадр из кинофильма "Бандитский Петербург: Крах Антибиотика", 2001 г., режиссер Виктор Сергеев, сценарист Андрей Константинов, композитор Игорь Корнелюк (скриншот)
Кадр из кинофильма "Бандитский Петербург: Крах Антибиотика", 2001 г., режиссер Виктор Сергеев, сценарист Андрей Константинов, композитор Игорь Корнелюк (скриншот)

Поначалу никто не планировал продолжения. Режиссер получил в распоряжение всего две истории Андрея Константинова, их и снимал. Последующие сезоны появились благодаря зрительским откликам. Нашлись и новые спонсоры проекта. В съемках других фильмов Владимир Бортко не участвовал, но выступил продюсером сериала. Правда, свою роль в этом качестве он называет номинальной.

Друзья, киноканал Русский Детектив продолжает показ сериала "Бандитский Петербург". В эти выходные смотрите очередные сезоны – "Бандитский Петербург. Крах Антибиотика" и "Бандитский Петербург. Арестант". Ссылка на программу здесь. Читайте и другие статьи:

Спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал, вместе обсудим все самое интересное!

#кино #сериалы2000-х #бандитскийпетербург #владимирбортко #фактыофильме